Супербактерии побеждают: что нужно знать об этой угрозе человечеству и как быть с антибиотиками
31.01.2019
Николай Щетько,Настоящее время

В прессе все чаще говорят о скором кошмарном будущем, где можно будет погибнуть от безобидного пореза: все лекарства окажутся бессильны против даже самой простой инфекции. Апокалиптические сценарии еще далеки от реальности, но проблема антибиотикорезистентности – устойчивости бактерий к лекарствам – с каждым годом становится все острее.

Колония бактерии E. Coli (кишечнаяпалочка). Она обычно безвредна, но некоторые ее штаммы вызывают серьезныезаболевания и обладают устойчивостью к различным антибиотикам

На прошедшейнеделе в Давосе британский министр здравоохранения Мэтт Хэнкок призвал «предотвратитьужасное будущее», в котором люди окажутся беззащитны перед бактериями смножественной лекарственной устойчивостью (их иногда называют «супербактериями»или «супермикробами»).

Представляясвой план борьбы, Хэнкок сравнил масштаб проблемы антибиотикорезистентности свойнами и изменением климата. Похожими формулировками оперирует Всемирнаяорганизация здравоохранения (ВОЗ) и специалисты по всему миру.

НастоящееВремя разобралось для вас в антибиотиках и супербактериях.

Насколько все плохо?

Ситуацияпока не критическая, но очень серьезная. Бактерии научились противостоять дажесамым сильным и редко применяемым лекарствам («антибиотикам резерва», таким,как колистин), при этом с 1980-х годов принципиально новых антибиотиков​практически не появлялось. Исследования идут, но они слишком долгие и дорогие– а бактерии вырабатывают неуязвимость против антибиотиков куда быстрее. Делоосложняется и простотой путешествий: супербактерии получают возможность легкораспространяться по всему миру.

Авторыбританского исследования антибиотикорезистентности (2016 год) оценивали, чтоколичество смертей от таких супербактерий в мире может вырасти примерно с 700тысяч в год до 10 млн ежегодно к 2050 году – это больше, чем число жертвонкозаболеваний (на момент публикации). Потери ВВП при таком сценарии достигнут100 триллионов долларов.

Пока несуществует систем, позволяющих полноценно отслеживать мировую ситуацию сантибиотикорезистентностью в мировом масштабе. Проект ВОЗ под названием GLASSстартовал в 2015 году и по состоянию на конец 2018 года включал в себя лишь 71страну. В последний отчет (опубликован в январе 2019 года) вошли данные обантибиотикорезистентности всего из 49 стран, при этом их качество пока непозволяет сравнивать между собой ситуацию в различных государствах и регионах.

Врегиональных отчетах также не много поводов для оптимизма. Страны Евросоюза завосемь лет (2007-2015) зафиксировали более чем двукратный рост числа погибшихот инфекций, вызванных неуязвимыми для антибиотиков микробами, говорится внедавнем исследовании. По количеству потерянных лет здоровой жизни в пересчетена 100 тысяч населения (170) подобные инфекции практически сравнялись ссуммарным эффектом ВИЧ, гриппа и туберкулеза (183). Более всего таким инфекциямв ЕС подвержены дети до года и люди старше 65 лет.

Хотя в ещеодной свежей публикации крупный госпиталь Марселя показал, что за 15 лет(2001-2016) у них ситуация с резистентностью к антибиотикам не ухудшилась. Ктому же, судя по мировой прессе, пока неуязвимые к абсолютно всем антибиотикаминфекции все же не носят массовый характер: громче всего обсуждали отчетдвухлетней давности о 70-летней американке, погибшей от неуязвимой для всехантибиотиков бактерии (ее она, скорее всего, подхватила в Индии, где попала вбольницу с переломом).

Какие именно организмы называютсупербактериями?

Супербактерии(супермикробы) – это микроорганизмы, обладающие устойчивостью сразу кнескольким антибиотикам. Иногда – ко всем существующим.

