Неподдающиеся продаже
31.01.2019
Татьяна Манёнок, Наше мнение

Неподдающиеся продаже

\r\nБелорусские власти даже в условиях новых вызовов не рассматривают приватизацию как источник доходов бюджета, ни как инструмент повышения эффективности госпредприятий. Между тем, снижение энергодотаций со стороны России в этом и в последующие годы обострит обе проблемы еще в большей степени.\r\n

В 2019 году внешние и внутренние валютные долги Беларусипревышают 3,8 млрд долларов. По оценке правительства, в 2019 году в экономикуБеларуси поступит 1,6 млрд долларов прямых инвестиций на чистой основе —примерно столько же, как и в 2018 году. Однако эти инвестиции представляютсобой в основном реинвестированные потоки ранее выведенной из Беларуси прибыли,в то время как отечественная экономика продолжает испытывать дефицитинвестиций.

В свою очередь неэффективный госсектор продолжаетгенерировать проблемы. Объем потенциальных рисков, связанных с неустойчивымфинансовым положением крупнейших отечественных предприятий, Нацбанк Беларусинедавно оценил примерно в 15% ВВП.

Анонсированный на днях Госкомимуществом перечень белорусскихОАО, госпакеты акций которых власти готовы продать инвесторам, вовсе неявляется знаком новой приватизационной политики в Беларуси. Скорее, наоборот.

Белорусское приватизационное меню-2019 составлено по старомурецепту: список претендентов на продажу определяют отраслевые министерства, ониже диктуют и условия продажи госпакетов – инвестиции в пакет и в модернизациюпредприятия, сохранение персонала, высокой зарплаты, выход на новые рынки ит.д. При этом расставаться с контрольным пакетом ведущих предприятийгосударство не собирается. И никого не смущает, что многие предприятия которыйгод перекочевывают из одного списка в другой, а инвесторы все не появляются.Продавец, тем не менее, своих «аппетитов» не меняет.

Недавно Госкомимущество Беларуси опубликовало переченьгоспакетов акций 23 ОАО для возможной продажи их в 2019 году по конкурсу и нааукционах. Самый большой список у Минпрома, хотя по сравнению с 2018 годом онзаметно cкромнее: год назад было 19 предприятий, сейчас только 10.При этом всвежем списке, в отличие от прошлогоднего, нет ни одного «новичка» – акции всехпредприятий Минпром выставлял на продажу, как минимум, дважды – в 2017 и 2018годах.

В списке – ОАО «Барановичский завод станкопринадлежностей»(по конкурсу продается весь госпакет в размере 76,6% акций), «Гомсельмаш»(49,9% ), «БАТЭ» – управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» (48,9%),«Управляющая компания холдинга «Горизонт» (99%), «Завод «Визас» (98,69%),  «Коралл» (100%)«Минский завод отопительногооборудования» (43,48%), «Барановичский завод станкопринадлежностей» (76,6%),«Гомельский завод измерительных приборов» (99,86%), «Промлинкс» (97,25%. Вовсех этих ОАО государство готово продать весь госпакет, за исключением «БАТЭ» –управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» и ОАО «Гомсельмаш».

Что касается продажи госпакета «БАТЭ», то это планировалосьсделать еще в 2015 году. С тех пор это предприятие ежегодно выставляют напродажу В 2018 году собственник заявил о готовности продать пакет акций этогопредприятия не менее чем за 80 млн долларов исключительно стратегическомуинвестору на условиях реализации инвестпроекта. «Стратегом» должна статьпрофильная транснациональная корпорации, способная помочь провеститехперевооружение «БАТЭ» и найти для него на новые рынки сбыта. В 2019 году вусловиях конкурсной продажи госпакета «БАТЭ» продавец практически ничего непоменял. Разве что теперь продавец сделал оговорку: при согласии потенциальногоинвестора он готов провести допвыпуск акций «БАТЭ», но при этом обязательносохранить госпакет в размере 50% плюс одна акция.

Продать свой пакет (25%+1 акция) в ОАО «Горизонт»государство пытается еще дольше – с 2013 года. С тех пор продавец ждетстратегического инвестора – лидера мирового рейтинга бытовой техники и промышленнойэлектроники. В 2015 году государство назвало сумму инвестиций в совместныйинвестпроект – не менее 30 млн долларов. Эти условия остались актуальными и в2019 году.

Госпакет акций «Гомсельмаша» белорусские власти были готовыпродать в 2018 году компании, занимающей ведущее место в мировом рейтингепроизводителей сельскохозяйственной техники на условиях реализацииинвестпроекта. Объем инвестиций – не менее 500 млн долларов. Эти же условияперенесены и на 2019 год. Единственная ремарка: если предложения инвестораокажутся очень выгодными, то власти могут продать ему пакет акций до 75% плюсодна акция.

Отметим, что все три этих предприятия в 2017 году быливключены в пилотный перечень ОАО, которые белорусское руководство предложилокитайским инвесторам. Китайские компании заинтересовало только одно из 22предприятий – «Гомсельмаш». Однако условия покупки госпакета, которые предложилпокупатель, не устроили белорусскую сторону.

