Заменит ли «электронный репетитор» учителя?
19.11.2010
Мария КОВАЛЬЧУК

Заменит ли «электронный репетитор» учителя?

В Минобразования разработана компьютерная программа, которая позволит школьникам успешно готовиться к централизованному тестированию. Репетиторы уже разглядели изъян в новой методике.

Один из разработчиков программы «Мудрый диск», автор многихпособий по математике для подготовки к централизованному тестированию, кандидатфизико-математических наук, доцент БГУ СергейБарвенов называет сразу несколько преимуществ компьютерных программ: такаяформа обучения позволяет экономить деньги и время, а также учит ребенкаработать самостоятельно. Сергей Барвенов уверен: подавляющему числуабитуриентов достаточно заниматься по программе «Мудрого диска», чтобы иметьшансы на хороший результат на ЦТ.

-- Цель занятий с диском по математике: получить базовыезнания, которых будет достаточно для успешной сдачи ЦТ, -- рассказывает СергейБарвенов. -- Не секрет, что сегодня для поступления на многие специальностидостаточно получить по математике на централизованном тестировании 40-60 баллов.И это вполне по силам тем, кто будет готовиться к ЦТ по «Мудрым дискам».

По словам ученого, компьютерные занятия, по сути, те жеуроки с репетитором, только практически бесплатные. Ученику предлагается наборзаданий, по итогам решения которых выставляется оценка.

-- Программа помогает быстро повторить пройденный материал,выявляет пробелы в знаниях и подсказывает, на какие моменты в обучениинеобходимо обратить больше внимания, -- рассказывает Сергей Барвенов. – Крометого, родители могут контролировать успехи учеников, заглядывая в компьютер.

Правда, один изъян в таких программах все же есть –компьютер не разбирает ход решения задач и примеров, а проверяет толькоконечный ответ.

Преподаватель с 22-летним стажем, репетитор по математике ифизике Евгений Ливянт скептическисмотрит на разработку Министерства образования. Он считает, что сегодняподавляющее большинство школьников не готово учиться самостоятельно.

-- Детям не хватает базовых знаний, -- убежден ЕвгенийЛивянт. – Репетиторы нужны не только для того, чтобы подготовить школьника кпоступлению, но и чтобы дать ему знания. А такой образовательный процессвозможен лишь при наличии обратной связи. Учитель, в первую очередь, долженвидеть не ответ, а ход решения задачи.

Евгений Ливянт признается, что в прошлом году, когда вБеларуси началась эпидемия свиного гриппа и было рекомендовано лишнийраз не выходить на улицу, он разработал собственный план электронных занятий.

-- И очень небольшая группа учеников смоглатаким образом усваивать материал, -- рассказывает педагог. – Причем, моя схемадистанционного обучения была следующая: ученик фотографировал решение задачиили примера, присылал мне его по электронной почте, я проверял задание,исправлял ошибки, объяснял, почему решение неправильное и отсылал обратно.

По наблюдению репетитора, усваивать материалсмогли только школьники с хорошей базовой подготовкой.

-- Живой контакт не заменит ни одна самая замечательнаякомпьютерная программа, -- убежден Ливянт. – И тем более она не может бытьхорошим преподавателем для того ученика, который ставит перед собой задачу непросто поступить в вуз, но и успешно учиться в высшей школе. А ведь  сегодня до 40 процентов (!) первокурсниковотчисляют из-за неуспеваемости. Хороший репетитор не просто отрабатывает тему,а работает на перспективу, чтобы и спустя полгода, год ученик смог решитьзадачу по данной теме.

Вывод педагога Ливянта: разработка «электронныхрепетиторов» – шаг преждевременный.

-- Я бы посоветовал Министерству образования,прежде всего, потратить время и деньги на создание нормальных школьныхучебников, потому что нынешние – не выдерживают никакой критики, -- говоритЕвгений Ливянт. –Это учебники, по которым ученики не могут учиться, апреподаватели – преподавать. Приведу один пример: в учебнике по физике за 6класс есть параграф 10 «Задачи с отрицательными степенями при переводеиз одних единиц в другие». Но дело в том, что шестиклассники по математике еще непроходили не только отрицательные степени, но и вообще отрицательные числа!

-- Если Министерство образования действительнозаинтересовано в том, чтобы дети получали знания и показывали хорошиерезультаты на ЦТ без помощи репетиторов, нужны качественные учебники.Это не единственное условие, но необходимое, -- делает вывод репетитор.

Впрочем, школьники сами могут оценитьпреимущества или недостатки «электронных репетиторов». «Мудрые диски» по математике,русскому и белорусскому языкам уже есть в продаже. Стоимость одного дискасоставляет 20 тысяч белорусских рублей. И, по словам представителей компании«Мультидиск», которой принадлежат исключительные права нараспространение «Мудрых дисков» на территории Беларуси, «электронныерепетиторы» пользуются большим спросом. «Закупают и школы, и учащиеся виндивидуальном порядке. Особенно популярны диски по математике», -- утверждают представителикомпании. 

Последнее в рубрике