ПЭТ или не ПЭТ. Как Лукашенко взбудоражил бизнес переходом на стеклянные бутылки
05.04.2019
Александр Заяц, TUT.BY, фото: Анжелика Василевская

ПЭТ или не ПЭТ. Как Лукашенко взбудоражил бизнес переходом на стеклянные бутылки

Недавно власти поставили задачу заместить пластиковую тару для розлива питьевой воды и напитков на стеклянные бутылки. Производители такую инициативу восприняли довольно настороженно. В среду в Минске многие заинтересованные участники данного процесса собрались за круглым столом в «Президент-Отеле», чтобы оценить, что день грядущий им готовит.

Месяц назад Александр Лукашенко подписал директиву № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны», которая в числе прочего подразумевает поэтапный отказ от полиэтиленовой упаковки (сокращенно ПЭТ) и ее замену на экологически безопасную. Например, из стекла и бумаги.

— Нам надо уходить от полиэтилена, для начала хотя бы для розлива воды, — сказал по поводу пластиковой тары Александр Лукашенко на совещании с активом Минска в декабре 2018 года. — У нас достаточно производства стеклопосуды. И не надо травить людей. Более чем уверен, что у больших и малых начальников уже водичка в стекле. Во всем мире пошла тенденция освобождаться от полиэтилена и больше ориентироваться на экологически чистую тару. Это задача для вас.

Месяц спустя глава Беларуси актуализировал эту задачу. «Уже продвинутые страны, которые болеют за своих граждан, отказываются от пластика. Я недавно поручил убрать пластиковые бутылки и тару на первом этапе и заменить стеклом. Тем более что у нас развита эта сфера промышленности. Это немедленно нужно реализовывать», — еще раз заявил Лукашенко.

В феврале по решению премьер-министра Сергея Румаса была создана межведомственная рабочая группа, которая должна подготовить предложения по замещению ПЭТ-тары для розлива питьевой воды и напитков на стеклянную тару. После этого, как говорится, процесс пошел. В СМИ стали появляться дискуссионные статьи.

— В настоящий момент со всеми заинтересованными вырабатываются предложения, включая представителей бизнеса. Чтобы немного сбить накал страстей, скажу, что революции не предвидится, — заявил первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Игорь Шустов на круглом столе, организованном Республиканским союзом промышленников и предпринимателей. — Революционный путь — это не тот путь, который для данной локальной задачи применим.

Как стало известно во время круглого стола, в качестве эксперимента предлагается нарастить производство питьевой и минеральной воды в стеклотаре. В настоящее время ее розлив в такую упаковку осуществляет только три предприятия — Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье», «Аквадив» и «Беларусьторг» Управделами президента (торговая марка «Боровая»). «Загрузка их производственных мощностей по розливу в стекло составляет от 5 до 10%», — заметил Шустов.

По его словам, экономические расчеты показали, что без ущемления интересов производителей продукции с использованием ПЭТ-тары и благодаря применению различных мер стимулирования реально увеличить производство до минимум 25 млн бутылок в год. При потреблении 5,6−6 млн «технические возможности для этого есть. Воды у нас достаточно», — сказал Шустов. «Розлив воды в стеклянную тару — это маленькая локальная задача, экономически и административно разрешимая без ущерба для существующих производителей. Но надо решать более глобальную задачу — рациональное и максимально эффективное использование водных ресурсов в стране, комплексная программа использования всех видов упаковки», — добавил представитель госконцерна.

Игорь Шустов сообщил, что доля ПЭТ-тары в себестоимости бутылки воды составляет 21%, а содержимого — только 0,1−0,4%. Он отметил, что стеклянная бутылка априори не может быть равна стоимости ПЭТ. На бутылке 0,5 л удорожание составляет порядка 15−17 копеек. «Это разные технологии производства, разные составляющие. Производство стекла — это газ, кальцинированная сода, кварцевый песок… А это импорт. Один газ на порядок дороже стоит для Беларуси, чем в России», — сказал Шустов. Поэтому неудивительно, что, например, «Беларусьторг» закупает стеклянные бутылки под воду в России.

Представитель «Белгоспищепрома» неоднократно подчеркивал, что никакой революции по переходу на стекло не надо ждать. Он предлагает переходить постепенно и стимулировать бизнес на разных этапах. Хотя никаких мер господдержки в этом плане пока не ожидается. Шустов не назвал, какие конкретно меры стимулирования можно применить для перехода с ПЭТ на стекло. В беседе с журналистами он отметил, что предстоит задействовать ряд внутренних ресурсов у производителей.

Впрочем, по информации первого заместителя гендиректора «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Андрея Рощупкина, Министерство по налогам и сборам прорабатывает возможность увеличения налога при розливе в ПЭТ. Минжилкоммунхоз предложил Минэкономики поднять в 10−20 раз плату за сбор ПЭТ. Шустов заверил, что никаких инициатив по повышению налогов или сборов по данной теме не рассматривается.

Замминистра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец заявил, что МАРТ — «не сторонник простых запретительных мер». Должна быть «экономическая эффективность при постепенном переходе на стеклянную тару». При этом в стране нельзя допустить резкого роста цен при увеличении доли стеклотары. Он также призвал более взвешенно оценить влияние стекла и ПЭТ на экологию. Предложения Вежновца по увеличению экспорта напитков в стеклянных бутылках вызвали скептическую улыбку у производителей и первого зампреда «Белгоспищепрома».

