Что делать с ПТУ?
19.11.2009
Виктор ЛИСТОПАДОВ, Вера ПАРХИМОВИЧ

Что делать с ПТУ?

Белорусская система профессионального образования — практически единственная сохранившаяся на постсоветском пространстве. Однако она сильно устарела. И уже несколько лет мест в ПТУ больше, чем желающих их занять. Что делать с ПТУ?

В ПТУ -- хронический недобор

Заместитель министра образования Борис Иванов неоднократно подчеркивал, что нынешние ПТУ в Беларуси совсем не те, что лет двадцать назад, а рабочие специальности сейчас, как никогда, востребованы на рынке. Рабочие профессии составляют 73,4% от общего количества вакансий в стране. Выходит, есть смысл учиться в ПТУ.

В то же время в 2009 году на самые востребованные на рынке труда строительные специальности в ПТУ как раз был недобор учащихся. Изначально ситуация с приемом в ПТУ после 11 класса была абсурдная — на некоторых специальностях в середине августа было занято только 2% мест

В этом году, как и в прошлом, многие минские ПТУ продлили время приема документов. Как говорят в Министерстве образования, «в целом группы набраны». Но насколько они укомплектованы, не уточняют. И все-таки ясно — в столице в ПТУ наблюдается явная нехватка учащихся.

Система сохранилась – и это обнадеживает

В этой ситуации одни эксперты утверждают: ПТУ должны были уйти вместе с системой их породившей, поскольку это -- не учебное заведение, а инструмент социального регулирования. С помощью ПТУ в Советском Союзе создали новый класс — крепостных рабочих, обреченных всю жизнь работать в промышленности, а всем развлечениям предпочитающих бутылку и телевизор.

Другие возражают: разрушив систему профессионального образования, мы девальвируем высшее образование.

Эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич обращает внимание на то, что в европейской образовательной традиции принято относить к профессиональному образованию ПТУ, колледжи, техникумы. При этом вузы относятся к системе высшего образования. В Беларуси же профессиональное образование дают и вузы, и ПТУ.

— Поскольку в систему включена высшая школа, она и берет на себя основную задачу в сфере профессионального образования. А к другим уровням образования требования снижаются, — поясняет эксперт.

В советские времена Беларусь славилась своей профессиональной школой. Но в последние десятилетия, в то время как система образования в целом модернизировалась, система среднего профессионального образования осталась вне поля зрения реформаторов.

-- С точки зрения управления и реформирования в ПТУ состояние такое же, как было в начале 1990-х годов. Мало что изменилось. Разве что в последние годы несколько увеличился прием и выпуск учащихся, -- отмечает Светлана Мацкевич.

Эксперт считает, что иначе и быть не может — система не может радикально измениться, потому что структура производства и экономики также не реформировалась. Не произошел пересмотр специальностей, практически не появились новые профессии.

В то же время заместитель директора института по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов Уве Гартеншлегер отмечает:

-- То, что система сохранилась, обнадеживает -- на этой основе можно развивать современные подходы в профессиональном образовании.

Рабочие специальности по-прежнему востребованы рынком

Пока ПТУ думают, как заполнить места, в столице ощущается нехватка водителей автомобилей, рабочих строительных профессий, слесарей, сварщиков, электриков, монтажников, токарей, поваров, продавцов, грузчиков, уборщиков, среднего медицинского персонала.

В Минской области рабочим можно устроиться, получив в придачу к работе жилье. Правда, зарплата будет до 400 тысяч рублей. При этом все же банк вакансий предлагает варианты, например, доярок, которым предлагают 590 тысяч рублей. В Пружанском районе Гродненской области есть свободные места трактористов, которым обещают не только жилье, но и зарплату в 1 млн. 200 рублей. Правда, такая зарплата для белорусской провинции и такой специальности, скорее, исключение, чем правило.

Между тем, как выяснил «Завтра твоей страны» в кадровых агентствах, при высокой потребности в высококвалифицированных кадрах рабочих специальностей, их рекрутингом занимаются единичные компании. Слишком, говорят, непросто иметь дело с теми, кто претендует, например, на строительные вакансии. Случается, что проблемой работодателя становится беспробудное пьянство, которое порой ставит под удар сдачу объекта. Бывает, что за счет работодателя рабочие бригадами идут на кодировку от алкогольной зависимости.

