Как сделать городские дороги безопасными для пешехода? Опыт Европы
26.02.2019

Как сделать городские дороги безопасными для пешехода? Опыт Европы

За последние 20 лет европейцам удалось снизить смертность на дорогах больше чем в 2 раза. Теперь Европа – регион с самыми безопасными дорогами в мире (по итогам 2017 года в странах Евросоюза 49 жертв ДТП на 1 миллион жителей; в среднем по миру — 174 жертв на 1 миллион человек).

Благодаря чему Европе удалось добиться такого значительного снижения смертности на дорогах? Эффективные меры перечисляет урбанист и автор Telegram-канала «Город Будущего» Кирилл Шабалин.

Скоростной режим

Основа безопасности на дороге – правильный скоростной режим для автомобилей в зависимости от дороги. Движение на городских дорогах в Европе ограничено 50 км/ч: по статистике, при столкновении автомобиля с пешеходом на скорости 60 км/ч шансы выжить есть только у 2 из 10 пешеходов; при уменьшении скорости до 50 км/ч в живых останутся 6 из 10 пешеходов.

Внутригородские дороги в Европе делятся на 3 основных типа.

Стандартный тип улиц, где вводится ограничение 50 км/ч: обычная городская улица, у которой от 2 до 4 полос.

Улицы в оживленных и центральных районах с большим количеством пешеходов и узкими дорогами, где вводится ограничение 30 км/ч.

Магистральные улицы с полным исключением возможности пересечения пешеходов и велосипедистов с автомобилями: там скорость ограничивается 80 км/ч.

Введение правильного скоростного режима в соответствии с типом улицы – первый шаг на пути к повышению безопасности на дорогах, который был успешно сделан в Европе.

Единые правила дорожной безопасности и штрафы

Базовые правила дорожного движения одинаковы во всех странах Европейского Союза. Например, это:

Ремни безопасности. Их использование обязательно как для водителя, так и для пассажиров, в том числе и на заднем сиденье.

Запрещено не только использовать радары-детекторы (которые предупреждают водителя о камере видеофиксации, чтобы тот снизил скорость) и антирадары (которые еще и мешают замерить скорость), но даже хранить их в автомобиле.

Телефон за рулем: водителю полностью запрещено использовать телефон во время движения автомобиля. Во Франции пошли еще дальше: с недавнего времени водителю нельзя использовать телефон даже во время стоянки.

Дети в автомобиле до 3 лет перевозятся в специальном кресле для маленьких детей, а от 3 до 12 лет — в специальных удерживающих устройствах.

Суровые штрафы заставляют водителей следовать правилам. За непристегнутый ремень в Великобритании придется выплатить штраф в размере 595 евро. За использование телефона во время движения в Дании с вас возьмут 230 евро. Если вы сели нетрезвым за руль в Италии, то вам придется выложить от 500 до 2000 евро.

Но самые крупные штрафы взимают с нарушителей скоростного режима. Превышение скорости более чем на 50 км/ч влечет за собой следующие штрафы: 2890 евро в Великобритании, 2180 евро в Австрии, 1500 евро во Франции, 660 евро в Нидерландах, 600 евро в Испании.

Камеры видеофиксации с минимальной погрешностью

На особо аварийных участках и перекрестках устанавливают камеры, которые фиксируют нарушение скоростного режима с максимально допустимой погрешностью 3-5 км/ч.

Островки безопасности

Островки безопасности – это один из самых эффективных способов сделать безопаснее определенный участок дороги. Во-первых, водители снижают скорость из-за сужения дороги.

Во-вторых, те пешеходы, которые не успели перейти дорогу, могут спокойно переждать на островке красную секцию светофора.

В-третьих, уменьшается радиус поворота автомобилей – а это заставляет их снизить скорость.

Сужение дороги

На участках с однополосным движением, множеством пешеходов и повышенным количеством конфликтных точек применяют сужение дороги. Ширину полосы искусственно уменьшают, чтобы места на ней хватало ровно на ширину автомобиля.

