Минский барометр: В отношениях с ЕС как бы рост, но без прогресса

Минский барометр: В отношениях с ЕС как бы рост, но без прогресса

Продолжается рост числа контактов и проектов с Евросоюзом. «Но по-прежнему отсутствует осязаемый прогресс в переговорах по политически значимым соглашениям», — отмечают авторы «Минского барометра».

Эксперты отмечают следующие тенденции:

1) качественным следствием растущего количества и уровня контактов Беларуси со странами и институтами ЕС, а также увеличивающихся объемов проектного сотрудничества становится улучшение атмосферы в коммуникации между сторонами;

2) при этом по-прежнему отсутствует осязаемый прогресс в переговорах по политически знаковым темам: соглашениям о приоритетах партнерства и об упрощении визового режима. Эта ситуация оказывает обратный эффект на процесс выстраивания взаимного доверия и ограничивает многие возможности с обеих сторон.

3) В условиях, когда позиция Литвы фактически заблокировала переговорный процесс с Брюсселем, Минск делает все больший акцент на двустороннее сотрудничество с отдельными странами-членами ЕС.

В рамках переговоров по приоритетам партнерства и соглашению об упрощении визового режима, которые Лукашенко назвал ближайшими задачами в отношениях с ЕС, в марте-апреле серьезного прогресса зафиксировано не было. На 7-м заседании Координационной группы Беларусь-ЕС, прошедшем 24-25 апреля, Брюссель в очередной раз заявил о приверженности скорейшему завершению переговоров по приоритетам партнерства и о том, что подписание документа ознаменует новый этап в отношениях. Однако процесс по-прежнему заблокирован Литвой. В Минске такое состояние дел определяют как тупик, хотя и не отказываются от дальнейших переговоров.

Ситуация с соглашением о визовой фасилитации выглядит более оптимистично. Здесь сторонам удалось разрешить вопрос с количеством польских консулов в Беларуси, увеличение которого Варшава хотела увязать с подписанием соглашения. Однако на повестке остается проблема с договором о реадмиссии. Россия отказывается брать на себя обязательство принимать обратно лиц, депортированных из ЕС в Беларусь, которые изначально попали на белорусскую территорию с российской. В этих условиях, чтобы не превратиться в своего рода накопитель нелегалов, Беларусь ведет переговоры с ЕС о возможных механизмах возвращения депортированных лиц в страны происхождения.

Самым заметным событием периода мониторинга можно назвать визит в Беларусь Федерального канцлера Австрии Себастьяна Курца. 29 марта переговоры с Курцем провел вначале А.Лукашенко, а затем и С.Румас. В центре внимания были вопросы экономического сотрудничества и региональной безопасности. По последней позиции Минска и Вены во многом совпадают, что обусловлено похожими характеристиками стран в системе международных отношений: Беларусь и Австрия – малые государства Восточной и Центральной Европы, которые становятся естественными единомышленниками в условиях нарастания геополитической напряженности между Россией и Западом.

Еще одним примечательным событием марта-апреля стал очередной визит в Минск президента Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сумы Чакрабарти. За последние годы растущее сотрудничество с ЕБРР является одним из главных результатов процесса нормализации отношений Беларуси и ЕС. В прошлом году размер инвестиций со стороны банка достиг рекордных 360 млн евро, и Беларусь вошла в топ-10 стран по объемам сотрудничества с ЕБРР. По словам Чакрабарти, он хотел бы видеть Беларусь в пятерке лидеров уже в ближайшие годы. Лукашенко, со своей стороны, предложил провести в Беларуси запланированное на 2022 год очередное заседание управляющего совета ЕБРР.

По прогнозу аналитиков, Беларусь и дальше будет делать все больший акцент на двустороннем сотрудничестве со странами-членами ЕС, так как по линии Минск-Брюссель возможность углубления и расширения отношений блокируется Литвой, руководство которой открыто задекларировало цель принудить Беларусь отказаться от введения в эксплуатацию Островецкой АЭС. Если на майских выборах президента Литвы победу одержит кандидат, занимающий менее радикальную позиции по Беларуси, то в перспективе Минск и Вильнюс могут выйти на конструктивный диалог по вопросу БелАЭС и по более широкой повестке двусторонних отношений.

Однако даже в этом случае процесс будет медленным – соответственно, и его эффекты для отношений Минска и Брюсселя будут также отложенными во времени. После состоявшегося визита в Беларусь Курца во второй половине года ожидается ответный визит Лукашенко в Австрию. По описанной выше причине Минск рассматривает этот визит в качестве большего приоритета, чем участие на высшем уровне в многосторонних мероприятиях в ЕС (например, под эгидой «Восточного партнерства»). Хотя участие в мероприятиях в рамках «Восточного партнерства» позволило бы президенту Беларуси лично прояснить лидерам стран ЕС многие аспекты белорусской внешней политики. Тем не менее глава Беларуси, судя по всему, исходит из того, что без существенных подвижек в переговорах по приоритетам партнерства и соглашению по визовой фасилитации его визит в Брюссель будет преждевременным.

Нужна свежая аналитика? Читайте нас в Telegram и на Яндекс.Дзен

Последнее в рубрике