Отель-2015: Как заманить интуриста
24.02.2011
Владислав ПРОТАСКИН

Отель-2015: Как заманить интуриста

Министерство спорта и туризма хочет к 2015 году минимум в 3,5 раза увеличить экспорт туруслуг. Но одними государственными планами туристов не заманишь – они приедут, если в стране появятся отели с европейским сервисом и доступными по цене номерами. А ситуация в гостиничном бизнесе, особенно на уровне регионов, в Беларуси провальная.

У нас большой ресурс

-- К концу пятилетки мы рассчитываем на экспорттуристических услуг на полмиллиарда долларов ежегодно, -- делится планами замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга.

Это сложно: ведь все больше иностранных туристовотказываются от групповых туров, предпочитая путешествовать самостоятельно. Запрошлый год объем экспорта туристических услуг составил в Беларуси немногимболее 150 млн. долларов.

-- Из них порядка 57% -- это услуги, которые туристызаказали напрямую, -- подтверждает наметившуюся тенденцию Чеслав Шульга. -- Всеидет к тому, что уменьшается количество иностранных граждан, которые обращаютсяза помощью к туроператорам или турагентам.

Вместо ожидавшихся 200 тысячорганизованных туристов в прошлом году в Беларусь приехали чуть более 120тысяч.

-- Однако по сравнению с 2009 годом наблюдается20-процентный прирост, -- оптимистично оценивает перспективы замминистра спортаи туризма. -- У нас большой незадействованный пока ресурс – приграничный обменс Польшей и Литвой.

Соглашения об упрощенном передвижении дают право жителям приграничных территорий на безвизовоепересечение границы и пребывание на приграничной территории другогогосударства. Такими льготами после вступления соглашения в силу смогутвоспользоваться, например, 800 тысяч жителей Литвы.

Отдать гостиницы на самых льготных условиях

Однако потенциальных гостей может отпугнуть неразвитостьинфраструктуры в регионах.

Очень важно, чтобы гостиницы в районах «подтянулись» и поассортименту предоставляемых услуг и по их качеству. Минспорта и туризма ставитзадачу, чтобы в каждом районном центре было хотя бы 2-3 альтернативных местадля размещения различной ценовой категории. По словам Чеслава Шульги, это могутбыть сельская усадьба, молодежное общежитие на базе профтехучилища и гостиница.

Пока принимать гостей готовы в основном сельские усадьбы. Ихв стране уже больше тысячи. Недавний указ президента способствует тому, чтобыдомики в деревне вырастали в мини-отели – существовавшие ранее льготные условиятеперь распространяются на усадьбы с числом комнат до десяти.

А гостиничный фонд в райцентрах в дефиците. Как подсчитали эксперты,в летний сезон потребность в размещении туристов удовлетворяется лишь на30-35%.

В Минске и областных городах, как отмечают игроки рынка, нехватает трехзвездочных отелей, которые обычно бронируют организованные туристы.Однако накануне чемпионата мира по хоккею в 2014 году в столице почему-то,наоборот, наблюдается строительный бум по возведению четырех- и пятизвездочныхизвестных мировых сетей.

Всего в Беларуси порядка 300 отелей. Из них муниципальными является почти половина - 130 строений, чащевсего в райцентрах. Но на самом деле доля государства более внушительная. Своиведомственные отели имеет большинство министерств, определенное количествопринадлежит и Администрации президента.
Большинство гостиниц в регионах было построено в 1950-1980-х годах итребует модернизации. Министерство спорта и туризма прорабатывает сГоскомимуществом вопрос о ревизии всех отечественных отелей.

В ближайшую пятилеткугостиничному сектору придется искать альтернативу бюджетным средствам.

-- Если государство не в состоянии их модернизировать, то следуетпоставить вопрос о том, чтобы на самых льготных условиях: кредитование, арендаземли, освобождение от налога на прибыль -- отдать эти гостиницы тем, ктоспособен это сделать, -- считает Чеслав Шульга. – К сентябрю 2011 годапланируется разработать проект указа президента о поддержке развитиягостиничного бизнеса районного уровня.

Россияне первымисочли белорусские отели привлекательными

Уже сейчас в белорусские регионы приходят серьезныезарубежные компании. Замминистра спорта и туризма считает это первым знакомтого, что ситуация в гостиничном бизнесе будет меняться.

-- Они ведь приносят не только новые технологии, но ивозможность через свои коммуникации загружать эти отели на перспективу, --отмечает Чеслав Шульга.

