В чем сельский фестиваль даст фору «Дажынкам» (фото)
12.01.2011
Игорь СТУКОВ

В чем сельский фестиваль даст фору «Дажынкам» (фото)

В последние годы в Беларуси наблюдается настоящий бум сельских фестивалей. В чем их «изюминка», у какого из праздников есть шанс приобрести мировую известность и кому это выгодно, выясняет «Завтра твоей страны».

Как заработать насчастье гостей

Все «Дажынкі»похожи друг на друга вне зависимостиот того, в каком райцентре они проходят. Их цель – подвести итоги уборочной ипо достоинству наградить победителей. “Дажынкі” -- праздник для своих. У сельского фестиваля задачаиная -- привлечь внимание большого круга людей к тому, что происходит в конкретномместном сообществе и сделать регион узнаваемым.

-- Это очень яркая форма, -- считает Астрид Зам, содиректор Минского международного образовательногоцентра им. Й.Рау.

В качестве доказательства Астрид предъявляет разноцветные гетрыручной вязки. Кроме того, что этот предмет гардероба приходится весьма кстати,если в холодную погоду от дома до офиса добираешься на велосипеде, гетры оказалисьеще хорошей приманкой для туристов.

-- Все обращают на них внимание, расспрашивают. Приходится признаваться,что купила их на фестивале «Мотальскіяпрысмакі». Это весомый аргумент для формирования имиджа полесскойдеревни, -- объясняет Астрид тонкий маркетинговый ход.

Главным образом фестиваль рассчитан на приезжих. Сначала ониузнают о существовании деревни, потом место становится популярным у туристов иони приезжают уже не только в дни праздника.

-- В первую очередь, для деревни важно сделать гостейсчастливыми, потому что у местных жителей свой интерес -- будет продаватьсяхлеб из местной пекарни, развиваться ремесленничество, будут зарабатыватьхозяева агроусадеб. Это способствует развитию региона, -- резюмируетконсультант Центра сельского предпринимательства деревни Комарово Эдуард Войтехович.

К фестивальному движению Беларусь подтолкнуло развитиесельского туризма.

-- Здесь все тесно взаимосвязано: как только в регионначинают приезжать туристы, возникает потребность в ярких событиях, которыевыделяют деревню или маленький город среди других. Фестиваль и есть визитнаякарточка региона: неповторимая и узнаваемая, -- считает Астрид Зам.

Но сельский туризм – далеко не единственный аспект развитиярегиона. Хозяева агроусадеб – конечно, двигатель деревенского прогресса, однаконичуть не меньше в фестивальном движении заинтересованы и другие стороны. Дляремесленников и мелких производителей – это хорошая возможность продать свойтовар. Для местных властей – способ предстать в лучшем свете перед малым исредним бизнесом, найти инвесторов.

Ведь бизнес быстро реагирует на живые события.

-- А еще в фестивальный день в деревне Залесье, например,очень хорошо заработали простые сельчане, которые со своих личных подсобныххозяйств вынесли на продажу яйца, молоко, сыры, -- поясняет выгоду каждогоконкретного жителя деревни эксперт по устойчивому развитию Олег Сивограков.

Деньги со всей страны на фестиваль не собирают

Каждый раз накануне праздника очереднуюстолицу «Дажынак» благоустраивают. За бюджетные деньги, как правило, ремонтируютсяулицы, восстанавливаются водопроводные сети, создается инфраструктура. Стать«столицей» мечтает любой райцентр. И у каждого из них есть перспективапохорошеть лет через сто, когда дойдет очередь.

Такой подход к выбору местапроведения праздника можно объяснить экономическими трудностями, когда у всейстраны приходится отбирать деньги, чтобы худо-бедно привести в порядок одинрайцентр. Но это весьма губительно сказывается на инициативе местных властей инаселения. Вот если бы райцентрам пришлось искать варианты благоустройствасобственными силами для участия в ежегодном конкурсе, по результатам которого ибыла бы выбрана столица «Дажынак», тогда постепенно преображалась бы всяБеларусь.

Фестиваль – совсем другое дело. Деньги со всей страны нанего не собирают. Он будет удачным, только в том случае, если на делеобъединятся все игроки местного сообщества: общественные организации,культурные учреждения, местные власти, предприниматели, бабушки, которыевспоминают рецепты старинных блюд, школьники, которые на волонтерских началахмогут поработать переводчиками, практикуя свой иностранный язык.

-- Фестиваль учит людей работать вместе на идею. Этоплатформа для формирования партнерства местных властей, бизнеса и местногосообщества в продвижении района. Это, к тому же, очень удобный инструмент дляпривлечения прессы, -- считает председатель ОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова.

Выдержав такой тест на взаимодействие, местное сообщество,как правило, сможет договориться и о других совместных действиях. Фестивальможет стать толчком в развитии территорий. Пока многие из сельских праздниковфинансируют международные доноры.

