Поправит ли здоровье пациента финансовая свобода главврача?
02.03.2011
Юрий ЛАЗАРЕВИЧ

Поправит ли здоровье пациента финансовая свобода главврача?

В ближайшую пятилетку в белорусском здравоохранении ожидается реформа по совершенствованию финансовой системы. Ее разработчики предлагают уйти от постатейного контроля сверху за расходованием средств и разрешить главврачам самим решать, как распределять деньги внутри медучреждения.

Что еще предлагается изменить, чтобы улучшить качество медуслуг, выясняет «Завтра твоей страны».

Хроническаяфинансовая недостаточность

Финансирование белорусского здравоохранения критическинедостаточно. По словам начальник управления планирования и экономикиздравоохранения Минздрава Елены Ткачевой,в последние годы расходы на эту сферу составляли менее 5%. В то же время пооценке аналитика по вопросам политики в области здравоохранения Бюро Всемирнойорганизации здравоохранения НорыМарковой, с учетом наполняемости белорусского бюджета этот показательдолжен достигать не менее 10 (и даже 15) процентов.

Кроме того, отмечают эксперты ВОЗ, имеющиеся средствараспределяются не всегда эффективно. Например, около 30 процентов расходуетсяна амбулаторно-поликлиническое звено, где наблюдается наибольший потокпациентов. Но даже эти средства при существующих в Беларуси механизмахраспределения финансовых средств в первичном звене в итоге являлисьнедостаточными для поддержания качества оказания услуг. Вот почему сегодня вбелорусских поликлиниках очереди не уменьшаются, индивидуальный подход кпациенту под воопросом, врачи перегружены, текучесть кадров высокая.

-- В тех странах, где первичная медико-санитарная помощьнаходится на высоком уровне, вся система здравоохранения функционирует болееэффективно и качественно, -- говорит руководитель Странового Бюро ВОЗ в Беларуси Егор Зайцев. -- Реформирование первичного звена, и, в частности,механизмов его финансирования, является краеугольным камнем для развитиявысококачественной, доступной и эффективной системы здравоохранения.

Пересмотра подходов финансирования здравоохранения требуют иэкономические условия, в которых оказалась страна.

-- Бюджет со своими ограниченными возможностями не сможетобеспечить в полном объемефинансирование всех расходов в здравоохранении, -- констатирует начальник главного управления бюджетнойполитики Министерства финансов МаксимЕрмалович. -- Придется искать внутренние резервы в самом здравоохранениидля более качественного развития системы, а также привлекать некие внешниересурсы.

Каждой сестре посерьге

По какому принципу сегодня финансируется государственноебелорусское здравоохранение?

С 2000 года в Беларуси введена система финансированиярасходов на здравоохранение в расчете на одного жителя страны.

-- Этот норматив является минимальным и отражает размербюджетных средств на одного жителя, направляемых для компенсации затраторганизаций здравоохранения на предоставление бесплатной медпомощи населению,-- поясняет Елена Ткачева.

Специалист подчеркивает: переход к такой моделифинансирования в здравоохранении имел положительные последствия для отрасли. В1990-е годы система здравоохранения финансировалась по «советским правилам»,когда больницы получали 80 процентов выделяемых из бюджета на лечение жителейстраны средств, поликлиники -- только 20. Причем, основанием для финансированиябольниц служили показатели по койко-занятости, а в поликлиниках – числоамбулаторных приемов.

-- Больницам было выгодно использовать больше коек и занимать их как можно дольше,при этом затрачивать на лечение сложных случаев как можно меньше усилий, --говорит Елена Ткачева. – А врачей поликлиник такая система финансированияподталкивала не добиваться выздоровления больного, а направлять его наследующий уровень медобслуживания.

В результате, подчеркивает специалист, поликлиники лечилименее 50 процентов обратившихся за помощью. Для сравнения: в западных странах вразвитой системе первичного медобслуживания этот показатель составляет 85-90процентов.

«Советская» модель финансирования не учитывала состояниездоровья больного. В целях ее реформирования было предложено финансирование расходов наздравоохранение в расчете на одного жителя страны.

-- Подушевое финансирование позволило сократить значительноечисло нерационально используемых больничных коек в стационарах, ликвидироватьдиспропорцию в числе зарегистрированных врачебных должностей, -- говорит ЕленаТкачева. – В итоге удалосьперераспределить ресурсы с высокозатратной стационарной медицинской помощи наэкономичную и включающую профилактику заболеваний амбулаторно-поликлиническуюпомощь.

Доля амбулаторно-поликлинических организаций сегоднясоставляет до 30 процентов в общем объеме финансирования здравоохранения,подчеркивает специалист. И уточняет: этого уже недостаточно -- доля финансовыхвложений в первичную медико-санитарную помощь должна быть увеличена до 40процентов.

