Рабочие кадры надо учить в Беларуси по-новому
24.11.2010
Виктор ЛИСТОПАДОВ

Рабочие кадры надо учить в Беларуси по-новому

Чиновники гордятся белорусской системой подготовки рабочих кадров, но в то же время сетуют, что в стране не хватает квалифицированных рабочих. Эксперты отмечают настоятельную необходимость ее модернизации.

Президент системойпрофтехобразования доволен

Проблема обсуждается на самом высоком уровне. ПрезидентБеларуси Александр Лукашенко недавно высказал удовлетворение тем, что в стране сохраниласьсистема ПТУ, профессиональных лицеев и колледжей, и пообещал, что развитиесистемы профтехобразования будет продолжаться. Главный аргумент: рабочиеспециальности будут нужны всегда.

-- Сегодня самая большая проблема -- некому работать, нетспециалистов, -- цитирует главу государства БЕЛТА. -- То, что мы этосохранили, -- величайшее наше достижение. Ко мне обращаются коллеги изпостсоветских государств с просьбой подготовить людей по рабочимспециальностям, поскольку у них система ПТУ развалилась.

Между тем, если в странах Европейского Союза более 60% тообщего числа зачисленных в учреждения среднего образования получаютпрофессиональное образование, то в Беларуси, по данным за 2007 год – всего 36%.

Исследования Европейского банка реконструкции и развития иВсемирного банка свидетельствуют о росте в последнее время количествапредприятий, руководители которых заявляют, что недостаток профессиональныхнавыков сотрудников тормозит развитие производства.

В Беларуси всего за четыре последних года доля такихпредприятий выросла с 33 до 55 процентов. И разрыв этот, как пояснил ранее«Завтра твоей страны» Региональный менеджер по работе с Беларусью Европейскогофонда образования (ЕФО) Тимо Куусела, самыйбольшой среди стран Восточного партнерства, где ситуация изменилась не столькардинально.

-- Например, в Армении доля предприятий, руководителейкоторых не устраивает квалификация работников, выросла с 16 до 24%, вАзербайджане – с 7 до 12%, в Молдове – с 34 до 43%, -- подчеркнул эксперт.

Новичков всегда нужно доучивать, признают на предприятиях. Аэто дополнительные затраты. Мало того, инвестиции в обучение работниковрискованны: уже переученный работник может выбрать другую работу с болеевысокой зарплатой. По данным ЕБРР и Всемирного банка, в 2009 году долябелорусских предприятий, которые организуют обучение и повышение квалификациидля своих постоянных сотрудников составляет 38,1%.

По сравнению с другими странами Восточного партнерстваБеларусь выглядит неплохо. В Украине этот показатель составляет 29%, в Армении– 22,1%, в Азербайджане – 12,5%.

Но от стран Центральной Европы, Балтии мы отстаем.Промышленные предприятия Чехии предоставляли обучение 52% работникам, Польши — 60,8%.

Чему не учат в ПТУ?

Есть рабочие специальности, по которым в ПТУ вообще не учат.Заместитель директора по учебно-методической работе Учреждения образования «Международныйчастный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовкикадров БелТЮФ» Екатерина Шилейкоотмечает, что задействовать ресурс ПТУ не всегда целесообразно. Например, вМинобразования пришли к выводу, что нерентабельно организовывать подготовкуоператоров заправочных станций –  их вБеларуси не так уж и много. Или еще пример рабочих специальностей, по которымне получишь образование в ПТУ, — резчик алмазов, машинист экструдера.

-- Существуют смежные профессии. Например, стропальщиков вПТУ готовят. Однако порой случается, что квалифицированный машинист кранапериодически выполняет обязанности стропальщика. Получать квалификациюстропальщика в течение двух лет в ПТУ не имеет смысла. Вот почему государстворазрешило готовить рабочих в условиях производства, -- говорит ЕкатеринаШилейко.

Подметать двор учатцелый месяц

Те, кто учит и переучивают рабочих, отмечают, что по многимспециальностям не существует эталонных программ.

