Как немецкий капитал меняет экономику Беларуси
29.05.2019
Сергей Новиков, Завтра твоей страны

Как немецкий капитал меняет экономику Беларуси

Германия – ключевой торговый и инвестиционный партнер Беларуси  практически с самого момента получения нашей страной независимости. Как развивались в эти годы двусторонние экономические отношения с главным тяжеловесом Евросоюза?

С первых лет белорусской независимости Германия, откуда в Беларусь поставляются технологии и оборудование для модернизации советских заводов и фабрик, возглавляет список импортеров среди стран вне СНГ. Только в 2015 году с первого места ее потеснил Китай.

Германия также входит в первую восьмерку покупателей белорусской продукции и услуг.

Немецкий бизнес начал инвестировать в нашу экономику еще во времена БССР, создав несколько совместных предприятий, существующих и по сегодняшний день. В первой половине 1990-х годов попытки инвестировать в Беларусь предпринимали глобальные немецкие компании. Они проявили интерес к автомобилестроению, приборостроению, энергетике, финансовому сектору, пищевой промышленности и производству строительных материалов. Изменение условий для всех без исключения иностранных инвесторов в середине 1990-х годов поставило крест на большинстве проектов транснациональных корпораций. Тем не менее благодаря инвестициям семейных средних и малых бизнесов Германия вошла в первую десятку  важнейших источников инвестиционных ресурсов в белорусскую экономику. Она  также лидер по инвестициям от некоммерческих и полукоммерческих структур. Немецкие компании одни из самых активных инвесторов по отраслевому и региональному охвату.

Советский старт

Немецкие компании оказались в первых рядах иностранных инвесторов, которые вкладывали деньги в экономику БССР.

В 1988 году в Витебске было зарегистрировано одно из первых совместных предприятий на территории СССР – фабрика «Белвест». Его учредителями стали обувная фабрика «Красный Октябрь» и известная немецкая компания Salamander, которая годом ранее открыла еще одно совместное предприятие в Советском Союзе – «Ленвест» в Ленинграде.

Из «Ленвеста» немцы вышли в 1994 году. «Белвест», в котором Salamander принадлежало 45%, выпускал обувь под своим брендом и стал крупным поставщиком на рынок постсоветских стран. В 2002 году в связи с реорганизацией немецкого бизнеса, в ходе которого у Salamander появились новые владельцы, доля компании в «Белвесте» была выставлена на продажу. Ее покупателем стала российская компания «Политекс». Россияне до сих пор совместно с концерном «Беллегпром» управляют «Белвестом».

В 1989 году на специализированной выставке в Москве представители Минлесхоза БССР познакомились с деревообрабатывающим оборудованием немецкой компании GreCon и договорились о сотрудничестве. GreCon и два его белорусских партнера — Минское производственное лесохозяйственное объединение и Молодечненский завод металлоконструкций — создали совместное предприятие «Минский мебельный центр». Оно освоило выпуск мебельного щита и корпусной мебели в Молодечно. Через некоторое время место GreCon в составе учредителей «Минского мебельного центра» заняла другая немецкая компания Saegewerkberatung & Holzhandel Hasse. «Минский мебельный центр» остался одним из важных деревообрабатывающих предприятий в системе Минлесхоза и крупнейшей немецкой инвестицией в лесное хозяйство Беларуси.

В последние годы существования Советского Союза между его правительством и одной из крупнейших немецких компаний Fresenius Medical Care было подписано соглашение о создании совместного предприятия. Партнером стал Борисовский завод медпрепараторов. СП «Фрезениус-Борисов-Диализтехник» («Фребор») было зарегистрировано в июле 1991 года, а в 1992 году выпустило первую продукцию.

Совместное предприятие выпускало диализаторы, катетеры, зонды и другие медицинские изделия, полностью закрывало потребности Беларуси в «искусственной почке» и поставляло продукцию в Западную Европу.

Во второй половине 2010-х годов Fresenius Medical Care вышла из этого бизнеса.

Переговорный бум

Начало 1990-х годов – период интереса к Беларуси со стороны транснациональных корпораций, пытающихся создать базу для экспансии на открывшийся рынок бывшего СССР. Около двух десятков крупнейших немецких компаний предлагали Минску инвестиции за долю в собственности госзаводов. Был активен и средний бизнес.