У водителей создается ощущение тоннеля и ограниченного пространства, поэтому они едут медленно и аккуратно. Лишняя ширина полосы оставляет место для маневра водителю и ведет к ложному ощущению контроля.

Приподнятые пешеходные переходы

Поднятие пешеходного перехода до уровня тротуара — еще один способ обезопасить пешеходов. Он подходит для маленьких улиц в центре города, проездов во дворовые территории и второстепенные дороги-дублеры.

Пешеходам по такому переходу переходить дорогу гораздо удобнее, а его приподнятая конструкция напоминает водителям, что на дорогах они не главные.

Лежачие полицейские

Лежачие полицейские — не самый популярный инструмент «успокоения трафика» в Европе. Чаще всего используют другие методы, но и лежачему полицейскому находится место на улицах европейских городов как эффективному и недорогому способу заставить машины значительно снизить скорость.

На фото ниже лежачий полицейский заставляет водителей притормаживать за 100 метров перед нерегулируемым перекрестком в Париже.

Искусственное искривление дороги

Такой метод применяется в жилых кварталах для снижения скорости. Для этого могут создавать искусственные препятствия (клумбы с растениями, столбики, боксы с деревьями), а могут устроить искусственное искривление за счет создания ложного поворота.

А еще делают парковочные места в шахматном порядке. Например, сначала выделено 5 мест с одной стороны, а потом 5 мест с другой. Такой эффект создает постоянные повороты и делает улицу искривленной.

Выделение на круговом движении внутренней запрещенной зоны

Как уменьшить скорость автомобилей на круговом движении и повысить безопасность?

В Европе используют несколько способов: выделить внутреннюю часть круга другим материалом, желательно плиткой; придать участку другой рельеф; нанести разметку вокруг.

Радиус поворота увеличивается, автомобилисты больше не будут срезать угол — а значит, скорость у них будет меньше. Очень простой и эффективный способ, который повсеместно применяют на улицах европейских городов.

Платформы для трамвайных остановок

Трамвай — тот вид транспорта, который не всегда имеет возможность подъехать к тротуару и высадить пассажиров, поэтому высадка осуществляется прямо на проезжую часть. Чтобы снизить аварийность и количество конфликтных точек, в Европе проектируют специальные трамвайные остановки, которые служат буферной защитной зоной между трамваем и потоком автомобилей. У этой меры есть два основных плюса: пассажиры выходят безопасно на пешеходную часть, а автомобили продолжают движение и не останавливаются на пропуск пешеходов.

Мощение дороги и выделение другим цветом

Использование плитки или брусчатки позволяет снизить скорость автомобилей. Машину на таком участке будет слишком сильно трясти, поэтому быстро по такой дороге никто не едет. Кроме того, требующие повышенного внимания водителя участки выделяют другим цветом. Автомобилист, видя такой участок, подсознательно понимает, что логика текущего отрезка дороги нарушена, и это изменение привлекает его внимание, заставляя концентрироваться.

Замена светофоров круговым движением на перекрестках

Светофор в некоторых ситуациях может стать причиной аварии и гибели людей на дороге. Людям свойственно торопиться, порой пренебрегая безопасностью. Кто-то успел проскочить на мигающий зеленый или желтый, а кто-то нет.

В Европе небольшие перекрестки без интенсивного трафика реконструируют в кольца с круговым движением. Такое замедление трафика стоит дешевле светофора и гарантированно заставляет автомобилиста снизить скорость.

Подсветка пешеходных переходов

Ночное время – самое опасное время, когда совершается большая часть ДТП. Ночью необходимо создать условия, чтобы участники движения могли видеть друг друга. Если дорогу подсвечивают фонари, а сами автомобили излучают свет собственных фар, то пешеход становится невидимкой, и его появление на зебре очень сложно спрогнозировать.

Чтобы пешехода было видно, устанавливают специальное освещение, которое подсвечивает всю область пешеходного перехода ярким светом.

Последнее в рубрике