Как развивается органическое сельское хозяйство в Беларуси
27.03.2019
Наталья Хамутовская, Экоидея

Как развивается органическое сельское хозяйство в Беларуси

Специалист по органическому сельскому хозяйству Центра экологических решений Любомир Клепач родом из небольшого хутора в Прикарпатье. Учился во Львове, там же закончил аспирантуру. В его исследовательском фокусе всегда было сельское хозяйство. Правда, интенсивное. Признается, что, живя в Украине, об органическом не слышал ничего, хотя его родная страна в этой сфере преуспела.

Любомир Клепач. Фото: Денис Зеленко, Экоидея

— Я был на первом курсе аспирантуры, тогда к нам приезжали швейцарские эксперты и рассказывали про биодинамическое сельское хозяйство. Например, как приготовить биопрепараты с ромашкой. Нам было смешно, ведь мы тогда занимались разработками для интенсивного сельского хозяйства, — вспоминает он. — А ведь сегодня я понимаю, что это работает и распространено во всем мире.

Сегодня Любомир в числе тех, кто не просто верит в экологически дружественное сельское хозяйство, но и активно занимается его продвижением. Понимает: органическое производство в недалёкой перспективе станет неплохим бизнесом (как это уже случилось во многих странах), а главное – оно не вредит окружающей среде и здоровью людей.

«Люди многое делают неправильно из-за незнания»

Тяга к природе была всегда: без сожаления оставил крупный город, в котором провел студенчество, и вернулся в деревню.

— В родных краях – чистые воздух и вода, леса, рядом дикая природа, которую хотелось сохранить. Здесь можно было заниматься пчеловодством – об этом мечтал, – рассказывает он. – Купил старый домик, отремонтировал, провел коммуникации. Помню, как многие крутили пальцем у виска, когда смотрели, как я рою трехметровый котлован для локальных очистных. Люди просто не понимали, что порошки и содержимое туалета попадает прямо в реку и отравляет грунтовые воды…

Потом стал сельским главой и сразу занял активную позицию по охране окружающей среды. Например, для жителей деревни организовал вывоз бытовых отходов. А тем, кто продолжал замусоривать природу, это не спускал с рук.

– С тем, кто в первый раз попался, беседовали и объясняли, почему так делать не стоит, а со второго раза уже штрафовали. Так оштрафовали полдеревни, магазины – за мусор, фермы – за слив животноводческих стоков. Конечно, такие преобразования не вызвали сначала восторга у местных жителей и администрации, – говорит собеседник о том, как менял родную деревню. – Но со временем сознание людей менялось. Я давно не живу в том месте, а многие мои нововведения до сих пор работают.

Вместе с энтузиастами почистили спортивную площадку, восстановили сельский клуб, компьютеризировали библиотеку и провели в деревню интернет. Задумались даже о развитии сельского туризма у себя.

Собеседник признается: наблюдать за бесхозяйственностью не может

– И тут произошло то, чего я меньше всего ожидал. На международном образовательном семинаре по устойчивому развитию сельских территорий встретил будущую жену и… переехал на ее родину, – говорит он.

Признается: в Минске первое время работал на несложной и хорошо оплачиваемой работе, но там было скучно и смысла в работе было мало. И через какое-то время постучался в двери Центра экологических решений, где как раз искали сотрудника. Нужен был тот, кто следил бы за несанкционированным сбросом животноводческих отходов и развивал новое направление – органическое сельское хозяйство.

«Органика – тема новая, но востребованная»

В Беларуси, как и во всем мире, органическое сельское хозяйство начало развиваться с подачи энтузиастов и некоммерческих организаций, которые их поддерживали. Так, старания экодружественных фермеров впервые отметило общественное объединение «Экодом» еще в 2009 году: поощрили тех, кто выбирал пермакультуру и пробовал новые экологичные способы ведения сельского хозяйства. Чуть позже появилось учреждение «Агро-Эко-Культура», которое до сих пор занимается поддержкой таких фермеров.

В какой-то момент присоединился и Центр экологических решений, который сфокусировался на работе с властями: сотрудницы и сотрудники (в их числе Любомир Клепач) входили в рабочую группу по созданию первого закона об органической продукции. Закон был принят в конце 2018 года.