Маннгеймский холдинг Suedzucker вел переговоры с правительством Вячеслава Кебича о приватизации сахарных заводов. Немцы помогали с бизнес-планами и при выборе поставщиков оборудования. Переговоры затянулись до 1998 года и в рамках нового экономического курса были остановлены без результата.

С таким же успехом завершились переговоры по предложению ганноверского кондитерского концерна Bahlsen о покупке «Коммунарки», Continental и Knauf — об участии в капиталах, соответственно, «Белшины» и  «Белгипса», Linde – о приватизации «Криона». Позже HeidelbergCement не смог договориться по инвестированию в Белорусский цементный завод.

Commerzbank, который в начале 1990-х годов открыл представительство в Минске, тесно работал с «Приорбанком». Через «Приорбанк» распределялись средства, которые немецкое правительство выделяло жителям Беларуси, пострадавшим в годы немецкой оккупации. Некоторое время обсуждался проект вхождения Commerzbank в капитал белорусского учреждения, но этого не произошло.  

Два гиганта немецкой экономики Bayer и BASF ограничились открытием  на территории Беларуси представительств – соответственно, в 1992 и 1995 годах и поставками своей продукции через местных дистрибуторов. Deutsche Lufthansa и Siemens не стали владельцами местных активов, но заняли крупные доли в интересующих их сегментах белорусского рынка.

Немецкий авиаперевозчик выел на рынок Беларуси в 1992 году, организовав первый рейс из Франкфурта-на-Майне в Минск. После поглощения в 2009 году Austrian Airlines Lufthansa контролирует около 20% местного рынка перевозок пассажиров. Его дочернее подразделение Lufthansa Cargo – один из крупнейших игроков по доставке грузов.

Siemens открыл представительство в Беларуси в 2005 году и достаточно успешно работает и по сей день по трем направлениям – в промышленности, здравоохранении и энергетике.

Успешными оказались проекты, которые компании Carl Zeiss и Fielmann  реализовали на Белорусском оптико-механическом объединении. В 1995 году было создано СП  «Цейсс-БелОМО», которое производило компоненты и оборудование для материнской компании. Fielmann сначала зарегистрировал  производственное предприятие «Фильман-БелОМОМГМИ», а потом начал розничный проект – инвестировал в сеть салонов оптики «Фильман».

В первые годы независимости на территории Беларуси появилось несколько общественно значимых проектов, созданных  с участием немецких организаций. Среди них выделяются работающие и в настоящее время  Минский международный образовательный центр имени Йоханнеса Рау (зарегистрирован в 1991 году) и «Детский реабилитационно-оздоровительный центр «Надежда» в Вилейском районе (в 1992 году).

Автохаусы и перевозчики

Автомобильная техника, поступающая из Германии, одна из важнейших статей импорта Беларуси из этой страны.

В том числе и благодаря продажам техники VW, Mercedes, BMW, Opel, MAN Германия на протяжении 25 лет (до 2015 года) удерживала первое место среди импортеров товаров в Беларусь вне стран СНГ. Она уступала по этому показателю только России и Украине, а с 2015 года – Китаю.

Товарооборота в 1 млрд долларов Германия и Беларусь достигают в 2002 году. В 2006 году он превысил 2 млрд долларов, в 2008 – 3 млрд долларов. В 2013 году немецко-белорусские поставки достигли пика  – 4788, 9 млн долларов. С этого года происходило постепенное сокращение объемов как импорта, так и экспорта. В 2018 году ситуация улучшилась: товарооборот опять пошел вверх и достиг 3301,4 млн долларов. Причем экспорт из Беларуси (1455,4 млн долларов) за всю историю торговых отношений с 1991 года максимально приблизился к ответным поставкам из Германии (1846,0 млн долларов).

В первые годы потребности белорусских автолюбителей в новой технике обеспечивали напрямую некоторые немецкие автохаусы. Gebrueder Helbig  Gmbh & Co начал поставки техники Mercedes-Benz, а Autohaus Maler Gmbh Роланда Малера с 1994 года ввозит Opel.  Контракт с Mercedes очень скоро получил местный дистрибутор, а Роланд Малер продолжил бизнес в Беларуси и вошел в число пионеров местного автомобильного рынка.

