Размер не имеет значения: как в небольших городах Европы улучшают местную экологию

Размер не имеет значения: как в небольших городах Европы улучшают местную экологию

Сегодня в Европе не только столицы вкладываются в местную экологию — самые обычные малые города тоже стараются сделать жизнь своих горожан чище и безопаснее.

Например, испанский Корнелья-де-Льобрегат и голландский Хорст-ан-де-Маас, которые получили премию ЕС European Green Leaf 2019. Эта премия была создана в 2015 году для городов с населением менее 100 тысяч жителей, показавших готовность и умение заботиться об экологии и преобразовывать городскую среду в максимально «зеленую».

Корнелья-де-Льобрегат (Испания): плотная застройка среди садов и парков

Муниципалитет Корнелья-де-Льобрегат, расположенный неподалеку от Барселоны, − это компактный город на берегу реки Льобрегат с населением в примерно 90 тысяч жителей. История его насчитывает более тысячи лет, а испанцы умеют сохранять старину, поэтому здесь есть чем полюбоваться.

Местная готическая архитектура – замки, храмы и городские здания – роскошным образом вписывается в разнообразный ландшафт: горы, включая Монтсеррат с древними монастырями, луга и песчаные берега реки. Здесь же находятся вторая по величине колокольня в Каталонии и знаменитый в узких кругах средневековый Дьявольский мост над пропастью. В горах сохранились старинные шахты и пещеры с запутанными подземными ходами, привлекательные для любознательных и рисковых путешественников. Отметился здесь и легендарный Антонио Гауди чудесным архитектурным комплексом «Крипта колонии Гуэль». Городок в целом уютный и живописный, со своими многолетними гастрономическими и культурными традициями – например, театрализованными шоу о жизни Христа.

Но, к сожалению, высокая плотность застройки постепенно привела к значительному загрязнению воздуха и воды в городе. Власти спохватились, включились в активные действия по спасению среды – и преуспели.

Тихий и «зеленый» транспорт

Чтобы сделать воздух города чище, власти вложились в развитие велосипедного транспорта и запретили автомобили с вредными выхлопами. Все больше пространства в городе отдается во власть велосипедистам и пешеходам: прокладываются трассы и тропы, организовываются велостоянки; к 2020 году в городе будет уже 11 километров пешеходных зон.

Интересно, что, проектируя новые пешеходные и велосипедные дорожки, власти стараются использовать и создать тень: в городке жаркий климат и большое количество солнечных дней в году, и необходимость передвигаться под открытым солнцем дает лишние очки в пользу автомобиля. А вот если путь проходит по теневой стороне – это меняет дело.

Под особый контроль взята прокладка специальных разноцветных (чтобы издалека бросались в глаза) «школьных тропинок», по которым дети могут добираться до школы в обход трасс с автомобильным движением. Уже существуют три маршрута, соединяющие улицы города с 13 школами.

Парки и огороды

У властей Корнельи-де-Льобрегат готов амбициозный план соединить природу и самые густонаселенные районы. Во-первых, площадь уже существующих зеленых территорий (а их немало) будет увеличена, а во-вторых, появятся «зеленые коридоры», соединяющие все парки в одну общую систему.

Вокруг городка по обоим берегам реки находятся парки и заповедники с уникальными представителями животного мира — в первую очередь, птицами (например, здесь нашли редкий вид соловьев, который не встречается больше нигде в Испании). В парках уже появилось множество пешеходных маршрутов и площадки для наблюдения за жизнью дикой природы, что привлекает на пленэр горожан.

Кроме парков большую популярность набирают общественные сады и огороды. Дело в том, что Корнелья-де-Льобрегат — исторически сельскохозяйственный район с богатыми традициями, и сегодня, когда урбанизация взяла верх над селом, многие жители испытывают потребность побыть ближе к земле, покопаться в ней, посадить что-нибудь и вырастить. Это благоприятно сказывается на состоянии нервов и душевном здоровье горожан.

Существует в городе даже специальный сад-огород для пожилых, нечто вроде клуба по интересам. Необходимый грядкам и плодовым деревьям компост здесь получают путем переработки пищевых отходов из местных магазинов, кафе и ресторанов: все идет в дело.

Русло местной реки Льобрегат почистили, возле воды высадили тысячи деревьев, укрепляющих берега. А чтобы не тратить много воды на полив, власти теперь сажают на газонах, в парках, садах и на футбольных полях такую траву, которая хорошо себя чувствует и в засуху. Кроме того, в городе собирается дождевая вода – каждая капля на учете.

Модные ныне и очень перспективные для чистоты городского воздуха «зеленые крыши» тоже начали появляться в городе. Пока что их всего две – у детского сада и библиотеки, но городские власти объявили тендер на создание 70 квадратных метров вертикальных садов.

Альтернативные источники энергии

Уличное освещение в городе меняют для экономии энергии и постепенно переходят на светодиодные лампы – они не энергозатратны, да и интенсивность освещения у них максимально комфортная для глаз. Такое же освещение появилось и в муниципальных зданиях. Традиционная энергия теперь экономится и с помощью солнечных батарей – благо климат позволяет. Солнечные панели стали заменять собой и традиционное неэкологичное топливо в отопительных системах.

