Человечество пресытилось одноразовым потреблением
13.05.2019
Мария Портнягина, «Огонек», фото: Reuters

Человечество пресытилось одноразовым потреблением

Какие перспективы обещает нам возвращение к многоразовому миру, от которого мы давно отвыкли.

В мире разворачивается широкомасштабная кампания против пластиковых отходов. Запретительные меры уже приняли или готовятся принять более 40 стран. От полного запрета в перспективе на продажу пластиковых тарелок, ложек, вилок, соломинок для питья, ватных палочек, контейнеров для еды и напитков (именно такой список у Евросоюза) до ввода платы за пакеты из пластика в супермаркетах (то, что уже практикуется в России, хотя у меры нашлось и немало противников, не желающих начинать платить за прежде бесплатную опцию).

Кстати, пионерами в этом деле стали японцы, еще в 1991 году запустившие программу «Принеси свою сумку», она стимулировала покупателей отказываться от одноразовых пакетов на кассе. Впрочем, в мире по-прежнему каждую минуту продается 1 млн пластиковых пакетов, которые в большинстве случаев выбрасываются после одного использования. В перерасчете это в среднем до 500 пакетов на жителя Земли в год. На переработку идет всего 1 процент!

Из последних эко-инноваций: на Лондонском марафоне в конце апреля вместо бутилированной воды бегунам раздавали капсулы с водой, оболочка которых была сделана из водорослей. Другой пример — российские ученые из Сибирского отделения РАН вместе с индийскими коллегами из Университета Махатмы Ганди разработали новый вид биопластика, созданный с помощью бактерии с замысловатым названием Cupriavidus eutrophus B-10646. По идее биопластик, в отличие от пластика из ископаемого топлива, утилизируется без вреда для окружающей среды. Но все это скорее пилотные проекты с прицелом на перспективу.

А что сейчас? СМИ пугают кадрами заваленных мусором пляжей, снимками морских обитателей, страдающих от пластиковых отходов. Тут и морской конек, прихвативший гибким хвостом ватную палочку, и черепаха, запутавшаяся в пластиковом пакете, и кит, погибший от того, что в его желудке скопился пластик,— трагические свидетельства того, что одноразовое потребление ведет человечество к катастрофе.

За последние годы опубликовано множество исследований этой проблемы. Здесь и общепланетарная статистика, и прогнозы — от ООН, данные по регионам и странам — от Еврокомиссии, например, а также расследования неправительственных организаций, прежде всего экологических — типа «Гринпис» и Всемирного фонда дикой природы.

Все они резюмируют: одноразовое потребление связано со стремительным ростом производства пластика в мире и одновременно с увеличением народонаселения.

К середине века его численность, как прогнозируется, достигнет 9 млрд жителей, а выпуск пластмассы возрастет втрое, причем преимущественно за счет спроса на доступные товары из пластика со стороны развивающихся стран. К этому времени на Земле скопится более 33 млрд тонн пластика. Проблема эта затрагивает не только сушу.

Ежегодно в Мировой океан попадает, по разным данным, от 8 до 20 млн тонн пластиковых отходов. Треть мусора оседает под водной поверхностью, именно он образует так называемые мусорные пятна. Самое крупное из них располагается в Тихом океане — его площадь оценивается от 700 тысяч до 1,5 млн квадратных километров. Большая же часть пластиковых отходов оседает на морском дне. В топе океанического пластика — сигаретные окурки, банки из-под напитков, упаковки из-под еды, пластиковые бутылки и те самые пакеты.

Под угрозой оказывается морская фауна. Подсчитано: ежегодно из-за пластикового загрязнения погибают 1 млн морских птиц и 100 тысяч морских млекопитающих. Сегодня на 1 тонну пластикового мусора приходится 3 тонны рыбы, к 2050 году соотношение будет обратным. В зоне риска и человек. Пластик распадается на мелкие гранулы (микропластик), абсорбирующие токсины, их поедает планктон, которым питаются рыбы. По этой цепочке пластик (им «заражена» каждая четвертая рыба) попадает в желудок человека. К чему это может привести — пока предмет научных исследований.

Выход — в возвращении к забытому многоразовому миру, когда предметы жили и служили долго? Уже подсчитано: многоразовая сумка для покупок способна заменить 170 пластиковых пакетов, такая же бутылка для воды — 167 пластиковых, своя термокружка — 500 кофейных стаканчиков, металлическая соломинка для напитков — 540 из пластика, тканевое полотенце — 7,3 тысячи бумажных...

В начале 2000-х годов появилась даже особая философия —- Zero Waste (в переводе — «ноль отходов»), у которой десятки миллионов последователей по всему миру, в том числе и в русскоязычном сегменте интернета. Идеология движения строится в целом на сокращении потребления. А соревнование между участниками Zero Waste идет такое: кто сократит свои отходы до минимума. Так, семья Беа Джонсон вышла на рекорд: литр отходов за год на четырех человек. Как им это удается? Например, они выступают за продукты питания без упаковки. Такой магазин, к слову, есть и в Москве: в нем, допустим, крупы находятся в емкостях, а покупатель насыпает, сколько ему нужно, в принесенную с собой тару. Приоритет у местных продуктов, так как на их транспортировку тратится меньше ресурсов.

Среди других ноу-хау — обмен одеждой, детскими игрушками, бытовой техникой и многим другим. А также возврат к «бабушкиным рецептам» — использованию натуральных веществ в уходе за собой и уборке дома, к примеру, той же соды. У мужчин — отказ от одноразовых станков в пользу металлических бритв. Для женщин — свои приспособления, которыми можно пользоваться многократно.

Впрочем, все это даст эффект только при более масштабных мерах — организации на государственном уровне раздельного сбора мусора и его переработки, а также внедрения эко-инноваций производителями товаров. На недавнем форуме в Париже, посвященном устойчивому развитию и сознательному потреблению, международные компании предлагали свои решения для современного многоразового мира. На нем был представлен, например, прототип кроссовок из переработанного пластика. Появятся они только через два года, но желающие приобрести эту обувь уже есть. Также среди новинок — приложение, которое позволит определять экологичность продукции: потребитель с помощью смартфона считывает QR-код товара и получает данные, собранные благодаря возможностям блокчейна, где и как было получено сырье, произведен и доставлен в точку продажи товар.

Из революционных идей, прозвучавших на форуме,— концепция 50 литров, то есть создание в жилище замкнутой системы водоснабжения, позволяющей очищать воду, использованную для душа, чтобы потом ею помыть посуду. Правда, это потребует перестройки городов на новый лад. В общем, похоже, пора привыкать к тому, что вода из туалета может оказаться в чайнике, пусть и пройдя цикл очистки.

Последнее в рубрике