В 1994 году эксклюзивный контракт на поставку бренда VW получила компания «Атлант-М». В конце 1990-х годов ее владельцы стали представителями интересов VW в России и Украине, создав первый и единственный в истории стран бывшего СССР международный автодилерский бизнес. До середины 2010-х годов VW являлся самым продаваемым брендом в автосалонах Беларуси, но в последние годы он уступил лидерство Renault.

В 1996 году дилер немецкой автотехники, владелец  компании «Белавтогаз» Михаил Боровой объединился с немецкими бизнесменами из Fixemer Logistics Йоахимом и Кристианом Фиксемерами. Они создали компанию «Белфиксемер», которая являлась одним из крупнейших автоперевозчиков на трассах между странами бывшего СССР и Западной Европой. К середине 1990-х в парке компании находилось около 500 автомобилей, штат составлял 900 водителей. В 2001 году материнский бизнес был объявлен банкротом, немецкие власти ввели внешнее управление. В результате сотрудники «Белфиксемера» остались без работы, а само совместное предприятие  через некоторое время было ликвидировано.

Завод Siemens и попытка MAN

Сборка автомобилей и производство автокомпонентов с использованием потенциала белорусских заводов и сотрудников – важное направление немецко-белорусского сотрудничества в 1990-е годы.

В 1995 году выпускник белорусского политеха и создатель компании «Фенокс» Виталий Арбузов выкупил у концерна Siemens восточногерманское предприятие Bremse Hydraulik. Во времена ГДР оно специализировалось на выпуске автокомпонентов для автомобилей  Wartburg, Trabant, IFA и сельскохозяйственной техники. Белорусский бизнесмен использовал оборудование и доставшиеся вместе с активами контракты для выхода на западный рынок. «Фенокс» стал крупным поставщиком автокомпонентов на конвейеры по сборке Audi, Volkswagen и Fiat.

В 1996 году в производство автокомпонентов на территории Беларуси инвестировали владельцы компании FER Fahrzeugelektrik Клаус Лантцш и Джони Бахман. Компания «Бел-Фер», мощности которой располагались в Дзержинске, выпускала светотехнику для авто-и-сельскохозяйственных машин и одно время претендовала на создание на своей базе сборочного производства Skoda. В 2002 году FER Fahrzeugelektrik выкупила американская Penske Corporation и интегрировала в свою «дочку» Truck-Lite Company. В 2015 году Truck-Lite Company стала собственностью одного из крупнейших промышленных конгломератов мира Koch Industries. «Бел-Фер» была ликвидирована.

Самым крупным проектом немцев в белорусском автомобилестроении стало совместное предприятие «МАЗ-МАН». Оно было создано в 1997 году с участием Минского автомобильного завода, МАN Nutzfahrzeuge и частной компании «Лада ОМС»». На базе МАЗа частично с белорусской комплектацией, частично – с немецкой выпускались магистральные тягачи под брендом «МАЗ-МАН». В 2003 году МАN Nutzfahrzeuge вышел из этого бизнеса, продав свою долю частным белорусским инвесторам.

Из других проектов, которые немецкий бизнес реализовал в этой отрасли в Беларуси, отметим завод «Минавто» в Логойске. Его владельцем является компания GM Tec Industries Holding Gmbh, которая в свою очередь входит в KAP AG. 

Семейные инвестиции

По объему вложенных в экономику Беларуси средств Германия уступает России, Соединенному Королевству, Кипру, Китаю, Польше, Австрии, Нидерландами и соперничает за восьмое место с Литвой. В 2010 году, например, объем иностранных инвестиций, пришедших из Германии, составил 70,9 млн долларов, в 2015 году – 98,0 млн долларов и только в 2016 году превысил уровень в 100 млн долларов (103,4 млн долларов).

Такая ситуация обусловлена незначительным числом проектов, в которых принимает участие крупный немецкий капитал. Во-первых, он уже обжегся в начале и середине 1990-х годов на белорусской приватизации. Во-вторых, проектов, соответствующих его масштабам, в Беларуси не очень много, а на российский рынок он предпочитает выходить напрямую. 