Ищу непыльную работу за хорошие деньги

Тем временем в Минских ПТУ в 2009 году пользовались популярностью, например, специальности кулинара мучных изделий и официанта–бармена. Были востребованы и такие специальности: продавцы, повара, парикмахеры. Люди хотят учиться там, где в будущем будет нормальная зарплата, а работа не очень пыльной. При этом в большинство училищ, где аншлага не наблюдается, приходят ученики со средним баллом аттестата 3-4.

Белорусский государственный медицинский колледж, где получают среднее медицинское образование — исключение. Здесь всегда есть конкурс. В 2009 году большинство поступивших имели средний балл аттестата 7-8. При этом в Минске медсестры нужны всегда. Правда, и здесь все непросто. Если верить базе вакансий Минтруда и соцзащиты, в поликлиниках предлагают зарплаты от 400 тысяч рублей, в редких случаях, как, например, в Минском хосписе она доходит до 800 тысяч рублей. Зарплата выше в стационарах за счет совмещения ставок, ночных дежурств, а также работы в выходные дни. Как результат — вакансий для медсестер в стационарах нет.

Светлана Мацкевич подчеркивает — в Беларуси существует тарифная сетка, где соответствие уровня профессионального образования и должности, которую ты занимаешь, достаточно жестко регулируется.

— Квалификация играет большую роль при найме на работу. В результате у нас достаточно высокая отдача от образования по сравнению с другими постсоветскими странами. У нас образование гарантирует определенный уровень заработной платы. При этом настоящей конкуренции, когда оценивалась бы не формальная квалификация, а реальная, в стране нет, -- считает эксперт.

Беларуси необходимо включиться в международные процессы стандартизации образования

Беларусь в образовательных процессах вне Европы, где на уровне высшего образования идет Болонский, а на уровне профессионального — Копенгагенский процесс. Беларусь не принимает в них участия.

— Нет для этого политической воли. Между тем процесс необходимо запускать. На мой взгляд, система в состоянии перестроиться в течение 5-6 лет, — убеждена Светлана Мацкевич.

В 2008 году в Европе принята Европейская рамочная квалификация, в которой произведена стандартизация новых квалификаций. Белорусская система до сих пор находится в старой квалификации. При этом научная основа для перемен в Беларуси есть.

— Насколько мне известно, в Республиканском институте профессионального образования разрабатывалось целое направление профессионологии, происходили пересмотр и обновление квалификации на научном уровне, -- говорит Светлана Мацкевич. -- Попытка же внедрить новшества в практическую профессиональную систему сдерживалась по ряду экономических и управленческих причин. На уровне государственных программ не было принято решения реформировать систему.

В результате уровень квалификации ПТУ так и не обновился.

ПТУ – не отстойник

-- Все дело в системе подготовки и в статусе специального образования, -- отмечает Уве Гартеншлегер. -- В Германии, например, очень высококвалифицированное профобразование главным образом за счет так называемой дуальной системы, которая связывает обучение с производством. Три дня в неделю учащиеся проводят на производстве, два дня -- в учебных классах. Уже через три года мы получаем высокопрофессиональные кадры.

Сейчас и бизнес-структуры, и работодатели, и профсоюзы в Германии сходятся во мнении, что сертификаты профессионального образования нужно уравнять с дипломами о высшем образовании.

-- Такой подход, на мой взгляд, применим и для постсоветского пространства, на развитии экономики которого негативно сказывается очень низкий имидж профобразования, -- считает немецкий эксперт.

Для реформирования системы необходимо предпринять целый комплекс мер и вложить инвестиции. Государству нужно определить, какие отрасли будут наиболее динамично развиваться. Если люди увидят, что, окончив училище, они смогут найти работу в отраслях, куда потекут инвестиции, они поймут, что ПТУ — это не отстойник, а способ улучшить свою жизнь.

Справка «Завтра твоей страны»

В Беларуси в системе среднего специального образования функционирует 136 государственных (в их числе: 19 техникумов, 35 училищ, 82 колледжа) и 10 частных средних специальных учебных заведений (в том числе 6 колледжей Белкоопсоюза). Кроме того, подготовку специалистов со средним специальным образованием осуществляют 3 высших колледжа, 53 профессионально-технических колледжа и 6 учебных комплексов. Всего 209 государственных учреждений образования обеспечивают получение среднего специального образования. Подготовка специалистов со средним специальным образованием ведется по 165 специальностям и более чем 240 специализациям.

Последнее в рубрике