Пять советов новому министру образования
14.01.2011
Виктор ЛИСТОПАДОВ

Пять советов новому министру образования

Назначенный на пост министра образования в канун Нового года Сергей Маскевич в новом качестве себя еще никак не проявил. Что следовало бы сделать в первую очередь, чтобы достичь прогресса в сфере образования, министру подсказывают эксперты «Завтра твоей страны».

1. Не допустить репрессий по отношению к студентам и преподавателям, которыебыли задержаны во время акции 19 декабря

Более 630 человек были задержаныво время акции 19 декабря и после нее. 14% из числа задержанных — учащиеся истуденты. Профессор Владимир Дунаев, бывший проректорЕвропейского гуманитарного университета (ЕГУ) считает самым важным для определенияполитики нового министра — не допустить репрессий в академическом сообществе.

Есть незыблемые академические ценности и свободы. Ихнеобходимо защищать. Важно, чтобы отчисления и увольнения из вузов не началисьлицемерно — под прикрытием академической неуспеваемости и прогулов. Устуденческой молодежи есть право на мирный протест, -- говорит эксперт.

Профессор Дунаев с сожалениемотмечает, что принятый во втором чтении Кодекс об образовании закрепляетадминистративную модель белорусского образования.

— Очень важно, чтобы министробразования, имеющий опыт работы в международных структурах, пытался пропуститьправовую базу в образовании через призму европейских нормативов. Возможно,самое мудрое, что можно было бы сделать в этой связи — попытаться вернуться кКодексу и предложить те изменения, которые бы гарантировали академические правастудентов и преподавателей.

2. Покончить с изоляциейобразовательного пространства Беларуси

Владимир Дунаев подчеркивает также, что важнопокончить с советским наследием, которое привело к самоизоляции образовательногопространства Беларуси.

—Важно вписать белорусскую систему образования в единое пространство высшегообразования и научных исследований Европы, -- считает эксперт.

Правда, при этом он высказываетопасение, что в нынешних условиях интернационализация образования будетпроисходить лишь за счет предоставления мест в зарубежных университетахпострадавшим студентам. О готовности принять отчисленных белорусских студентовзаявил Европейский гуманитарный университет в Вильнюсе (ЕГУ) и около 50польских университетов. Теперь Комитет защиты репрессированных «Салідарнасць»ведет переговоры с европейскими структурами о приеме на учебу студентов,отчисленных из белорусских вузов по политическим мотивам.

Для исключения изоляции образовательногопространства Беларуси руководитель департамента политических наук ЕГУ Виктор Мартинович рекомендует датьбелорусским преподавателям и студентам возможность свободно участвовать в студенческихобменах.

— Чтобы белорусского студента, магистранта и преподавателяна международных конференциях не узнавали по плохому костюму, плохомуанглийскому языку и по дикости того, что он говорит, нужно не только разрешить,но и побуждать преподавателей участвовать в программах академических обменов,-- предлагает эксперт. -- Необходимо ввести требование, согласно которомусотрудник университета не может выполнять свои обязанности преподавателя, еслиу него не появляется хотя бы одна публикация в серьезном международном издании.

Виктор Мартинович подчеркивает, что примерно такаяпрактика существует в ЕГУ.

3. Повернуться лицом кБолонскому процессу

Составляющей открытости образования может статьвключение в Болонский процесс, подчеркивает Виктор Мартинович. Болонскийпроцесс — это прежде всего единая для всех стан, которые к нему присоединилась,система обучения. Она дает возможность свободно конвертировать полученные знания в набор кредитов. Академическийкредит — единица трудоемкости учебного труда студента. За семестр и учебный годначисляется установленное количество академических кредитов.

В качестве примера Мартинович приводит такой факт —сейчас в департаменте политических наук ЕГУ конвертируется кредит студента, который учитсяв Турции.

— Он пройдет курс в Турции и далее продолжитобучение в Литве с сохранением тех кредитов, которые накопит там, --рассказывает эксперт. -- Чтобы это было возможно, нужно, чтобы во всехуниверситетах, присоединившихся к процессу, была более-менее понятная сопоставимаясистема организации обучения. Это прежде всего означает наличие двух ступеней образования— получение степени бакалавра и магистра, система кредита. Беларусь пока неимеет ни адаптированной системы обучения под Болонский процесс, ни системыкредитов.   

Профессор Дунаев, в свою очередь, убежден, чтоговорить о присоединении к Болонскому процессу можно только при условиикультивирования академических свобод, например, автономии учебных заведений.

4. Научите,наконец, иностранным языкам белорусских школьников!

ВикторМартинович считает, что очень важно улучшить обучениеиностранным языкам в белорусских школах.Недостаток знаний — это потеря возможных контрактов, потерянныевозможности в бизнесе.

— Нужно что-то делать с тойкатастрофой, которая происходит с обучением иностранным языкам в стране, —отмечает Мартинович. -- Нет такой другой страны в Восточной Европе, где молодежьнастолько плохо владела бы иностранными языками. В Европе в кафе, полицейскомучастке, магазине говорят по-английски. У нас даже к студентам невозможнопривести англоязычного преподавателя без переводчика, -- говорит эксперт.

Для улучшения языковых навыков, каксчитает Виктор Мартинович, следовало бы увеличить количество часов на изучениеиностранного языка, поскольку в такой маленькой стране, как Беларусь, владениенесколькими языками является крайне важным для любого молодого специалиста.

5. Пересмотретьпроцесс обучения в вузах

В белорусских вузах учат так, какучили несколько сотен лет назад. Профессор читает лекцию, студенты записывают.Виктор Мартинович убежден, что необходимо обратить внимание на многочисленныеисследования, которые показывают, что такая модель не является эффективной.

— Преподаватель должен бытьчеловеком, который помогает взять знания — то есть говорит, где и в какой формеможно это сделать. Необходимо вести поиск новых форм, в гуманитарномобразовании в особенности, -- подчеркивает эксперт.

Профессор Дунаев рекомендуетучитывать мировой опыт организации учебного процесса. Все-таки успешностьэкономической модели США и Западной Европы вполне четко демонстрирует эффективностьмодели образовательной. 

Последнее в рубрике