Какая перестройка нужна белорусскому образованию
09.12.2010
Виктор ЛИСТОПАДОВ

Какая перестройка нужна белорусскому образованию

Александр Лукашенко заявил о намерении серьезно взяться за качество образования в Беларуси. Во что воплотились обещания главы государства пятилетней давности и как теперь грамотно распорядиться стратегическим ресурсом, выясняет «Завтра твоей страны».

Для Беларуси, чье благополучие зависит от технологий ивнешних рынков, образование — стратегический ресурс, заявил Александр Лукашенкона IV Всебелорусском народном собрании. Кстати, приоритетом государственнойполитики эта сфера была названа еще пять лет назад.

-- И было запланировано финансирование образования израсчета 10% ВВП к 2010 году, -- напоминает бывший проректор Европейскогогуманитарного университета ВладимирДунаев.

На деле же, по данным первогозамминистра образования Александра Жука,в 2010 году на образование будет потрачено 4,5%ВВП.

-- Тогда как в 2005 году этотпоказатель составлял 6,5% от ВВП. Получается, что финансирование образования поотношению к ВВП сокращается вместо того, чтобы увеличиваться, -- резюмируетпрофессор Дунаев.

Эксперт подчеркивает также, что пять лет назад высшееруководство страны заявило: реформа в образовании закончена. Но как раз послетретьего всенародного собрания в системе образования и произошли самые жестокиеэксперименты.

— Это изоляция белорусского образования от европейскогопространства высшего образования (антиболонская политика), а также переходсистемы среднего образования с 12-летки на 11-летку. В Беларуси отменили профильное образование, уменьшили число часовизучения гуманитарных предметов, -- перечисляет Владимир Дунаев.

Всевластие чиновников-- «болевая» точка Кодекса об образовании

В начале декабря депутаты Палаты представителей одобрили вовтором чтении Кодекс об образовании. Эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич опасается, что в связис принятием документа произойдет возвращение к административным формамуправления в образовании.

— И это будет тормозить и резко ограничивать развитиемеханизмов контроля сферы образования гражданским обществом. Получается, чтодаже если критика процессов в образовании со стороны гражданского обществабудет, нет механизма для контроля над государством, -- отмечает эксперт.

Возникает вопрос о коллективной форме гражданскойбезответственности. Владимир Дунаев также считает, что во многом проблемасистемы образования Беларуси в том, что она не нуждается в советах ниэкспертов, ни родителей школьников, ни самих учащихся и студентов.

-- У нас чиновник над всем начальник, -- называет «болевую»точку эксперт. – Вот и появляются документы, подобные Кодексу, которыйабсолютно несовместим с тезисами, выдвинутыми президентом — например, оБолонском процессе, о сближении системы образования с рынком труда.

Почему Беларусь досих пор не вошла в Болонский процесс?

— Беларусь входит в Болонский процесс, что позволит укрепитьсвязи наших вузов с европейскими университетами. Но готовить своих специалистовмы будем не для Европы, не для Америки, а для себя! — подчеркнул АлександрЛукашенко, выступая на всенародном собрании.

Вместе с тем Дунаев считает, что принятый Кодекс будетпротиворечить нормам и рамкам процесса вхождения в Болонский процесс. Онсчитает вполне закономерным и такой вопрос:

— Кто ответит за пятилетний период безвременья, когдапроцесс присоединения к Болонскому процессу был прерван совершенно абсурднойчудовищной попыткой реставрировать антиквариат под видом советской системыобразования?

Светлана Мацкевич тоже говорит о потерянном времени.

— Ни вхождение в Болонский процесс, ни заявления онеобходимости менять структуру подготовки специалистов, ориентируясь на запросыи нужды нашей экономики, -- не новость, -- констатирует эксперт. -- Это неинновация, а вынужденная мера, потому что Беларусь ориентирована на контакты сЕвропой. Без грамотного использования человеческого капитала они затруднены.Вопрос только в том, будет ли система образования реформироваться под такиезаявления или они останутся на уровне деклараций?

Спрос работодателя неявляется определяющим при подготовке кадров

Количественные показатели у нас «уже высочайшего уровня»,считает Александр Лукашенко. Однако признает, что в таких сферах, каксовременный менеджмент, финансы, маркетинг, образование отстает от потребностейэкономики и задач на внешних рынках.

По мнению Владимира Дунаева, такое признание должноспособствовать перестройке образования. Однако и здесь не все так просто.

— Спрос экономики на кадры — важная составляющаяобразования. Однако оценки спроса недостаточно для опережающего режима развитиясферы. Для этого необходимо проводить экспертные оценки с точки зрения философии, методологии и слышать голособщественности. Насколько государство готово его услышать? — задается вопросомСветлана Мацкевич. -- Ведь спрос со стороны работодателя не является пока определяющимв сфере подготовки кадров.

Эксперт подчеркивает, что спрос рынка труда должен бытьисследован. Вопрос и в том, насколько исследовательские институты в состоянии зафиксироватьтенденцию современного знания и перенести ее в соответствующие учебные планы ипрограммы, меняя содержание образования. Если ориентироваться на сформированныеминимальные стандарты, качество от этого не повысится.

— В связи с этим для меня самым важным является вопрос — нечто нужно делать, а кто будет заниматься реализацией проектов и с помощью какихмеханизмов. Если говорить о работающем корпусе профессорско- преподавательскогосостава, то качество преподавания не соответствует максимальным стандартам.Сейчас нормы и требования, предъявляемые к преподавателям, формализованы. Еслине будет определенной свободы, будет еще хуже, -- высказывает свое мнениеСветлана Мацкевич.

И все же, по ее мнению, для белорусского образования не всепотеряно.

-- Важно сейчас не опустить планку и не скатиться до обывательскогоотношения к сфере образования, -- предупреждает Светлана Мацкевич. -- Чиновникидолжны относиться к нему на государственном, а не на бытовом уровне.

Последнее в рубрике