От финансирования позатратам к финансированию по результату

Начальник управления планирования и экономикиздравоохранения Министерства здравоохранения уверена: финансовая система здравоохранениятребует сегодня реформирования, находится «на следующем этапе совершенствованиямеханизмов финансирования».

-- От нас сегодня требуется проведение серьезного анализа,который бы увязывал расходы отрасли здравоохранения с полученными результатами,-- убеждена специалист.

По словам Елены Ткачевой, пути и направлениясовершенствования финансовой системы здравоохранения уже определены двумядокументами: Стратегией развития здравоохранения Республики Беларусь до 2020года и Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы.

-- Они предусматривают создание системы социальносправедливого распределения ресурсов здравоохранения между регионами страны взависимости от количества выполняемых объемов медицинской помощи и по уровню ееоказания, -- подчеркивает представитель Минздрава.

Планируется отказаться от принципов содержаниягосударственных организаций здравоохранения и перейти к принципам оплаты поустановленным тарифам конкретных, заказанных, согласованных объемовстационарной и скорой медицинской помощи.

В свою очередь начальник главного управления бюджетнойполитики Министерства финансов Максим Ермалович констатирует, что его ведомствосчитает целесообразным уйти отподушевого финансирования в здравоохранении и выстроить систему, которая предусматриваетпоэтапный переход от финансирования по затратам к финансированию по результату.

-- Мы планируем расширить свободу управления финансовымиресурсами в здравоохранении, уйти от контроля постатейного расходования средствв здравоохранении, оставить больше полномочий учреждениям здравоохранения, министру здравоохранения, всей системеуправления финансовыми ресурсами в отрасли, -- говорит Максим Ермалович.

По его словам, предоставление возможности самостоятельнораспределять финансирование в здравоохранении станет стимулом для инициативнойэкономии, когда руководители учреждений здравоохранения будут сами определять,как выстраивать стратегию и тактику развития поликлиники или больницы.

-- Они будут заинтересованы оптимизировать затраты,развивать качество предоставления бюджетных услуг, потому что сэкономленные имиденьги никто не станет перенаправлять на другие учреждения, -- убежденспециалист Минфина.

Кроме того, по словам Максима Ермаловича, в ближайшее времяв Беларуси будет вводиться страховая медицина.

-- Большинство стран идет по пути развития страховой медицины, -- подчеркиваетспециалист Минфина. -- Нам этого пути тоже не избежать, потому что необходимопривлекать средства населения для повышения качества медобслуживания. Поэтомубудет развиваться добровольное страхование. Остается открытым вопрос о введенииобязательного страхования. Он обсуждается и уже в ближайшее время будет приняторешение вводить обязательное медицинское страхование или все же развиватьтолько добровольное медстрахование.

О бедном врачезамолвите слово

-- Если сравнивать со странами СНГ, то положение дел вбелорусском здравоохранении относительно неплохое, -- высказывает мнениеаналитик по вопросам политики в области здравоохранения Бюро ВОЗ Нора Маркова.– Вопрос в том, как заставить систему работать эффективно. Важным является нетолько размер средств, выделяемых на здравоохранение, но и эффективностьмеханизмов их распределения внутри системы. На мой взгляд, для Беларуси сегоднянаиболее важно рационально перераспределять финансы, в том числе на уровнепервичной медико-санитарной помощи.

Эксперт ВОЗ считает, что неоправданно большие средствавкладываются в финансирование скорой медицинской помощи, потому что из-зачрезмерной доступности слишком много людей обращается в «неотложку», а не заоказанием первичной медицинской помощи. В результате первичная служба получаетменьше средств, чем скорая помощь.

Что касается предложения отказаться от подушевогофинансирования в здравоохранении, то Нора Маркова подчеркивает:

-- Отказ от такого финансирования не является решениемпроблемы. Необходимо учесть все факторы, от которых зависит эффективностьоказания медицинской помощи. Например,для того, чтобы сделать работу врачей первичного звена более привлекательной впрофессиональном и материальном плане, необходимо искать способы материальногостимулирования медработников и принципы финансирования амбулаторной помощи вцелом.

-- Сегодня в поликлиниках страны в выигрышной ситуацииоказывается не тот доктор, к которому хотят идти на прием, а тот, которыйотмечает большое количество посещений, например, проводит профосмотры, --считает представитель Странового бюро ВОЗ в Беларуси Валентин Русович. – А надо подумать, как сделать так, чтобы врачбыл заинтересован в большем количестве пациентов…

Последнее в рубрике