Екатерина Шилейко убеждена: законодательство, касающеесяподготовки рабочих кадров, нуждается в доработке. Она подчеркивает, чтосогласно приложению к «Положению о непрерывном профессиональном обучениирабочих (служащих)», утвержденному постановлением Совета Министров, любоеучреждение, которое хочет подготовить рабочих, должно использовать типовуюучебную программу, на основе которой разрабатывать свой учебный план.

— Типовые программы разрабатываются ведущими (головными) учреждениями образования, утверждаются Министерством образования РБ, а их перечень находится на сайте РИПО, -- отмечает Екатерина Шилейко. -- В настоящее время для очень многих профессий их нет.

В этом году «Международный частный учебный центр подготовки,повышения квалификации и переподготовки кадров БелТЮФ» получал лицензию вГоспромнадзоре на подготовку персонала для потенциально опасных промышленныхобъектов в учреждениях, не входящих в систему Министерства образования. Первое,что попросили представить в Госпромнадзоре, типовую программу.

-- А таковой в Беларуси нет, -- говорит Екатерина Шилейко.-- Тогда мы предъявили свою программу с рецензиями сотрудников известныхгосударственных образовательных центров. Пришлось долго доказывать, что по этойпрограмме будут учить преподаватели высшей категории, работавшие вгосударственных учебных центрах, прежде чем разрешение было получено.

Существует также проблема неоправданно завышенных сроковобучения для ряда специальностей во время повышения квалификации ипереподготовки. Так, например, дворника нужно готовить месяц.

— Помощника воспитателя или няню для работы в детском саду,согласно нормам, нужно учить около трех месяцев. При этом очевидно, что их напрактике никто так не учит. Нет таких училищ, дающих квалификацию няни, --говорит Екатерина Шилейко.

Эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич также указывает на наметившуюсянегативную тенденцию — прикрепление системы профобразования к конкретнымпредприятиям.

— Положение о базовом предприятии, когда учебное заведениеготовит кадры для определенного предприятия, возвращает систему в советскиевремена. Это сужает возможности учебных заведений. Необходимо ориентироватьсяна весь рынок, обеспечивать самостоятельность учебных заведений. Думаю, этоделается по экономическим причинам, поскольку финансирование системыобразования сегодня недостаточно, -- полагает эксперт «Завтра твоей страны».

Истоки проблемпрофобразования -- в экономике

Светлана Мацкевич считает, что истоки проблем впрофессиональном образовании надо искать на макроуровне, то есть -- вэкономике.

— Для начала следует определить место системы образования нарынке труда. Рабочие специальности должны изменяться. Это может происходить,только если модифицируется экономика, производство. Чтобы подготовитьспециалиста, необходимо время. Пока специалисты окажутся на рынке труда, неровен час, может измениться сам рынок. Необходимо отслеживать ситуацию изаранее предвосхищать подготовку кадров, -- считает эксперт.

Однако пока реструктуризация экономики идет очень медленно,структура производства практически не меняется. Перечень рабочих профессий испециальностей многие годы остается почти одним и тем же.

-- Как только на макроуровне начнется тенденция изменений,это приведет к изменениям и на рынке труда, и в системе профобразования. Иделать это придется достаточно оперативно, -- прогнозирует Светлана Мацкевич.

Насколько сможет справиться с такой задачей системапрофессионального образования, которая в течение долгих 20 лет практически неизменялась и существует в советской модели, -- большой вопрос.

Справка «Завтра твоейстраны»

В Беларуси более 224 учреждений, обеспечивающих получениепрофессионально-технического образования, из них в системе Минобразования —222.

Общее количество учащихся на уровнепрофессионально-технического образования в 2008 году по республике составило99,0 (в 2007 году – 105,1) тыс. человек, из них в учебных заведениях системыМинобразования – 97,8 (в 2007 году – 103,6) тыс. человек.

Последнее в рубрике