Почему европейцы учатся всю жизнь, а белорусы отлынивают
27.05.2019
Максим Яремко, Салiдарнасць

Почему европейцы учатся всю жизнь, а белорусы отлынивают

Старость – не дурость.

Когда-то мы потешались над героями сериала «Сообщество» (да-да, есть сериалы и кроме «Игры престолов») – великовозрастными чудаками, получающими образование в муниципальном колледже. А сегодня обучение в зрелом возрасте становится трендом во всём мире. Ну, или почти во всём.

В последние годы возрастные рамки человечества значительно сдвинулись: по определению Всемирной организации здравоохранения, молодость сегодня длится не до 30 лет, как раньше, а до 45-ти, а средний возраст так и вообще до 60-ти. Достижения медицины позволяют людям всё дольше вести активный образ жизни, а технологический прогресс требует от каждого взрослого человека постоянного обучения и адаптации к меняющимся условиям. Поэтому всё больше учебных заведений по всему миру открывают так называемые «университеты третьего возраста».

Первый такой университет появился ещё в 1973 году – его основал во Франции профессор Пьер Велла. Учебный процесс в этом заведении шёл параллельно с исследованиями – ученые выясняли, насколько пенсионеры восприимчивы к новой информации.

Вскоре инициативу подхватили и другие европейские страны. Впрочем, не только из гуманных, но и из практических соображений – пожилые студенты помогали уравновесить молодежные бунтарские настроения в университетах 1970-х. А ещё они вносили плату за обучение, что помогало сохранять широкий штат профессоров.

Сегодня в мире существует несколько моделей подобных университетов. К примеру, английская модель отличается тем, что учебные заведения для пожилых людей создаются на базе общественных организаций. Во французской модели такие университеты организуются на базе вузов.

По данным портала Eurostat в 2018 году доля людей, получающих образование в возрасте от 25 до 64 лет, в странах Евросоюза достигла 11,1%.

Этот коэффициент постепенно увеличивается с 2015 года, когда он составлял 10,7%. Среди стран ЕС самые высокие показатели участия взрослых в обучении демонстрируют Швеция (29,2%), Финляндия (28,5%) и Дания (23,5%).

Уже несколько лет в Евросоюзе действует стратегия «European cooperation and training» – «Европейское сотрудничество и обучение» – одна из целей которого добиться, чтобы к 2020 году в обучении на протяжении всей жизни участвовало не менее 15% взрослого населения Европы.

А что у нас?

Мало-помалу образование для людей в возрасте становится доступным и в Беларуси, хотя адукационные возможности наших Пирсов Хоторнов пока не так широки, как у их западных ровесников.

Раньше в нашей стране имелось возрастное ограничение для поступления на дневные отделения вузов – до 35 лет – сегодня таких ограничений нет. Кроме того, у нас есть ряд образовательных структур, где помогают получить новое образование «тем, кому за 30». Первые такие кружки были организованы представители общественных организаций.

Например, в 2010 году в Гродно начались занятия «Университета золотого века» – проекта, направленного на активную ресоциализацию пожилых людей. Его инициаторами стали члены общественного объединения «Центр Третий сектор».

Однако эксперты отмечают, что именно вошедший в пору жизненной зрелости белорус зачастую скептически относится к саморазвитию. После 30 лет многие наши земляки сами отказываются от новых знаний. Возраст служит им отговоркой от дальнейшего образования. Хотя, как показывает, европейский опыт, новые знания можно получить в любом возрасте.

Последнее в рубрике