Нестратегическиепакеты попытаются продавать через БВФБ

Таким образом, намерения власти, демонстрирующие готовностьприватизации крупных предприятий госсектора, по большому счету представляютсобой чисто формальный шаг.  Инеудивительно. Весной 2012 года А. Лукашенко лишил правительство даже небольшихполномочий по продаже предприятий, а также отменил планы по приватизации. И,более того, посоветовал правительству Румаса «прекратить разговоры по поводунеобходимости реформирования в той или иной сфере, и выбросить из головы, чтосегодня надо все разделить, поделить, приватизировать».

На этом фоне Госкомимущество пытается «разморозить» продажуакций через Белорусскую валютно-фондовую биржу. Понятно, что в рамкахполномочий правительства речь может идти о продаже только миноритарных пакетовнестратегических предприятий.

Впервые ГКИ попробовало продать в торговой системе БВФБгоспакеты акций пяти ОАО  в 2017 году.Опыт показал, что продажу акций сдерживает законодательство, не позволяющеепродать акции единственному участнику торгов. Поэтому было подготовленысоответствующие изменения в режим биржевых торгов с тем, чтобы на бирже можнобыло продавать акции одному участнику торгов. В 2018 году эти предложения былподдержаны руководством страны. Сейчас в случае признания аукционанесостоявшимся в силу того, что в реестре заявок биржи зарегистрирована заявкаодного участника, акции могут быть проданы этому участнику при его согласиикупить по предложенной им цене, но не ниже начальной цены продажи, увеличеннойна 5%.

Пока в приватизационный перечень-2019 для продажи нааукционах через БВФБ попали госпакеты 8 предприятий. В 2019 году Минтрансвыставил на продажу на аукцион весь госпакет в ОАО «ЦАУК» (8,12%),Минстройархитектуры – весь госпакет в ОАО «Специализированное управлениемеханизации № 96» (11,83%) и в ОАО «Минский Промтранспроект» (17,41%).Минсельхозпрод готов продать все акции в ОАО «Минск СортСемОвощ» (5,2%) и в ОАО«Завод Промбурвод» (15%), концерн «Беллегпром» – в ОАО «Беллегпромпроект»(5,67%), ОАО «Бобруйская обувная фабрика» (24,86%) и ОАО «Мотекс» (20,5%).

Отметим, что в Беларуси насчитывается около 1,8 тыс. ОАО сдолей государства, в том числе около 660 ОАО – республиканской собственности,остальные – коммунальной. В госсобственности находятся около 60 акционерныхобществ с численностью работающих от 1 тыс. до 2 тыс. человек, 289 обществ – счисленностью работающих до 1 тыс. человек.

Нужда заставит?

Для укрепления устойчивости белорусской экономики иповышения потенциального роста необходимо в том числе реализовать масштабныереформы, включая реформирование госпредприятий, отмечается в распространенномна днях окончательном заключении МВФ. По завершении консультации 2018 года МВФпризвала белорусские власти к всеобъемлющему реформированию госпредприятий засчет проведения планомерной оценки их жизнеспособности на основе анализа рискови последующей разработки практического плана, который послужит основой дляреструктуризации.

Но все это МВФ недавно уже рекомендовал белорусским властям.Напомним, приватизационная тема была актуализирована в 2015 году, когда странаостро нуждалась в кредите МФВ. Вслед за чем правительство Беларуси объявило опроведении реформы собственности в рамках начатых переговоров с МВФ озаключении новой кредитной программы. Беларусь рассчитывала получить кредитфонда на USD 3 млрд на 10 лет под 2,3% годовых. При этом МВФ заявил, что новыйкредит готов выдать Беларуси только в случае готовности руководства страныдвигаться по пути реформ, направленных на повышение эффективности национальнойэкономики.

В 2015 году правительство и Нацбанк Беларуси вместе сэкспертами Всемирного банка работали над подготовкой «дорожной карты»структурных реформ белорусской экономики. Один из шести ключевых разделов«дорожной карты» включал реформирование госсектора. Но слово «приватизация» вней не фигурировало – речь шла только о реформировании госсектора. Экспертырекомендовали белорусскому правительству, в частности, разделить функциисобственника и регулятора, а также создать единый орган управления госсекторомна базе Госкомимущества.

Но и такой подход встретил сопротивление властей. Властьиспугалась, что в результате даже такой реформы может потерять прежнюю степеньвлияния на госпредприятия. Поэтому Лукашенко отверг это предложение. К тому жек этому времени белорусское руководство определилось с источниками заемныхресурсов, условия получения которых не требовали проведения каких-либосерьезных реформ в сфере госсобственности.

История повторяется? С учетом потерь от налогового маневра внефтяной отрасли Беларусь неизбежно столкнется с серьезными финансовымипроблемами. Острая потребность во внешнем финансировании вынуждает белорусскиевласти вернуться к вопросу реформирования госсектора. В январе премьер-министрБеларуси Сергей Румас распорядился создать межведомственную рабочую группу,которая совместно со Всемирным банком будет готовить дорожную карту структурныхреформ в Беларуси.

Почему инвесторы не верятЛукашенко?

Последнее в рубрике