ПЭТ или не ПЭТ. Как Лукашенко взбудоражил бизнес переходом на стеклянные бутылки
05.04.2019
Александр Заяц, TUT.BY

ПЭТ или не ПЭТ. Как Лукашенко взбудоражил бизнес переходом на стеклянные бутылки

Недавно власти поставили задачу заместить пластиковую тару для розлива питьевой воды и напитков на стеклянные бутылки. Производители такую инициативу восприняли довольно настороженно. В среду в Минске многие заинтересованные участники данного процесса собрались за круглым столом в «Президент-Отеле», чтобы оценить, что день грядущий им готовит.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Месяц назад Александр Лукашенко подписал директиву № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны», которая в числе прочего подразумевает поэтапный отказ от полиэтиленовой упаковки (сокращенно ПЭТ) и ее замену на экологически безопасную. Например, из стекла и бумаги.

— Нам надо уходить от полиэтилена, для начала хотя бы для розлива воды, — сказал по поводу пластиковой тары Александр Лукашенко на совещании с активом Минска в декабре 2018 года. — У нас достаточно производства стеклопосуды. И не надо травить людей. Более чем уверен, что у больших и малых начальников уже водичка в стекле. Во всем мире пошла тенденция освобождаться от полиэтилена и больше ориентироваться на экологически чистую тару. Это задача для вас.

Месяц спустя глава Беларуси актуализировал эту задачу. «Уже продвинутые страны, которые болеют за своих граждан, отказываются от пластика. Я недавно поручил убрать пластиковые бутылки и тару на первом этапе и заменить стеклом. Тем более что у нас развита эта сфера промышленности. Это немедленно нужно реализовывать», — еще раз заявил Лукашенко.

В феврале по решению премьер-министра Сергея Румаса была создана межведомственная рабочая группа, которая должна подготовить предложения по замещению ПЭТ-тары для розлива питьевой воды и напитков на стеклянную тару. После этого, как говорится, процесс пошел. В СМИ стали появляться дискуссионные статьи.

— В настоящий момент со всеми заинтересованными вырабатываются предложения, включая представителей бизнеса. Чтобы немного сбить накал страстей, скажу, что революции не предвидится, — заявил первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Игорь Шустов на круглом столе, организованном Республиканским союзом промышленников и предпринимателей. — Революционный путь — это не тот путь, который для данной локальной задачи применим.

Как стало известно во время круглого стола, в качестве эксперимента предлагается нарастить производство питьевой и минеральной воды в стеклотаре. В настоящее время ее розлив в такую упаковку осуществляет только три предприятия — Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье», «Аквадив» и «Беларусьторг» Управделами президента (торговая марка «Боровая»). «Загрузка их производственных мощностей по розливу в стекло составляет от 5 до 10%», — заметил Шустов.

По его словам, экономические расчеты показали, что без ущемления интересов производителей продукции с использованием ПЭТ-тары и благодаря применению различных мер стимулирования реально увеличить производство до минимум 25 млн бутылок в год. При потреблении 5,6−6 млн «технические возможности для этого есть. Воды у нас достаточно», — сказал Шустов. «Розлив воды в стеклянную тару — это маленькая локальная задача, экономически и административно разрешимая без ущерба для существующих производителей. Но надо решать более глобальную задачу — рациональное и максимально эффективное использование водных ресурсов в стране, комплексная программа использования всех видов упаковки», — добавил представитель госконцерна.

Игорь Шустов сообщил, что доля ПЭТ-тары в себестоимости бутылки воды составляет 21%, а содержимого — только 0,1−0,4%. Он отметил, что стеклянная бутылка априори не может быть равна стоимости ПЭТ. На бутылке 0,5 л удорожание составляет порядка 15−17 копеек. «Это разные технологии производства, разные составляющие. Производство стекла — это газ, кальцинированная сода, кварцевый песок… А это импорт. Один газ на порядок дороже стоит для Беларуси, чем в России», — сказал Шустов. Поэтому неудивительно, что, например, «Беларусьторг» закупает стеклянные бутылки под воду в России.

Представитель «Белгоспищепрома» неоднократно подчеркивал, что никакой революции по переходу на стекло не надо ждать. Он предлагает переходить постепенно и стимулировать бизнес на разных этапах. Хотя никаких мер господдержки в этом плане пока не ожидается. Шустов не назвал, какие конкретно меры стимулирования можно применить для перехода с ПЭТ на стекло. В беседе с журналистами он отметил, что предстоит задействовать ряд внутренних ресурсов у производителей.

Впрочем, по информации первого заместителя гендиректора «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Андрея Рощупкина, Министерство по налогам и сборам прорабатывает возможность увеличения налога при розливе в ПЭТ. Минжилкоммунхоз предложил Минэкономики поднять в 10−20 раз плату за сбор ПЭТ. Шустов заверил, что никаких инициатив по повышению налогов или сборов по данной теме не рассматривается.

Замминистра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец заявил, что МАРТ — «не сторонник простых запретительных мер». Должна быть «экономическая эффективность при постепенном переходе на стеклянную тару». При этом в стране нельзя допустить резкого роста цен при увеличении доли стеклотары. Он также призвал более взвешенно оценить влияние стекла и ПЭТ на экологию. Предложения Вежновца по увеличению экспорта напитков в стеклянных бутылках вызвали скептическую улыбку у производителей и первого зампреда «Белгоспищепрома».