Заместитель директора по маркетингу Минского завода безалкогольных напитков (МЗБН) Юрий Раковец допустил, что завод напряжется и поучаствует в эксперименте по выпуску воды в стекле, чтобы оценить результаты. Но есть сомнения в экономической целесообразности. Уровень доходов населения не тот. А в Беларуси много источников качественной воды, например, в деревнях.

— Что касается экспорта… Для выхода на внешние рынки и раскрутку бренда надо будет вложить столько, сколько и на покупку новой линии (7 млн евро), если не больше, — сказал Раковец. — Потому что по поставкам [на экспорт] березового сока знаю, что «Чернобыль на нас еще висит». Просто так на полку поставить продукт — это безумие.

У МЗБН свободных денег нет. За 10 лет завод инвестировал в сельское хозяйство около 15 млн евро. Только в прошлом году, когда отдали колхоз обратно государству, у предприятия появились «небольшие средства на рекламу».

Вместе с тем Раковец посоветовал МАРТ обратить внимание на ситуацию на внутреннем рынке, когда крупные иностранные бренды выкупили большую долю полок в белорусских магазинах.

— Сейчас в Беларуси очень большая конкуренция на рынке напитков. Международные «монстры» «Кока-кола», «Боржоми» («Святой источник») скупают полки. МАРТу надо начинать смотреть, как белорусские малые производители могут у нас стать на полку. За «тест» в одном магазине нужно заплатить 300 долларов. А «Святой источник» приходит и платит 500−1000 долларов. Мы предлагали некоторые инвестиции сетям. Но даже мы за «монстрами» не можем угнаться. Они приходят с чемоданами денег в сеть. Спрашивают у ритейла, сколько те зарабатывают на «Минской 4». Им отвечают 100 долларов. ["Монстры"] дают 200 долларов и говорят, чтобы [МЗБН] не было видно. Идет убийство [белорусского производителя]. Вот на что надо обращать внимание МАРТ, а мы тут рассуждаем о стекле, премиум-бутылках, высоких материях.

Многих участников круглого стола интересовало, кто является инициатором перехода c ПЭТ на стеклянные бутылки. Есть понимание, что все завертелось после заявлений президента. Но кто вышел с такими инициативами наверх? Иван Вежновец дипломатично ушел от ответа, указав в качестве ключевых факторов загрузку мощностей стекольных заводов и экологию.

Организаторы направили приглашения на круглый стол руководству стекольных заводов и Минстройархитектуры. Но никто из них не появился в «Президент-Отеле» и не высказался на злободневную тему.

Зато заместитель директора по маркетингу МЗБН Юрий Раковец рассказал о встречах с представителями стекольных заводов Беларуси, и «они однозначно заявили, что хорошего стекла от нас не ждите». «Что значит хорошего стекла? Вода в стеклянной бутылке — это премиум-сегмент. Ты смотришь на эту бутылку, и ее сразу хочется купить. Мы смотрели белорусские образцы [подобных бутылок]. Нам сразу сказали: ребята, вся проблема в кальцинированной соде. Это валюта. У нас такая бутылка, как у зарубежных производителей, будет [для вас] золотой», — утверждает Раковец.

«В то же время мировая тенденция такова, что идет увеличение потребления напитков в стекле, что связано в первую очередь с возможностью его переработки и вовлечения в повторный оборот, а также созданием в мировом масштабе негативного мнения о вреде ПЭТ», — продолжил Шустов. Производители напитков уверяли участников круглого стола в безопасности пластика.

Как бы там ни было, стоит задача уменьшить количество пластмассовой тары. В одночасье такую задачу решить проблематично, сходятся все участники дискуссии. В частности, нужна действенная система по сбору отходов. Депозитно-залоговую систему возвращения бутылок предполагается внедрить в Беларуси в 2020 году. Но и там остается ряд вопросов.

Наряду с водой и безалкогольными напитками в «зоне риска» находится пиво. В стеклянные бутылки пенного напитка разливается меньше, чем той же воды, но все равно немало (76% от всего объема пива льют в ПЭТ, еще часть — в жестебанку и кеги). При переходе на стекло образуется дефицит мощностей в 50%, который может быть восполнен за счет поставок пива из России. В «Гильдии пивоваров» также считают, что в стране отсутствует возможность производить стеклянную бутылку для пивоварен в необходимых объемах и нужных форматах. Отечественные производители не в состоянии удовлетворить даже текущий спрос. Это будет означать для страны отвлечение существенных валютных средств на импорт бутылки. ПЭТ-упаковка для белорусского пива фактически полностью производится отечественной промышленностью. При переходе на стекло местное пиво подорожает, что усугубит ситуацию с балансом потребления алкоголя в стране.

Но, чтобы переход на стекло звучал громче, можно добавить «дровишек» в виде борьбы с алкоголизмом. С другой стороны, в этом секторе находятся три крупных иностранных инвестора и госзавод, которые не сдадутся без боя. Впрочем, напрямую пивную тематику во время круглого стола затрагивали вскользь и аккуратно. Видимо, не стоит будить лихо пока тихо…

Последнее в рубрике