Первыми посчитали гостиничный сектор привлекательным длясоздания и развития бизнеса в Беларусироссияне. В прошлом году они принялись cкупать гостиницы в белорусских регионах.

Активность в гостиничном секторе проявила компания AmaksHotels & Resorts. В начале прошлого года она купила контрольный пакетгостиницы «Бобруйск», а в декабре 2010 года 25% акций ОАО «Гостиница «Могилев».В общей сложности две покупки обошлись россиянам в сумму около 2,5 млндолларов.

-- Приобретая отель в Беларуси, мы вкладываем дополнительныеденьги в его реконструкцию, а также доведение номерного фонда до 3-звездочного,а качества услуг до четырех-пятизвездочного уровня, -- говорит представителькомпании Виктория Ермолаева.

Соглашения по участию в приватизации гостиниц Amaks Hotels& Resorts также заключила с администрациями Гомельской, Гродненской,Витебской и Минской областей.

Частный инвестор из России вложил свои сбережения взавершение строительства отеля «Эрмитаж» в Бресте, а также заинтересовалсяпрограммой придорожного сервиса – возведения мини-отелей на 12-13 номеров странспортной стоянкой для обслуживания дальнобойщиков по трассе Брест-Москва. Строительствоодного такого отеля обойдется примерно в сумму до 2 млн. долларов.

Продвигать придетсявсю Беларусь

Доступность гостиничных номеров – это не только их наличие,но и продвижение на рынке. Загнать иностранного туриста в белорусский отельдирективно не получится.

По данным исследования международного аналитическогоагентства Еuromonitor International,в ближайшие пять лет более 65% процентов туристов будут использовать длябронирования своих путешествий новые технологии.  

– Уже сейчас туроператору, который не представлен вИнтернете, сложно найти свое место в отрасли, -- считает директор компании«Вокруг света» Марина Кондрашова.

Как один из ведущих операторов Беларуси по приему иобслуживанию иностранных туристов эта компания уже десять лет сотрудничает смировыми поставщиками услуг по онлайн-бронированию гостиниц.

-- К сожалении, Беларусь не находится в списке приоритетовглобальных систем онлайн- бронирования. Им неинтересен регион, который посещаетменьше 2 млн человек в год, поскольку это не приносит доходов, сравнимых свременными, менеджерскими и финансовыми затратами на разработку и продвижение,-- констатирует директор «Вокруг света».

Если Минск представлен в глобальных системахонлайн-бронированият достаточно неплохо, то в регионах дополнительный канал дляпродвижения услуг задействован слабо. Зачастую в Сети невозможно даже отыскатьинформацию об отеле где-нибудь в Борисове или в Барановичах, не говоря уже отом, чтобы забронировать его онлайн. Между тем, как показывает статистикапосещаемости первого отечественного ресурса онлайн-бронирования гостиницHotel.by, иногда белорусской глубинкой интересуются в самых экзотических уголкахмира.

Однако чтобы привлечь в страну массового туриста нужнопродвигать на рынке онлайн-бронирования не только конкретные отели, но и всюБеларусь, считает Марина Кондрашова.

Пока через Hotel.by можно забронировать и оплатить онлайн номерав 28 белорусских гостиницах. Сотрудники компании «Вокруг света» отмечают, чтосложнее всего вовлечь в систему регионы, где к Интернет-бронированию относятсянастороженно.

В то же время ИгорьЧергинец, заместитель генерального директора авиакомпании «Белавиа»,которая первой в Беларуси стала продавать билеты через Интернет, считает, что упредприятий турбизнеса нет будущего без электронной торговли.

-- Я бы посоветовал белорусским гостиницам более активноидти на сотрудничество по онлайн бронированию. Это шанс получить дополнительныхклиентов. К примеру, 95-97% билетов на рейс Лондон-Минск «Белавиа» реализуетчерез Интернет, -- рассказывает Игорь Чергинец. -- Многих иностранцев пугаетнеизвестность. Они хотят перед вылетом иметь на руках полный пакет – визу,авиабилет, гостиницу, заказ на такси.

Сложности с внедрением национальной системы онлайн бронированияспециалист видит в том, чтобы раскрутить сайт Hotel.by за рубежом. И вот здесь,по мнению Игоря Чергинца, государство через посольства и информационные центрыв разных странах может многое сделать для продвижения отечественного продукта.