Заместитель директора по маркетингу Минского завода безалкогольных напитков (МЗБН) Юрий Раковец допустил, что завод напряжется и поучаствует в эксперименте по выпуску воды в стекле, чтобы оценить результаты. Но есть сомнения в экономической целесообразности. Уровень доходов населения не тот. А в Беларуси много источников качественной воды, например, в деревнях.

— Что касается экспорта… Для выхода на внешние рынки и раскрутку бренда надо будет вложить столько, сколько и на покупку новой линии (7 млн евро), если не больше, — сказал Раковец. — Потому что по поставкам [на экспорт] березового сока знаю, что «Чернобыль на нас еще висит». Просто так на полку поставить продукт — это безумие.

У МЗБН свободных денег нет. За 10 лет завод инвестировал в сельское хозяйство около 15 млн евро. Только в прошлом году, когда отдали колхоз обратно государству, у предприятия появились «небольшие средства на рекламу».

Вместе с тем Раковец посоветовал МАРТ обратить внимание на ситуацию на внутреннем рынке, когда крупные иностранные бренды выкупили большую долю полок в белорусских магазинах.

— Сейчас в Беларуси очень большая конкуренция на рынке напитков. Международные «монстры» «Кока-кола», «Боржоми» («Святой источник») скупают полки. МАРТу надо начинать смотреть, как белорусские малые производители могут у нас стать на полку. За «тест» в одном магазине нужно заплатить 300 долларов. А «Святой источник» приходит и платит 500−1000 долларов. Мы предлагали некоторые инвестиции сетям. Но даже мы за «монстрами» не можем угнаться. Они приходят с чемоданами денег в сеть. Спрашивают у ритейла, сколько те зарабатывают на «Минской 4». Им отвечают 100 долларов. ["Монстры"] дают 200 долларов и говорят, чтобы [МЗБН] не было видно. Идет убийство [белорусского производителя]. Вот на что надо обращать внимание МАРТ, а мы тут рассуждаем о стекле, премиум-бутылках, высоких материях.

Многих участников круглого стола интересовало, кто является инициатором перехода c ПЭТ на стеклянные бутылки. Есть понимание, что все завертелось после заявлений президента. Но кто вышел с такими инициативами наверх? Иван Вежновец дипломатично ушел от ответа, указав в качестве ключевых факторов загрузку мощностей стекольных заводов и экологию.

Организаторы направили приглашения на круглый стол руководству стекольных заводов и Минстройархитектуры. Но никто из них не появился в «Президент-Отеле» и не высказался на злободневную тему.

Зато заместитель директора по маркетингу МЗБН Юрий Раковец рассказал о встречах с представителями стекольных заводов Беларуси, и «они однозначно заявили, что хорошего стекла от нас не ждите». «Что значит хорошего стекла? Вода в стеклянной бутылке — это премиум-сегмент. Ты смотришь на эту бутылку, и ее сразу хочется купить. Мы смотрели белорусские образцы [подобных бутылок]. Нам сразу сказали: ребята, вся проблема в кальцинированной соде. Это валюта. У нас такая бутылка, как у зарубежных производителей, будет [для вас] золотой», — утверждает Раковец.

«В то же время мировая тенденция такова, что идет увеличение потребления напитков в стекле, что связано в первую очередь с возможностью его переработки и вовлечения в повторный оборот, а также созданием в мировом масштабе негативного мнения о вреде ПЭТ», — продолжил Шустов. Производители напитков уверяли участников круглого стола в безопасности пластика.

Как бы там ни было, стоит задача уменьшить количество пластмассовой тары. В одночасье такую задачу решить проблематично, сходятся все участники дискуссии. В частности, нужна действенная система по сбору отходов. Депозитно-залоговую систему возвращения бутылок предполагается внедрить в Беларуси в 2020 году. Но и там остается ряд вопросов.

Наряду с водой и безалкогольными напитками в «зоне риска» находится пиво. В стеклянные бутылки пенного напитка разливается меньше, чем той же воды, но все равно немало (76% от всего объема пива льют в ПЭТ, еще часть — в жестебанку и кеги). При переходе на стекло образуется дефицит мощностей в 50%, который может быть восполнен за счет поставок пива из России. В «Гильдии пивоваров» также считают, что в стране отсутствует возможность производить стеклянную бутылку для пивоварен в необходимых объемах и нужных форматах. Отечественные производители не в состоянии удовлетворить даже текущий спрос. Это будет означать для страны отвлечение существенных валютных средств на импорт бутылки. ПЭТ-упаковка для белорусского пива фактически полностью производится отечественной промышленностью. При переходе на стекло местное пиво подорожает, что усугубит ситуацию с балансом потребления алкоголя в стране.

Но, чтобы переход на стекло звучал громче, можно добавить «дровишек» в виде борьбы с алкоголизмом. С другой стороны, в этом секторе находятся три крупных иностранных инвестора и госзавод, которые не сдадутся без боя. Впрочем, напрямую пивную тематику во время круглого стола затрагивали вскользь и аккуратно. Видимо, не стоит будить лихо пока тихо…

Последнее в рубрике