Основные объемы немецких инвестиций в белорусскую экономику с середины 1990-х годов обеспечивает немецкий средний бизнес, в большинстве своем представленный семейными компаниями. Только во второй половине 2000-х годов здесь появилось несколько дочек крупных немецких корпораций.

В химическую отрасль инвестировал бизнесмен Хорст Беллер, который в 1997 году открыл в СЭЗ «Брест» лакокрасочный завод «Кондор». В 2007 году его выкупила шведская группа Eskaro Group.

В 2000 году компания DAW SE приобрела у белорусских предпринимателей компанию «Диском», которая известна брендом красок Caparol.

Бизнесмены Лоренц-Петер Штотц и Вальтрауд Шустак, получившие крупные контракты на поставку и сервисное обслуживание сельскохозяйственной техники Claas и других западных брендов, в начале 2000-х годов создали крупное сельскохозяйственное производство на базе колхозов «Ленинский путь» и «Пекалин» в Смолевичском районе. Долгое время компания «Штотц Агросервис» служила примером успешности иностранных инвестиций в этот сектор белорусской экономики, но в 2018 году она была признана банкротом и должна быть ликвидирована в 2019 году.   

Компания Jokey-Plastik Wipperfuerth Gmbh в 2003 году начала выпуск пластиковой тары в Могилеве на заводе «Джокей Пластик Могилев». Предприятие является крупным экспортером на российский рынок.

Концерн Henkel, представленный в Беларуси с 1990-х годов в бытовой химии и косметике, в 2004-2005 годах сделал вложения в белорусскую индустрию строительных материалов. Под Заславлем он запустил завод «Хенкель Баутехник», выпускающий клеевые составы, фуги, декоративные штукатурки, гидроизолирующие составы и прочую продукцию под брендом Ceresit.

В 2000-е на белорусский рынок вышли компании Daun & Cie, Saria Bio-Industries, Linde  и Remondis.

Компания Langheinrich Vertriebs GmbH & Co KG, входящая в  текстильный концерн Daun & Cie, открыла в поселке Дивин в Кобринском районе производство постельного белья, салфеток и скатертей. На фабрике «Лангхайнрих Конфекцион Бел» работало свыше 100 человек.

Крупный международный переработчик животных отходов Saria Bio-Industries организовал производство в Березовском районе и начал выпускать кормовую муку и  технический животный жир. В прошлом году немцы начали скупку акций Белыничского протеинового завода.

Saria Bio-Industries является одним из подразделений семейного холдинга Rethmann. В 2009 году его владельцы вывели на белорусский рынок еще одну свою компанию Remondis. Ее местные филиалы «Ремондис Минск» и «Ремондис» занимаются сбором, транспортировкой и переработкой вторсырья  в Минске и Могилеве.

Фото: Еврорадио

После нескольких неудачных попыток приватизировать завод «Крион» известная компания Linde Group в  2007 году приобрела частную компанию «Ацетилен» в Брестской области и создала на ее базе современное газовое производство «Линде Газ Бел».

В 2008 году поступили прямые немецкие инвестиции в финансовый сектор Беларуси. DEG (Deutsche Investions-und – Entwicklungsgesellschaft), являющаяся частью третьего по величине немецкого банка государственного KfW  Bankengruppe, стала владельцем 15% акций частного белорусского «РРБ-Банка». Еще 25% акций купил Европейский банк реконструкции и развития. DEG и ЕБРР вышли из капитала «РРБ-Банка» в 2017 году.

В том же 2008 году немецкая страховая группа ERGO, являющаяся подразделением Munich Re Group, приобрела долю в белорусской компании «БАСО» и переименовала ее в СК «ЭРГО». В 2019 году белорусский страховой бизнес «ЭРГО» выкупила болгарская компания Euroins.

«Айтишное» сотрудничество

С середины 1990-х годов  на белорусском рынке работает немецкий IT-холдинг SAP, который продвигает здесь свои решения для бизнеса и одновременно размещает заказы на их разработку местным компаниям. В 2007 году SAP открыл представительство в Минске.