– Для сельхозпроизводителей мы запустили «Органик школу», когда стало понятно, что спрос на знания по органическому производству есть, а предложений в Беларуси практически нет, – рассказывает специалист организации. – Учим всему, что необходимо для старта: технологиям обработки почвы, защите растений от болезней и вредителей, экологическим способам выращивания растений и животных. Один из блоков касается сертификации. Говорим про экономические основы ведения бизнеса, маркетинг, продажи, экспорт продукции.

Интерес к «Органик школе» растет (обычно конкурс – 2–3 человека на место) несмотря на то, что органика – тема достаточно новая и не все производители слышали о таком способе производства.

В Беларуси есть свои научные разработки и даже экспериментальные площадки. Еще в 2000-х развитием этого направления занялся доктор сельскохозяйственных наук Белорусского государственного университета Корней Довбан (1928 – 2015). Ученый не только подготовил теоретическую базу, написал несколько тематических пособий, но и, пожалуй, впервые собрал органический урожай. У него получилось вырастить органические картофель, гречиху, просо на экспериментальной площадке в Жодино и оформить на эту продукцию международный органический сертификат.

– Ежегодно являемся соорганизаторами тематических конференций, чтобы представители разных сфер могли на одной площадке обсудить ситуацию, проблемы и найти пути устранения барьеров. С другой стороны, хотим поощрять научные разработки и поддерживать молодых учёных, которые взялись за тему. Для них как раз в 2018 году мы организовывали Международную научно-практическую конференцию молодых учёных «Органическое сельское хозяйство – дело молодых», посвящённую 90-летию со дня рождения Корнея Ивановича Довбана, – говорит специалист.

«Органические ягоды и сок уже покупают за границей, можно продавать еще и лен»

В 2019 году в Беларуси насчитывается 25 органических производств. В это число входят те, кто производит продукцию, и те, кто её перерабатывает. В этот список включены те, кто уже получил подтверждающий сертификат. Каждый год в стране появляется 5–7 новых органических хозяйств различного профиля.

– Со временем фермеры-романтики уходят. Из тех хозяйств, что сертифицировались в 2012–2013 годах, осталось всего одно – фермерское хозяйство «ДАК», – рассказывает Любомир Клепач. – Дело в том, что первопроходцам довелось столкнуться с разными проблемами и набить шишки первыми. В органическом производстве требуются дополнительные финансовые вложения, тщательное ведение документации. Да и к продажам нужно подходить профессионально. Какое-то время любительская модель работала, но сейчас перестала быть эффективной. На смену ей пришла осознанная бизнес-модель, требующая другого уровня работы от фермера.

Среди проблем, с которыми сталкиваются фермеры до сих пор, – отсутствие знаний и по технологиям выращивания продукции, и бухгалтерских, и маркетинговых. Обратиться за консультацией некуда – в Беларуси нет специального органа, который бы давал подсказки экофермерам (Центр экологических решений планирует исправить ситуацию – в 2019-м запустит такие консультации). Часто органические фермы – это семейный бизнес, где все делают всё. С привлечением работников в селе напряжённо, поэтому у фермера даже нет возможности «оторваться от земли» и заняться, например, продвижением, продажами, доставкой.

Именно поэтому Любомир Клепач предлагает не оценивать успешность органических хозяйств по прибыли. Гораздо важнее отметить стремление развиваться в этом направлении, вводить новые органические культуры, экологизировать подходы.

– В этом смысле отлично развивается хозяйство «СидСад», в котором в последние годы расширился ассортимент. Хороший рост у фермера-«клубничника» Константина Чичиры: в 2018 он получил премию за вклад в спасение Балтийского моря. Из недавно созданного хороший потенциал у личного подсобного хозяйства Дмитрия Лутаева, – говорит он. – Из крупных предприятий хочу отметить «Здоровую страну», которое направляет много инвестиций в развитие органического производства.

Сейчас чаще всего белорусские производители занимаются зерновыми. Однако и в Беларуси, и в мире довольно востребованы овощи, фрукты, ягода.

К слову, такой развитый сегодня украинский рынок органики тоже начинался с небольшого ассортимента. Это были овсяные хлопья, гречневая крупа, овощи, джем. Сейчас можно купить всё – вплоть до органической колбасы.

В последний год наши фермеры начали предлагать и животноводческую продукцию: яйца, птицу. Органическое животноводство – то, на что можно сделать ставку, уверен Любомир Клепач:

– Животноводство как отрасль хорошо сохранена в стране. Если немного изменить подходы к выращиваю животных, сделав их гуманными и естественными жизненному циклу животного, то получится предлагать органическую мясо-молочную продукцию.

