Какой мост объединит Смолевичи (фото)
22.02.2011
Анна СНЕЖКИНА

Какой мост объединит Смолевичи (фото)

Активисты общественной инициативы «За новые Смолевичи» несколько лет бьются над решением проблемы – отсутствием путепровода между районами, разделенными железной дорогой. Как может выглядеть «народный» мост, станет известно уже в четверг. Осталось найти деньги, чтобы объединить Смолевичи.

Существование «залинейных» районов, отделенных от центрагорода «железкой» – распространенный для Беларуси феномен. «Пробки» напереездах портят жизнь горожанам, а для предприятий простои выливаются вэкономические издержки. Для Смолевичей это проблема давняя.

Строительство путепровода в районе железнодорожных путей поулице Торговая было запланировано почти двадцать лет назад. Согласно Программесоциально-экономического развития города на 2006-2010 годы, он должен былоблегчить транспортное сообщение еще в 2009 году. Однако из-за дефицита средствпроектно-изыскательские и строительные работы были отложены на неопределенныйсрок.

Хотя очевидно, что строительство нового моста значительносократит время пути и финансовые затраты на доставку всего необходимого длядеятельности предприятий города, а также вывоз произведенной ими продукции. Крометого, позволит обеспечить безопасность – практически ежегодно на переездеслучаются аварии.

Проблема становится еще более актуальной, если учесть, чтоСмолевичи выбраны экспериментальной площадкой для реализации правительственнойпрограммы строительства крупных жилых районов для жителей Минска в городах-спутникахи выноса из столицы на ближайшую периферию производственных объектов. Черезпять лет здесь должен появиться многоквартирный жилой комплекс на 10 тысяччеловек.

Подробно о том, почему Смолевичам такнужен путепровод, сайт «Завтра твоей страны» рассказывал в 2009-м году,когда активисты инициативы «За новые Смолевичи» задумали воплотить в жизнь«народный» проект моста и принялись наводить мосты между «вертикалью» и местнымсообществом.  

Неравнодушные к проблеме местного масштаба люди нашлись и вМинске.

– Мы не раз консультировались с деканом архитектурногофакультета Белорусского национального технического университета АрменомСардаровым. Он и предложил объявить среди студентов конкурс на лучший проектмоста, – рассказывает один из участников инициативы «За Новые Смолевичи» Евгений Пугач.

Конкурс «Построим мост вместе!» стартовал в сентябре 2010года. В нем участвовали 13 студентов. В финале будут представлены пятьархитектурных проектов.

Вот как выглядят задумки Александра Арановича, АндреяКураша, Даны Карпеза, Светланы Бортник, Юлии Омеляшко:

-- Это очень даже хороший результат, который послужит началомна пути к строительству моста, -- надеется Евгений Пугач.

В четверг, 24 февраля, представители сообщества «За НовыеСмолевичи» и сотрудники архитектурного факультета БНТУ во главе с деканомвыберут лучший из конкурсных проектов.

– Приятно, что в Беларуси есть молодые люди, которые задумываютсяо будущем родного города. Отрадно, что откликнулись и студенты, хотя это невходило в учебную программу, – рассказывает профессор Армен Сардаров. – Проекты финалистов весьма своеобразны. Они могут статьосновой для  решения проблемыстроительства моста. Разумно и правильно, если жители и руководство городабудут обсуждать варианты вместе.

Одна из финалисток -- студентка пятого курса архитектурногофакультета БНТУ Дана Карпеза впервыепобывала в Смолевичах, когда готовилась к конкурсу.

– Когда участвуешь в реальном проекте для конкретного места– это захватывает, – признается Дана. – Так что мне было интересно тампобывать, познакомиться с городом поближе, изучить его «больное место» – отсутствиебезопасного переезда. Я подходила к проекту с точки зрения того, что Смолевичи,учитывая тесную связь с Минском и близлежащими районами, требуют отлаженной транспортнойразвязки. Я старалась грамотно объединить четыре основных направления.

Планировка города Дану очень удивила:

-- Станция скорой помощи находится на одной стороне железной дороги, а милиция и пожарное депо – на другой. Мне захотелось не только поучаствоватьв конкурсе, но и постараться внести свой вклад в дальнейшее развитие Смолевичейи решение данной проблемы.

По словам собеседницы, прежде всего она пыталась создать функциональныйпроект.

– Конечно, было бы здорово проявить фантазию,продемонстрировать необычное решение, но сейчас важно разработать концепциютранспортной развязки. А дополнить мост архитектурными изысками и украшениями несоставит труда, если сам переезд будет организован правильно, -- считаетконкурсантка.       

Экономный подход импонирует участникам инициативы, но имысль о том, что мост может стать местной достопримечательностью, греет душу.Они полагают, что для строительства путепровода могут быть использованысредства бюджета, внебюджетные фонды, деньги населения, иностранные источникифинансирования, банковские кредиты.

Калькуляция средств, необходимых для строительства мостапроводилась еще в советские времена, отмечает Евгений Пугач. Тогда насчитали 3млн. рублей.

– Мы предполагаем, что сейчас для воплощения проекта в жизньпотребуется от 600 тысяч до 3 млн долларов. Конечно, это относительная сумма. Впроцессе мы будем привлекать профессионалов, чтобы они все просчитали, --говорят инициаторы.

Конкурс архитектурных проектов – это только начало.

-- Важно, чтобы местные жители и власти хотя бы в эскизах увидели,как может выглядеть наш мост, – подытоживает Евгений Пугач.

Проголосовать за проект, который понравился вам, можно здесь.

Последнее в рубрике