Немецкие инвесторы среди первых, кто инвестировал в разработку программного обеспечения в Беларуси. В 1993 году была создана компания SaM Solutions, которая сегодня входит в число ведущих европейских поставщиков соответствующих услуг. Одним из ее основателей стал Андрей Бахирев, другим — бизнесмен, владелец фирмы CAF Рейнхард Юнг. Центры разработки SaM Solutions размещались в Беларуси и Украине, IT-бизнесменам принадлежал известный в 2000-е годы ресторан James. В конце 2010-х годов партнеры разошлись: Рейнхард Юнг открыл новую фирму HiQo Solutions с офисами в Германии, Беларуси и США.

Немецкие капиталы имеют работающие в этом секторе в Беларуси такие компании, как BelAbat и «СИБ софтвэр». Свыше десятка белорусских разработчиков открыли представительские офисы на территории Германии. 

Новый рывок

В первые годы 2010-х одним из самых крупных проектов стало создание совместного предприятия  «Интерферм» на базе Слуцкого сахарорафинадного комбината. Оно специализировалось на выпуске дрожжей, а партнером белорусской стороны стала компания Uniferm.

На 2018 год пришелся пик инвестиционных вложений немцев в Беларусь.  Объем средств, пришедших в прошлом году из Германии, вырос более чем в два раза и составил 363,7 млн долларов. Благодаря этому росту Германия, в частности, опередила Литву среди важнейших инвесторов в белорусскую экономику.

Рекордный показатель обеспечили две сделки с участием немецкого бизнеса. В рамках одной из них, выкупив 50% долю у российской «Корпорации «Волма», немецкий концерн Knauf стал совладельцем завода «Белгипс». В рамках другой немецкая семейная фирма Hoermann получила под контроль холдинг «Алютеч», который является одним из крупнейших на постсоветском пространстве производителей роллетных систем, алюминиевых профильных систем и секционных ворот.  

Прошлый год ознаменовался появлением крупного немецкого инвестора в инфраструктуру Беларуси. Немецкая компания Duisburger Hafen (входит в группу Duisport, подконтрольную Федеральной земле Северная Рейн-Вестфалия и мэрии Дуйсбурга) вошла в капитал Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Немцы планируют построить  на его территории логистический хаб, связанный с крупнейшим в мире контейнерным портом в Дуйсбурге. Проект в Минске должен стать частью развития «Нового шелкового пути».

Крупнейшие немецкие инвесторы в экономику Беларуси за 1992-2019гг.

Autohaus Maler

Розница

Carl Zeiss

Оптика

Daun & Cie 

Текстиль

DAW SE

Химия

Deutsche Lufthansa

Авиаперевозки

Duisport/ Duisburger Hafen

Инфраструктура

FER Fahrzeugelektrik/Truck-Lite Company

Автокомпоненты (1996-2015)

Fielmann

Оптика, розница

Fixemer Logistics

Автоперевозки (1996-2001)

Fresenius Medical Care

Медицинские товары
(1991- вт. пол. 2010-х гг.)

GreCon/Saegewerkberatung & Holzhandel Hasse

Мебель

Henkel

Стройматериалы

Hoermann

Роллеты

Jokey-Plastik

Пластмассовые изделия

Knauf

Стройматериалы

KfW/DEG

Банк (2008-2017)

Linde

Производство газов

МАN Nutzfahrzeuge

Автомобили (1997-2003)

Munich Re Group/ERGO

Страхование (2008-2019)

Remondis

Переработка отходов

Salamander

Обувь (1988-2002)

Saria Bio-Industries

Переработка отходов

Stotz Agro-Service

Торговля, сельское хозяйство

Uniferm

Дрожжи

 

О спецпроекте «Беларусь-ЕС: 25 лет рядом»

Прошлой осенью отмечалось 25-летие вступления в силу Маастрихтских соглашений, положивших начало формированию Евросоюза — одного из ключевых внешнеполитических и экономических партнеров Беларуси.

Становление ЕС и независимой Республики Беларусь проходило практически одновременно. Как участники Евросоюза и наша страна прошли вместе этот уже достаточно длительный путь, что получилось, а что нет, каковы перспективы в развитии сотрудничества, с какими странами у нас сложились более тесные отношениями, а с какими имеются возможности для их интенсификации — об этом наш спецпроект. «Беларусь-Евросоюз: 25 лет рядом со своим европейским прошлым, настоящим и будущим».

Нужна свежая аналитика? Читайте нас в Telegram и на Яндекс.Дзен

Последнее в рубрике