Какие профессии будут востребованы через несколько лет

Какие профессии будут востребованы через несколько лет

Всемирный экономический форум (ВЭФ) предложил мировым лидерам задуматься об изменении образовательной системы — об этом говорится в масштабном докладе «Профессии будущего».

По мнению экспертов, развитие искусственного интеллекта, Big Data и «интернета вещей» неизбежно повлечет за собой сокращение части работников — их заменят роботами и автоматизированными системами. Впрочем, сотрудники-люди все равно будут нужны — вот только им придется учиться в течение всей жизни.

Приводим основные положения доклада в переводе на русский язык, подготовленном Национальным исследовательским технологическим университете «МИСиС».

При подготовке исследования эксперты ВЭФ в первой половине 2018 года опросили «нескольких крупнейших работодателей в мире» — более 100 топ-менеджеров, отвечающих за «стратегическое управление кадрами». Авторы исследования не указывают конкретные компании, но уточняют, что в общей сложности в них работают более 15 млн человек. Они признают, что это «лишь небольшая часть глобальной рабочей силы из более чем 3 млрд человек», но подчеркивают, что крупный транснациональный бизнес служит примером для более мелких предприятий, которые перенимают подходы «гигантов».

Собеседники рассказали, какие технологии уже в ближайшие пять лет будут внедрены их компаниями — а значит, серьезно изменят рынок труда:

аналитика больших данных, Big Data (85%);

мобильные и веб-приложения (75%);

«интернет вещей» (75%);

машинное обучение (73%);

«облачные» технологии (72%).

Кроме того, в числе крайне перспективных технологий респонденты называли дополненную и виртуальную реальность (58%), блокчейн (45%), 3D-печать (41%) и беспилотный транспорт (40%).

Переход на новые технологии будет сопровождаться «необходимостью совершения кадровых перестановок», признают бизнесмены. Почти 50% компаний ожидают, что автоматизация производства «приведет к некоторому сокращению их штатных сотрудников». 59% опрошенных ВЭФ работодателей ожидают, что к 2022 году «значительно изменится» цепочка производства и распределения их продукции. Почти половина опрошенных допускают, что география их бизнеса также изменится. В общей сложности опрос показывает, что бизнес ожидает сокращения рабочих мест на 0,98 млн человек — и одновременно планирует нанять 1,74 млн, прежде всего «за счет новых, повышающих производительность профессий».

Авторы доклада успокаивают: «В настоящее время существует популярное мнение, что в ближайшие десятилетия роботы полностью заменят человеческий труд, однако сами технологии также создают новые рабочие задачи, от разработки приложений до создания роботов, открывая возможности для работы, которую ранее люди не выполняли».

В докладе перечислены примеры «стабильных» профессий, «новых» и «теряющих актуальность». Так, к 2022 году сохранится высокий спрос на «управляющих и исполнительных директоров», «разработчиков программного обеспечения и приложений», «аналитиков данных», «ученых», «специалистов по логистике», «инженеров», «преподавателей вузов», «операторов заводов по переработке нефти и природного газа».

Отдельно уточняется, что еще долго сохранится востребованность профессий, где «используются исключительно человеческие навыки»,— «специалистов по обслуживанию клиентов» или «людей творческих профессий».

«Новые» профессии вполне ожидаемо связаны с инновациями и технологиями. В ближайшие годы возрастет спрос на «специалистов по искусственному интеллекту и машинному обучению», «специалистов по большим данным», «экспертов по автоматизации процессов», «инженеров-робототехников» и «блокчейн-специалистов». А смена географии производства и выход компаний на новые рынки приведет к повышенной востребованности «специалистов в области разных народов и культур».

«Профессии, которые будут становиться все менее актуальными, представляют собой рутинные, средне квалифицированные должности,— говорится в докладе.— Они будут сокращаться из-за новых технологий и автоматизации процессов». В списке «теряющих актуальность» профессий указаны «бухгалтеры и клерки», «секретари», «сборщики и фабричные рабочие», «аудиторы», «кассиры», «водители» и «адвокаты».

Теоретически, новые технологии частично отнимают работу у людей, говорится в докладе, но одновременно они «значительно расширяют возможности» сотрудников. «Технологии автоматизации могут снять необходимость выполнения рутинной административной работы и позволить сотрудникам сосредоточиться на решении более сложных вопросов — при одновременном снижении риска ошибок»,— объясняют эксперты ВЭФ. Они делают вывод, что людям, желающим добиться карьерного успеха, стоит сосредоточиться на профессиях, «которые подвластны исключительно человеческому разуму». А так как возможности машин будут расширяться, необходимо осознать — образование и переподготовку придется проходить на протяжении всей своей жизни. «Работники, не имеющие соответствующих навыков для адаптации к новым технологиям, заметят, что их заработная плата сокращается, а роботы понижают ценность выполняемой ими работы»,— предупреждают в ВЭФ.

Большинство работодателей, опрошенных для исследования, считают, что к 2022 году навыки, необходимые для выполнения большинства работ, значительно изменятся. Они отмечают «падение спроса на ручной труд и физические способности», а также «снижение спроса на навыки, связанные с управлением финансовыми ресурсами». Вместо этого вырастет спрос работодателей на «аналитическое и инновационное мышление», «восприимчивость к новому и легкую обучаемость», «разработку технологий и программирование» — а также «творчество», «оригинальность», «критическое мышление», «способность к убеждению» и «ведение переговоров».

Впрочем, многое зависит от региональной специфики. Опрошенные ВЭФ эксперты дают прогноз, что в ближайшие годы в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в странах Африки повысится спрос на рабочих-сборщиков и фабричных рабочих — «неперспективных» в других регионах мира.

«Экспериментировать и инвестировать»

К 2022 году от 54% сотрудников потребуются переподготовка и повышение квалификации, говорится в исследовании ВЭФ. Скорее всего, в ближайшие годы бизнесу придется выбирать между тремя кадровыми стратегиями:

принимать на работу совершенно новых постоянных сотрудников, уже обладающих необходимыми навыками;

стремиться к максимальной автоматизации рабочих задач;

провести переподготовку уже нанятых сотрудников.

Почти четверть компаний признают, что «вряд ли» станут вкладываться в переподготовку уже нанятых сотрудников, а две трети ожидают, что работники сами будут адаптироваться и приобретать новые навыки. «Другими словами, те, кто больше всего нуждается в переквалификации и повышении квалификации, вряд ли получат необходимую подготовку»,— говорится в докладе. Многие работодатели готовы переориентироваться на временных сотрудников или аутсорс. При этом респонденты намерены «более гибко» подходить к привлечению работников, используя удаленный персонал и децентрализацию операций.

«Таким образом, качество, местоположение, формат и постоянство новых профессий будут совершенно иными»,— делают вывод эксперты ВЭФ. Поэтому они рекомендуют правительствам и крупным компаниям «экспериментировать и инвестировать в новые виды образования и обучения». «Политика должна быть нацелена на быстрое повышение уровня образования и квалификации людей всех возрастов,— говорится в докладе.— Стратегии правительства должны включать изменения в школьных учебных программах и переосмысление профессиональной подготовки за пределы традиционных профессий с низким и средним уровнем квалификации. Обучение на экспериментальных схемах такого рода будет иметь решающее значение для всех правительств в течение периода 2018–2022 годов».

Работникам стоит «взять на себя ответственность за собственное обучение в течение всей жизни», отмечают эксперты ВЭФ, но подчеркивают, что правительства и работодатели должны помогать гражданам с «периодическим повышением квалификации».

Последнее в рубрике