-- Но, конечно, это не будет продолжаться вечно – нужно находитьвнутренние ресурсы, -- подчеркивает Астрид Зам.

Такие примеры уже есть. Эксперты отмечают положительнуютенденцию создания фестивальных фондов, куда поступают средства и из районногобюджета, и от местного сообщества, и от предпринимателей.

-- Если изначально для организации выставки-ярмарки ремесел«Камарова - кола дзён» мы привлекали внешнее финансирование в рамкахмеждународных программ, которые поддерживают местные инициативы по развитиюпредпринимательства и туризма, то теперь наш праздник прописан в бюджете областнойпрограммы развития предпринимательства отдельной строкой, -- поясняет ЭдуардВойтехович. -- Мы смогли привлечь средства Центра по развитию сельскогопредпринимательства, а многие организации помогали если не деньгами, толюдскими ресурсами.

К слову, на первую ярмарку ремесел в Комарово приехало 500гостей, а на пятую, минувшим летом, уже несколько тысяч. Многих из нихпривлекли мастер-классы, которые ремесленники проводили для всех желающих.

Местная диковинка –редкий продукт

На каждом фестивале Астрид Зам пытается отыскать средикитайских безделушек (удивительно, как быстро заполоняют они белорусскуюглубинку) какую-нибудь местную диковинку. Удается далеко не всегда.

«Заборскі фэст»в Россонском районе, который был среди пионеров фестивального движения вБеларуси, теперь больше напоминал выставку достижений районного масштаба. Своюпродукцию мастерицы чаще демонстрируют, чем продают.

В Желудке, где проходил фестиваль цветов, купить былонечего.

-- Большой плюс этого фестиваля в том, что жители целый годготовились к празднику, проводили конкурсы на самый красивый двор, на лучшийсад. Эта работа была направлена на сплочение местного сообщества, --рассказывает Астрид Зам. -- Но у гостей не было возможности ни научиться самимсоздавать букеты, ни купить семена или саженцы – можно было только посмотретьна композиции из живых цветов. Это красиво, но скучновато.

А в Мотоле торговля велась бойко и глаза разбегались – содной стороны зазывали распробовать колбаску, с другой -- заманивалидомоткаными льняными ручниками.

Но всех перещеголяли хозяева «Анненского кiрмаша» в Зельве.

Исполком приобрел льняное самотканое полотно, а работникикомбината бытового обслуживания разработали модели старинной одежды: мужскиерубашки и женские платья очень простого кроя. Во время фестиваля они шлинарасхват: и потому, что больше нигде такие не купишь, и потому, чтопродавались почти задаром – по себестоимости. Тем не менее, за день КБОзаработал миллионы рублей, а туристы в обновках заполонили улицы городка. Этосоздавало интригу и объединяло гостей фестиваля.

-- А когда продукция разошлась по рукам, работники КБОбыстро сориентировались и стали принимать заказы на индивидуальный пошив. Меркуснимали прямо на улице, можно сказать, рубашки «размножались» прямо на глазах,-- говорит эксперт по устойчивому развитию ОлегСивограков. Он и сам от покупки брендовой рубашки не отказался.

Астрид Зам отыскала для себя вЗельве редкой красоты «выцінанку».

Чего еще не хватает белорусским сельским фестивалям, так этохорошей инфраструктуры. Впрочем, как отмечает Астрид Зам есть уже и такиесимпатичные примеры, как в Зельве -- обшитые мешковиной мусорки сталиукрашением праздника.

-- Это как раз пример всем, как пропагандировать нафестивале идеи устойчивого развития, -- считает эксперт.

Гарнир к мотольскойколбаске

В немецкий Мюнхен туристы едут на Октоберфест, в литовскуюПалангу -- на праздник корюшки. Есть ли хоть у одного из белорусских фестивалейшанс приобрести мировую известность?

-- Фестивальное движение не может развиваться стремительно,потому что надо приобретать опыт, искать средства, проверять привлекательностьидей, -- считает Астрид Зам.

Однако у фестиваля «Большая бард-рыбалка», который проходитв Могилевской области, есть перспектива стать известным на постсоветскомпространстве. На этом празднике, который собирает тех, кто любит активные видыотдыха, уже побывало немало гостей с Украины и России.

Шанс приобрести мировую известность через кулинарную идею, по мнению ВалерииКлицуновой, есть у фестиваля «Мотальскія прысмакі». Многие международные организации и доноры именнона этом сельском празднике стремились представить свои проекты. Впрочем, показаинтересованность высказывают профессионалы. Поедет ли лакомиться мотольскойколбаской обычный турист из-за рубежа – это зависит не только от самого фестиваля,но и от того, насколько в целом регион становится интересным для постоянногопритока туристов.  

Последнее в рубрике