За границу уже продают березовый сок, и он очень популярен

Одним из перспективных направлений, которое поможет привлечь валютную выручку, специалист считает заготовку дикоросов.

– Черника, клюква, грибы, березовый сок – все это есть в Беларуси, практически ничего не стоит. Предприятия все равно собирают дикоросы, остаются лишь минимальные вложения – обучить персонал. Такая продукция сертифицируется в один день, – рассуждает специалист. – Дикорастущая органическая продукция хорошо продается за границу: она востребована в европейских странах и в больших количествах. Там сейчас цена на органическую и неорганическую продукцию почти сравнялась, предпочтение отдаётся органической. Сегодня на экспорт уже идёт белорусский берёзовый сок, некоторые ягоды.

Среди нишевых продуктов, которые можно было экспортировать, – лен. Его Беларусь и так продает, можно включать в ассортимент и органический.

«Органическим производителям в 2019-м будет легче»

С принятием нового закона об органике и обсуждением темы на государственном уровне стало проще работать, отмечает специалист:

– Уже не надо никому доказывать, что у органического производства и продукции есть ряд преимуществ перед традиционными подходами. Вместе с органами власти в сторону органики понемногу поворачиваются крупные предприятия, торговые сети, а также потребители.

В Беларуси начал формироваться рынок органических продуктов. Органикой заинтересовались торговые сети, гипермаркеты (например, столичные «Корона», «Green», «Виталюр»). Они уже сами ищут экодружественных фермеров, готовы быть более гибкими к органическим поставщикам в плане логистики, регулярности поставок.

– Кроме того, начинается движение фермеров по кооперации – чтобы и продавать было легче, и решать общие проблемы. Если фермеры из разных регионов объединяются, то ассортимент становится богаче, оптимизируется логистика – и уже легче договариваться с крупными потребителями, торговыми сетями, которые хотят большую партию, стабильные поставки и широкий ассортимент. В одиночку очень сложно выполнить все эти пункты, не говоря уже про подготовку и предоставление документации, – рассуждает специалист.

– Не так давно появился проект «Кансорцыя арганічных гаспадарак», который является интернет-витриной, презентующей актуальный ассортимент органической продукции. Это делает производителей ближе к потребителям: продукцию можно заказать, минуя посредников.

Пока проверенным органическим фермерам довольно сложно конкурировать с «чёрными» продавцами и матёрыми маркетологами, которые «заворачивают» разные продукты в экоупаковки и названия. Например, новое исследование показало, что потребители все еще путают определения «эко», «био», «фермерское», «экологически чистое», «органик». Например, покупая «домашние продукты у бабушки», некоторые уверены, что это и есть органика.

– Например, картошка «от бабушки» может быть хорошего качества, но может такой и не оказаться. Мало кто пойдет перепроверять продукцию на содержание нитратов. А это самая бабушка может не соблюсти дозировку препарата при обработке растений или, например, сжечь рядом с грядами пластиковые бутылки. Конечно, она делает это по незнанию, не специально, но это в конечном счёте повлияет на здоровье тех, кто купит такую непроверенную картошку, – рассуждает специалист. – Или на рынках могут выдавать продукт за тот, которым он не является. Например, рекламируют как чистый «с Витебщины», а на деле он может оказаться из загрязнённой радионуклидами Гомельщины.

В магазинах подлог тоже можно встретить. Например, вывески «Фермерские продукты» совсем не говорят о качестве продукции. То есть продукция с равной долей вероятности может быть как хорошей, так и плохой.

– Единственным надежным подтверждением высокого качества является специальная маркировка. Например, маркировка «Европейский лист». Это лист из звёздочек, который сопровождается закодированной информацией о стране производства и номере сертификационного органа, – комментирует специалист. – У всех белорусских производителей органики есть право ставить такую маркировку. Она говорит о том, что на всех этапах производства применялись экологичные подходы – от земли и семян до расфасовки.

Стимулировать органическое направление в стране можно разными способами. Например, поддержкой фермеров через субсидирование.

– Для Беларуси более реалистичен другой сценарий – стимулирование потребления органики. Если люди будут понимать пользу для здоровья и окружающей среды, направление будет развиваться, – резюмирует специалист и возвращается к работе.

Последнее в рубрике