Земля дешевле – налог больше
31.01.2019
Татьяна Демидова, Ежедневник

Земля дешевле – налог больше

\r\nОбновленный Налоговый кодекс, за который проголосовали предприниматели два месяца назад, по итогу не решил одну из ключевых проблем — налогообложения на землю. Более того, проблема лишь усугубилась.\r\n

Два месяца назад предприниматели в лице руководителейключевых бизнес-объединений на заседании Совета по развитию предпринимательствапри президенте скрепя сердце проголосовали за обновленный Налоговый кодекс.Хотя ряд моментов деловое сообщество принципиально не устраивал. Чуть ли небольше всего нареканий вызывал принцип налогообложения земли. И прежде всего –коэффициенты, повышающие ставку налога до 2,5 раз, которые имеют право вводитьместные советы депутатов. Этой возможностью активно пользуются практически вкаждом регионе. После повторных согласований в различных органах власти вНалоговом кодексе появился еще один «подарок» бизнесу. Налоговую базу земельпроизводственного назначения будут исчислять исходя не из последней кадастровойоценки 2018-го года, а оценок предыдущих периодов. Парадокс: стоимостьпромышленных участков снизилась, активы компаний-владельцев уменьшились, аналог на землю останется почти на прежнем уровне. Или даже увеличится.

Вопрос на сотнимиллионов

Подход к исчислению налога на имущество давненько страдалнекоторой нелогичностью. Несколько лет бизнес-союзы поднимали вопрос оповышающих коэффициентах. Местные депутаты наделены правом корректироватьставку налога на имущество с помощью повышающего коэффициента до 2,5 раз.Официально сие «обдирательное» право предоставлялось с благими намерениями:мол, местные власти с помощью данного инструмента могут регулировать налоговуюнагрузку на локальный бизнес. И, соответственно, создавать благоприятныйинвестиционный климат и бороться за приход предпринимателей на свою территорию.Оправдание не выдерживает критики. Практически все регионы используютповышающие коэффициенты по максимуму. Что в этом привлекательного дляинвесторов, понять очень сложно.

Еще летом бизнес-союзы предлагали ликвидировать повышающиекоэффициенты. Вроде бы даже первый заместитель премьер-министра Александр Турчин к этой налоговой нормеотнесся достаточно скептически. Тем не менее, решение вопроса отложили. Решили«растянуть удовольствие» и понижать размер повышающих коэффициентов с шагом 0,5в год, причем начиная не с 2019-го, а с 2020 года.

Справедливости ради отметим, что цена вопроса слишкомсерьезная. На одном из круглых столов с предпринимателями заместитель министрафинансов Дмитрий Кийко констатировал: если начать уменьшать коэффициенты,местные бюджеты недополучат сотни миллионов дохода.

Налог на собственность в 2017 году составил 6,1%консолидированного бюджета и 9,9% местных бюджетов. В денежном эквивалентекопилка регионов от этих поступлений пополнилась в позапрошлом году 1615,4 млнрублей. Если коэффициенты снизить с 2,5 хотя бы до 2, местные бюджеты недосчитаются примерно 400 млн рублей. А за возмещением потерь придут спротянутой рукой в республиканскую казну, в которой, как известно, лишнихсредств нет. По большому счету всем понятно: умножать ставки налога на 2,5 –больно для бизнеса. Но что делать, если бюджеты трещат по швам.

Держаться допоследнего

В этой налоговой истории есть еще один любопытный нюанс. Впрошлом году завершилось обновление кадастровой оценки земель. Последнимипрошли ревизию цены земли под производственную застройку. Первоначальноокончание работ планировалось в середине 2019-го. Но правительство, ссылаясь наважность дедолларизации, поставило задачу Госкомимуществу (а то, в своюочередь, – Национальному кадастровому агентству) сократить сроки и уложиться доконца 2018-го. При помощи современных цифровых технологий НКА с поручениемсправилось. Ведь в середине 2018-го в проекте Налогового кодекса было четкопрописано, что налог на землю нужно исчислять исходя из данных кадастровой оценкина 1 января 2019 года в белорусских рублях. В последующем предполагалосьобновлять «кадастр» раз в четыре года и ежегодно индексировать цены земель наразмер официальной инфляции.

И вдруг выяснилось, что усилия НКА пропали даром. В декабре,когда проект гулял по коридорам высокой власти, на каком-то этапе согласованияслучилась корректировка и оказалось: в определении базы для расчета налога наземлю вернулись к старой схеме. Ее формула весьма витиевата:

шаг 1 - берем стоимость в долларах США на 1 января 2016;

шаг 2 - пересчитываем на курс НБ РБ на 1 января 2016 года;

шаг 3 – применяем индекс роста потребительских цен за 2017год;

шаг 4 – на полученную сумму применяем индекс ростапотребительских цен на 2018 год;

шаг 5 – на очередную сумму применяем прогнозный индекс ростапотребительских цен на 2019 год;

шаг 6 – результат умножаем на площадь каждого земельногоучастка (не забываем правильно пересчитывать гектары в квадратные метры безвсяких округлений);

шаг 7 – полученную сумму умножаем на ставку земельногоналога на 2019 год;

шаг 8 – полученную сумму умножаем на повышающий коэффициентпо зонам города/района, утверждаемый местными советами;

шаг 9 – полученную сумму делим на 4 по количеству кварталовв году с целью заполнения налоговой декларации и уплаты равномерными частями вбюджет.

