Когда белорусам не будут страшны российские газовые войны
28.06.2010
Ярослав РОМАНЧУК

Когда белорусам не будут страшны российские газовые войны

Газовый конфликт с Газпромом/Кремлем может стать мощным катализатором системных рыночных реформ в Беларуси. Пора переосмыслить понятие «энергетическая безопасность» и создать такие условия, чтобы газовая, нефтяная или электрическая тема никогда больше не отравляла отношения нашей страны с Россией и Европейским союзом. Уроки газовой войны анализирует «Завтра твоей страны».

Пять энергетических аксиом

Для начала нужно признать пять энергетических аксиом.

1. Дешевого российского газа больше не будет. Бессмысленно ломать копья, добиваясь от России особого уровня цен, тарифов и условий оплаты. Нужно принять за основу отношений мировые цены, международные правила торговли и расчетов. В ближайшие пять лет Россия непременно будет в ВТО и повысит внутренние цены на газ до мирового уровня. «Газпром» на фоне коммерциализации залежей сланцевого газа в Европе все больше будет зависеть от внутреннего спроса. Значит, неизбежен рост прибыли газового монополиста от продаж на внутреннем рынке. Переход Беларуси на внутренние российские цены возможен только в случае, если наша страна станет частью самой России или, по крайней мере, передаст в Кремль существенный объем экономических и политических полномочий. Так что погоня за краткосрочной выгодой может обернуться необратимыми геополитическими последствиями.

2. Беларусь обречена на зависимость от импорта энергоресурсов из России. Своих нефти, газа или угля Бог нам не дал. Венесуэла, Иран, Азербайджан и Казахстан – все это далеко и с точки зрения коммерчески выгодных, стабильных энергетических поставок бессмысленно. Рыночные поставки энергоресурсов из России все равно будут дешевле и выгоднее, тем более что технологически энергетические системы наших стран созданы для работы в режиме взаимной дополняемости и совместимости. Даже если правительство Беларуси сумеет договориться о выгодных контрактах поставки нефти или электроэнергии из стран дальнего зарубежья

3. Внутренних источников энергии для полноценной работы конкурентоспособной экономики без внешних поставок энергоресурсов в Беларуси нет. Попытки залатать дыры в энергетическом балансе углем, торфом, дровами или отходами деревообработки бессмысленны и даже опасны. Подобные программы отвлекают ценные бюджетные ресурсы и не дают адекватного результата.

4. Возобновляемые, инновационные источники в ближайшие 15–20 лет не станут полноценной, коммерчески выгодной альтернативой традиционным видам топлива. До тех пор, пока электроэнергия, вырабатываемая при помощи солнца, ветра, особого вида бактерий или переработки отходов, не станет, хотя бы, вровень по цене той, которая вырабатывается из нефти, газа и угля, Беларуси преждевременно рассматривать возобновляемые источники энергии в качестве реальной альтернативы поставкам российского газа и нефти.

5. Промышленное производство в Беларуси чрезвычайно энергозатратно. Технологии допотопны, а система управления по-прежнему представляет собой совковую комбинацию не скоординированных действий немотивированных на коммерческий результат наемных менеджеров. В нашей стране на производство одной единицы ВВП нужно тратить в 2,5–3 раза больше энергоресурсов, чем в развитых странах ЕС. До сих пор никакой реформы системы энергетики в Беларуси не было. Законсервированная монополия в руках Белэнерго продает электроэнергию для бизнеса по ценам, которые выше польских или литовских. Перекрестное субсидирование, высокие операционные издержки, таинственное формирования тарифов, коррупция при госзакупках оборудования – все это про белорусскую энергетику.

10 шагов к энергетической безопасности Беларуси

Беларусь вполне может быть энергетически безопасной страной. У нас нет хронических, неразрешимых конфликтов с соседями. Нам не нужно применять некие особые технологии, чтобы доставить энергоресурсы в страну. Благо труб и проводов хватает.

Энергетическая безопасность – это когда у потребителей в стране есть выбор продавцов разных видов энергоресурсов. Это когда производители и поставщики нефтепродуктов, электроэнергии и газа работают по мировым ценам в режиме свободной конкуренции, когда доступ к проводам и трубам одинаков для всех производителей и дистрибьюторов. Наконец, это исправное, современное оборудование ТЭКа и надежные системы передачи (провода, трубы).

Чтобы обеспечить энергетическую безопасность Беларуси, нужно:

1) Отменить ограничения (квоты, лицензии, разрешения) на торговлю нефтью и нефтепродуктами, разрешить их свободный ввоз в страну;

2) Ликвидировать концерн «Белнефтехим», демонополизировать оптовую и розничную продажу нефтепродуктов, обеспечить свободный доступ на рынок иностранных производителей нефтепродуктов на тех же условиях, что и малому бизнесу Беларуси;

3) Приватизировать ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан» (Новополоцкий нефтеперерабатывающий комбинат): контрольный пакет продать стратегическому инвестору, 20% акций передать в управление пенсионному фонду, 5% акций -- работникам предприятий, остальное – открытая продажа на внутреннем рынке Беларуси;

4) Либерализовать импорт электроэнергии из всех стран, создать равные условия для работы на рынке как импортерам электроэнергии, так и ее производителям внутри страны;

5) Создать оптовый рынок электроэнергии, обеспечив отделение ее производства от дистрибуции, гарантировать равный доступ всем производителям к проводам;

6) Ликвидировать Белэнерго, превратить областные энергетические структуры в энергетические компании и приватизировать их по той же схеме, что и НПЗ. При этом не допускается приватизация в пользу одного-двух инвесторов из одной страны;

7) Разрешить компаниям и городам (на муниципальном уровне) переходить на самостоятельное снабжение электроэнергией за счет развития малой энергетики;

8) Провести международный аудит производства электро- и теплоэнергии на белорусских электростанциях, определить реальную структуру затрат и утвердить новую ценовую политику. Она должна балансировать инвестиционную привлекательность и реальный спрос населения и реального сектора;

9) Реализовать совместный проект строительства новой АЭС вместе с Литвой, Латвией и Эстонией при строгом соблюдении требований МАГАТЭ (на литовской площадке);

10) Безусловная гарантия транзита нефти и газа через территорию страны, унификация белорусского законодательства к требованиям Европейской энергетической хартии. Надежность Беларуси в качестве энергетического партнера обеспечивается, в том числе, за счет формирования международных компаний с участием представителей стран ЕС, России и Украины.