Как сделать «талаку» национальным брендом
28.02.2011
Игорь СТУКОВ

Как сделать «талаку» национальным брендом

Белорусский потребитель с готовностью участвует в акциях, которые вовлекают его в благотворительность. Старый обычай «талака» становится «лицом» современного маркетинга. И только государство не спешит применить по назначению хорошую привычку белорусов помогать друг другу.

-- Сегодня в Беларуси закладывается фундамент новогонаправления — социального маркетинга вовлечения, -- считает директор Центрасистемных бизнес-технологий SATIO Жанна Гринюк. --Это особый способ формирования лояльности к бренду через вовлечение потребителяв социально-ответственные программы.

Как пример экспертприводит первую межсекторную инициативу в области социального маркетинга-- «Дакранiся да вытокаў».

-- На первой же стадии проекта, направленного наконсолидацию предприятий всех форм собственности в решении задач по сохранениюнационального природного, культурного и исторического наследия, быласформирована сеть общественных организаций, бизнес- и государственных структур,-- подчеркивает Жанна Гринюк.

«Талаку», которая выручала белорусов на протяжении многихвеков, вполне можно раскручивать как бренд отечественного маркетинга, считаетэксперт:

-- Сегодня четко просматривается «лицо» белорусскогомаркетинга – он не агрессивен и не склонен к манипуляциям. Именно этим он иотличается от западного. Наше последнее исследование и рекламных роликов, иинформационных месседжей показывает, что белорусская реклама толерантна и гуманистична. Она ориентирована восновном на человеческие ценности.

Результаты исследований, которые в рамках проекта ПРООН провелв Беларуси SATIO,показывают, что белорусы по-прежнему готовы решать проблемы сообщества всеммиром. В благотворительных программах в той или иной степени участвуют около 90процентов отечественных компаний, а среди потребителей при равной цене и качестве39,4% опрошенных с большей готовностью приобрели бы продукцию той компании,которая, на их взгляд, социально ответственно относится к выпускаемому продуктуи своему персоналу.

-- Самое интересное: люди думают, что у компании, котораяпроводит социальные программы, реализуют социальные проекты -- то есть многоделает для улучшения качества жизни людей, есть льготы. На самом деле, ниналоговых льгот, ни преференций у социально-ответственного бизнеса в Беларусинет, -- подчеркивает главныйсоветник инициативы ООН «Глобальный договор» Таисия Елецких.

В России, например, все социальные расходы, которые несуткомпании, включаются в себестоимость и это, соответственно, уменьшает налог наприбыль. В Беларуси, по мнению экспертов «Завтра твоей страны», наоборот,социальные расходы «серьезным образом ограничены» законодательством. Всяблаготворительность осуществляется только из чистой прибыли после уплаты всехналогов.

Для большинства компаний этопредставляет серьезную проблему и приводит к тому, что многие фирмы оказываютпомощь «тайком, неофициально», чтобы не привлекать к себе внимание проверяющихорганов.

-- Если говорить о чисто меркантильном финансовом интересе,конечно, бизнес заинтересован, чтобы сумма, направленная наблаготворительность, льготировалась, -- говорит Жанна Гринюк. -- Если мы идем внаправлении либерализации, то должны думать и о том, привнесет ли бизнес толькоденьги или вдобавок еще и ценности, близкие белорусскому обществу.

Впрочем, сложности не мешают расширению структурыблаготворительной помощи в Беларуси. Все чаще пожертвования идут не толькоотдельным категориям граждан, например, детям с ограниченными возможностями, нои на поддержку экологических инициатив, образовательных и других общественноважных проектов.

-- Однако во многих европейских странах любой человек илипредприятие может пожертвовать деньги любой социально-полезной организации иполучить льготу. Так дарители рублем голосуют за хорошую организацию, котораяоказывает качественные услуги, -- приводит пример координатортематической группы Программы поддержки Беларуси Федерального правительстваГермании Раиса Синельникова.

Решать социальные задачи впартнерстве с бизнесом и общественными организациями, по мнению эксперта, кудакак легче и эффективнее, чем перекладывать все на плечи социальных институтов,которые финансируются из кармана государства. 

Последнее в рубрике