Борьба с городским шумом

Чтобы сделать жизнь в Корнелья-де-Льобрегат потише, в городе поставили защитные панели вдоль железной дороги и акустические барьеры вокруг жилых кварталов, детских учреждений и больниц. Для большей эффективности разработана акустическая карта города, куда нанесены наиболее шумные и тихие участки. Кроме того, под контроль взяты все увеселительные заведения, которым теперь не удастся пошуметь вволю, если это мешает жителям. Ну и благодаря популяризации велосипедного транспорта удалось немного справиться с автомобильным шумом.

Хорст-ан-де-Маас (Нидерланды): город-ферма

Хорст-ан-де-Маас, расположенный на юге Нидерландов, в два раза меньше, чем Корнелья-де-Льобрегат: всего 40 тысяч жителей и только 3 отеля. Большинству людей название городка ни о чем не скажет, а между тем, там есть на что посмотреть.

Вокруг располагаются старинные замки разной степени сохранности и живописности, а сам городок может похвастаться красивой рекой Маас. А еще сельскохозяйственными угодьями: здесь выращивают треть голландских грибов и половину голландской черники, а также 80% всех голландских роз. Благодаря этому здесь самое низкое по стране количество безработных – всего 4%. Именно на сельское хозяйство и нацелена в первую очередь экологическая программа Хорст-ан-де-Мааса.

Дешевая и экологичная энергия для теплиц

Речь идет о тепличном выращивании различных растений. Еще несколько лет назад эта отрасль считалась самой энергозатратной, однако нынче расход энергии удалось снизить с помощью новаций в области геотермики.

Иными словами, найдены способы сохранять в теплицах нужный микроклимат без серьезных вложений и вредных выбросов в воздух, и все это − впервые в Нидерландах. Проблема была не только в необходимом обеспечении теплиц теплом и влажностью, но и в слишком большом содержании в воздухе CO2 при культивировании болгарского перца – и оно уменьшилось на 95%! Способам получения дешевой и экологичной энергии уделяется сегодня самое пристальное внимание, и с этой целью местная компания собирается развивать ветряные мельницы в близлежащем Гринпорте Венло.

Еще одно важная проблема − уровень воды в реке Маас, которая кое-где начала потихоньку мелеть. Город построил дополнительные плотины и расширил русло в некоторых стратегически подходящих местах – и вот река вновь стала полноводной.

И хотя Хорст-ан-де-Маас расположен совсем не в испанском климате, здесь, как и в Корнелья-де-Льобрегат, популярность набирает использование солнечных батарей на крышах домов. Сейчас ими оборудованы 50% муниципальных зданий.

«Чистый» транспорт

С чистотой воздуха здесь получше, чем в других городах, даже с учетом теплиц и коровников, потому что в Хорст-ан-де-Маас мало транспорта на традиционном топливе. И становится все меньше. Так, в городе уже появились 85 километров безопасных и удобных, без препятствий и светофоров, велосипедных дорожек, и это только начало.

В ближайшем будущем – глобальная крутая велодорожка, а точнее, целое велошоссе, ведущее через городок из Эйндховена в немецкий Дюссельдорф. А еще власти стараются пересадить жителей с автомобилей на велосипед. Эта кампания имеет видимый успех, поскольку сами горожане могут участвовать в планировании веломаршрутов и мест для велостоянок: к их мнению действительно прислушиваются.

А еще жители высказывают свои пожелания, где стоит установить зарядные пункты для электромобилей, – и их строят именно там. В моду входит совместное владение электромобилем, одним на несколько семей.

В прошлое отправляются лишние, по опросам горожан, автобусные маршруты, а громоздкие автобусы заменяются меньшими и более тихими, однако все же хорошо приспособленными для перевозки велосипедов.

Спасение вересковой пустоши и пчел

Ну а что касается зеленых зон вокруг Хорст-ан-де-Мааса, то в первую очередь речь о местных заповедниках Маасгаард и Мариапеель, которые начинаются в 300 метрах от жилых кварталов. Зона была объявлена заповедной благодаря уникальной вересковой пустоши. К сожалению, именно там находится богатое месторождение торфа, добыча которого может в итоге погубить пустошь.

Чтобы этого не допустить, город инициировал охранные мероприятия. Заодно под защитой оказались местные птицы, животные и растения. А особенно пристального внимания удостоились пчелы. Они необходимы для опыления сельскохозяйственных культур, а между тем, пчел с каждым годом в Хорст-ан-де-Маасе становится все меньше. В прошлом году там даже провели «пчелиный симпозиум» и в результате решили постоянно увеличивать разнообразие притягательной во время цветения флоры, чтобы пчелам было приятно находиться в регионе, и особенно тщательно контролировать качество воздуха. От этого будет хорошо не только пчелам, но и людям.

Последнее в рубрике