Назад в прошлое

Финансово-налоговые ведомства утверждают: в 2019 годуналоговая база уменьшится на 4% за счет снижения уровня инфляции, на размеркоторого индексируется кадастровая стоимость согласно вышеприведенной схеме. Правда,эксперты Клуба финансовых директоров с подсчетами коллег из госорганов несогласны. Они взяли несколько конкретных участков, пересчитали налоги, иоказалось, что их размер вырастет. Где-то на 5,5-,6,5%.

Налог на недвижимость обычно является в той или иной степенистимулом для бизнеса. А кадастровая стоимость – не просто приближенная крыночной цене стоимость земли, а некий интегрированный показатель, отражающийэффективность использования недвижимости. Поэтому-то и налоговая база привязанак «кадастру»: если компании развиваются, расширяются, недвижимость растет вцене, соответственно, увеличиваются и налоги. Если прибыли не впечатляют,компании дешевеют, снижается стоимость активов, соответственно, и фискальнаянагрузка скромнее.

В Беларуси же получилось все с точностью до наоборот. Да, вэтом году экономика начала выходить на некую положительную кривую. Но роствесьма скромный. К тому же, «плюсовая» динамика в определенной степениобусловлена низкой базой – как-никак несколько лет объемы промышленногопроизводства буквально рушились. И с докризисным уровнем сегодня несравнимы. Вцелом промышленность чувствует себя не лучшим образом. И в капитализацииприлично потеряла. Независимо от формы собственности.

Налог же на землю предполагают исчислять исходя изкадастровой оценки начала 2010-х годов, а то и прошлого десятилетия. Ведьпервую массовую оценку земель проводили в 2003-2007 годах. В законодательстветогда прописали: местные власти должны обновлять данные не реже, чем раз в пятьлет, а финансировать работы по кадастровой оценке - из региональных бюджетов. Витоге получили разброд и шатания. Каждый район работал «по земле», какговорится, кто во что горазд. Благо, за неисполнение законодательства санкции,как таковые, отсутствовали. В результате, в одних регионах «кадастр» обновляли,в других – наплевали и забыли. Цены не менялись по 5-10 лет. Тем более чтостоимость гектара измеряли в долларах, а потом переводили в белорусские рубли.Словом, поступления в бюджет только росли, учитывая нестабильность отечественнойвалюты.

В 2014 году наконец-то решили навести в земельных вопросахнекий порядок. И курс на дедолларизацию экономики предполагал максимальныйотказ от иностранной валюты во внутренних расчетах. В том числе, и фискальных.Решили провести новую кадастровую оценку. Причем весь процесс сделалицентрализованным, а источником финансирования определили республиканскийбюджет. Новый подход стартовал в 2015 году. ГКИ каждый год оценивал по всейстране участки в зависимости от их функционального назначения. Сначала работалинад жилыми зонами, потом – приусадебными, коммерческими и т.д. В 2018-омдобрались и до производственных. По результатам оценки оказалось, что в среднемтакие земельные участки подешевели на 15% в долларовом эквиваленте. А внекоторых, причем крупных, городах и на 30,40, 50 и даже 60%. Но в среднем – начетверть. На столько же по логике должна была сократиться и налоговая база,если бы проект Налогового кодекса оставили в старой редакции. Но тогда местныебюджеты не досчитались бы кругленькой суммы. Не по этой ли причине решилисделать ход конем в обратном направлении?

Справедливости ради, стоит отметить: новая кадастроваяоценка юридически до конца еще не оформлена. ГКИ свои работы завершил в ноябре.После них следует процедура согласования с местными властями: так положено позаконодательству. Но этот процесс затянулся. По данным, опубликованным на сайтеГКИ, утвердили кадастровую оценку полностью только в 108 районах – 92%регионов. Хотя в целом, время у местных властей было. А желание? Вопросостается открытым.

Однако затягивание процесса местными властями не являетсянепреодолимой преградой. В конце концов, налог на имущество для промышленниковисчисляется поквартально. А до марта все процедурные тонкости можно соблюсти.Но пока подобного желания со стороны некоторых регионов не наблюдается. Ну асогласно уже действующему Налоговому кодексу попросту решили вернуться к старойсхеме, которая устраивает местные органы власти, Министерство финансов иналоговые органы. Только промышленники не в восторге. Опять же, независимо отформы собственности. Впрочем, важно даже не мнение реального сектора. Проблемав какой-то степени системная. Использование актуальной кадастровой оценки дляисчисления налогов – нормальная практика в экономически развитых государствах.Благодаря ей через налогообложение стимулируется бизнес. Если женалогооблагаемая база не подчинена рыночной логике, формируется исходя изнеких, не совсем отвечающих экономическим реалиям данных - это парадокс. Побольшому счету ситуация непонятна ни белорусским предпринимателям, ни тем болеезарубежным инвесторам.

Последнее в рубрике