Кризис сыграл на руку въездному туризму?
15.01.2010
Виктор ЛИСТОПАДОВ

Кризис сыграл на руку въездному туризму?

Кризис не мог не отразиться на туристической сфере, но навредил не всем. Эксперты считают, что он даже сыграл на руку внутреннему и въездному туризму. Если бы не подпорченный имидж Беларуси в связи с повышением стоимости виз в аэропорту, это могло быть более заметным.

Консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Елена Соловьева говорит, что свое черное дело – снижение покупательной способности кризис сделал и в отношении туризма.

— При этом замечу — те туристические предприятия, которые из года в год, целенаправленно, тяжело, но работали в сфере внутреннего туризма, в этом году оказались в более выигрышной ситуации в сравнении с теми, кто занимается выездным туризмом, -- отмечает эксперт. -- Еще несколько лет назад гораздо больше людей могли себе позволить отдохнуть зимой в Египте, Таиланде, съездить посмотреть Европу. Теперь люди переориентировались на туризм внутри страны.

По мнению Елены Соловьевой, кроме того, что у людей нет денег на путешествия за рубеж, сыграла роль информация о потенциале туруслуг внутри Беларуси. Консультант по туризму считает, что к тому же в нашей стране значительно расширился спектр туруслуг, поскольку сегодня каждый, кто работает в турбизнесе, думает, как ему дожить до активного сезона и что сделать для привлечения клиента.

В «Силичах» боятся кризиса межсезонья, а не финансов

В «Силичах» кризис вообще не ощущается, говорит начальник отдела туризма, маркетинга и рекламы Республиканского горнолыжного центра «Силичи» Илона Юровская. За 2009 год в Силичах отдохнули 240 тысяч человек, и не чувствуется, что в эту зиму меньше людей, чем в снежные дни прошлой зимы. Это притом, что «Силичи» не самое дешевое удовольствие. Илона Юровская уверена:

— Если человек любит лыжи, он все равно приедет кататься.

В «Силичах», скорее, боятся межсезонья, нежели кризиса. Против этого объективного фактора здесь выдвинут свой аргумент — оздоровительные туры.

Российский турист внимательно смотрит в сторону Беларуси

Как говорит генеральный директор ТЭУП "Беларустурист" Раиса Быкова, за новогодние праздники предприятия "Беларустуриста" обслужили более 10 тысяч человек, из них более 2 тысяч детей. Значительная часть из них -- россияне.

— В наши здравницы зимой едут из Мурманска, Санкт-Петербурга, Москвы и близлежащих к ней городов. Отдыхают от 3 до 10 дней. Белорусы тоже приезжают, но чаще на один день. Людей привлекают доступные цены и высокое качество услуг. За 2009 год число иностранных посетителей в гостиницах и базах отдыха туристско-экскурсионного УП "Беларустурист" выросло более чем вдвое. Получается, что в кризисный год мы увеличили экспорт туруслуг в два раза.

Раиса Быкова замечает, что люди, переориентировавшиеся на отдых в Беларуси и приезжающие из-за ближнего зарубежья, значительно экономят на стоимости проезда:

— Гораздо выгоднее тем же россиянам приехать в Беларусь, чем лететь в жаркие страны. В стоимости тура слишком большую часть занимает цена билета.

 

И все-таки Раиса Быкова подчеркивает — в кризисный год для того, чтобы завлечь туриста, нужно было приложить гораздо больше усилий. Если раньше, чтобы заработать туристский рубль, необходимо было сделать два шага, то в кризисный год — 22. Теперь же пришло время спросового продукта, время работы на потребителя и переоснащения материальной базы.

— Если в 2008 году в модернизацию и оснащение материальной базы наших объектов было вложено 6 млрд. рублей, то за 2009 год — около 9 млрд. рублей. Мы модернизируем наши объекты, создаем в гостиницах spa-территории, помещения для фитнеса. Гостям предлагаем разнообразные экскурсионные программы и программы активного отдыха.

Не российским туристом единым

Невозможно из года в год рапортовать об интересе российского туриста к Беларуси и не задумываться о привлечении туристов из других стран, создавая свой турпродукт и благоприятную для него атмосферу.

Что до продукта, то Елена Соловьева сообщила, что в Беларуси в ближайшее время будут развивать водный туризм, который, по ее словам, находится в упадке.

— Тот же Августовский канал не приносит дивидендов. Теперь создается туристическая зона «Гродно-инвест». Проблема развития водного туризма в Беларуси будет рассматриваться на уровне Совета Министров. Если наши замки не заманят туристов из-за рубежа, то водные богатства — реки, озера, болота — могут быть для них привлекательны, -- считает специалист.

Минспорта и туризма «за» введение безвизового режима

Многое работает в кризис на въездной туризм. Но своеобразный заслон поставлен посредством увеличения с 1 января 2010 года стоимости виз с 60 до 180 евро, если они открываются в Национальном аэропорту "Минск" гражданам из стран, где есть белорусское консульство. С 60 до 90 евро возросла стоимость виз для граждан из государств, где белорусского консульства нет. Для граждан США сбор за визу установлен в 275 евро.

Получается, что белорусским туроператорам доводятся планы по внутреннему туризму, отрасли в целом — по привлечению туристов из-за рубежа, а в это же время туристов отваживают визовые препоны. Елена Соловьева подчеркивает: с Минспорта и туризма вопрос увеличения стоимости виз не согласовывался. Более того — известно, что из-за того, что она была повышена неожиданно, в аэропорту в первые дни после Нового года случались конфликтные ситуации. Люди просто не рассчитывали платить настолько больше, когда ехали в нашу «гостеприимную» страну.

— Изменение визовой политики негативно отразится на въездном туризме, — считает Елена Соловьева. — Мне известно, что Республиканский союз туристических организаций (РСТО) направил обращение в органы власти, в котором выражена обеспокоенность в связи с изменением в Беларуси визовой политики. Мы поддерживаем это обращение. Сегодня министерство поднимает вопрос о том, чтобы стоимость виз уменьшить и сделать ее адекватной, ввести безвизовый режим с иными странами, а не повышать стоимость виз.

 

Последнее в рубрике