В 2017 годуВОЗ опубликовала список из 12 бактерий, для борьбы с которыми срочно нужныновые антибиотики. Критически важны лекарства, способные справиться сустойчивыми к карбапенему энтеробактериями (например, кишечной палочкойE.Coli), синегнойной палочкой (Pseudomonas aeruginosa) и ацинетобактером(Acinetobacter baumannii). Чаще всего именно эти возбудители вызывают такназываемые «внутрибольничные инфекции», с которыми врачам особенно сложнобороться из-за множественной устойчивости бактерий и ухудшенного состояниябольных.

Также всписок ВОЗ попали ванкомицин-резистентные энтерококки (Enterococcus faecium),невосприимчивый к метициллину и ванкомицину золотистый стафилококк(methicillin-resistant staphylococcus aureus, MRSA), цефалоспорин- и фторхинолон-резистентныйгонококк, кларитромицин-резистентный хеликобактер и другие бактерии. Онивызывают серьезные болезни: заражение крови, менингит, пневмонию, инфекциимочевыводящих путей и гонорею.

Часто вматериалах об антибиотиках фигурируют понятия «грамположительные бактерии» и «грамотрицательныебактерии». Последние (например, кишечная палочка) обладают двумя клеточнымимембранами: с ними сложнее бороться, и эффективных против них антибиотиков вмире меньше.

Как действуют антибиотики ипоявляется резистентность?

Антибиотикиили «противомикробные препараты» – особые вещества, останавливающие рост клетокбактерий или уничтожающие их. Для этого существуют несколько механизмов: какправило, антибиотики атакуют клеточную стенку, мешают синтезу белка или ДНКбактерий.

Резистентностьк антибиотикам обнаружили вскоре после их появления. Первый в мире антибиотик –перевернувший медицину ХХ века пенициллин – Александр Флеминг открыл в 1928году, но массово применять его начали лишь в 1942-м. Еще до этого, в 1940-мстало известно об устойчивой к пенициллину кишечной палочке.

Бактериипостоянно меняются, чтобы стать невосприимчивыми к действию антибиотиков: «выгодные»мутации передаются бактериями друг другу. Микробы приспосабливаются кантибиотикам даже в огромной концентрации крайне быстро.

Главными «инкубаторами»супербактерий оказываются больницы: там, где постоянно применяются мощныеантибиотики, растут популяции невосприимчивых к ним микробов. Способствуетразвитию устойчивости бактерий и сельское хозяйство: там антибиотики широкоприменяют для профилактики болезней и ускорения роста животных.

Смертельна ли встреча ссупербактерией?

Дляздорового человека с нормальным иммунитетом – нет. Но чаще всего такие микробывстречаются в больницах, куда попадают люди, уже ослабленные той или инойболезнью. Для пациентов (например, находящихся на искусственной вентиляциилегких) встреча с супербактериями может запросто стать фатальной.

Сейчас безантибиотиков невозможны сложные хирургические операции, трансплантации и борьбас раком посредством химиотерапии. Последняя обычно значительно подавляетиммунитет: для таких больных даже самая обычная инфекция может статьсмертельной, не говоря уже о вызванной супермикробами.

При этом синфекциями от мультирезистентных бактерий, пока на них действуют хоть какие-тоантибиотики, можно жить, пусть даже это и будет сопряжено со страданиями.

Эмили Моррисрассказала, что супербактерию в ее мочевом пузыре обнаружили в подростковомвозрасте и с тех пор ей пришлось перепробовать множество антибиотиков, в томчисле «препараты резерва», вроде карбапенема.

Во времябеременности она была вынуждена принимать антибиотик, не проверявшийся набеременных, ее новорожденному ребенку пришлось сразу пройти курс терапииантибиотиками. «Это было очень страшно», – рассказывала 24-летняя Моррисжурналу New Scientist в 2017 году.

32-летняяКэтрин Уильямс уже более 10 лет постоянно принимает антибиотики из-за болезнимочевыводящих путей, вызванной супербактериями.

«Каждый раз,когда заканчивается курс приема антибиотиков, болезнь возвращается, – говорилаона в интервью BBC. – Боль просто приковывает тебя к постели до следующегокурса приема антибиотиков. То, что мне придется принимать антибиотики всюжизнь, меня очень пугает».

Почему так долго не появляются новыеантибиотики?

За последниедесятилетия арсенал медиков практически не пополнялся антибиотикамипринципиально новых классов. Причин тому несколько.

Разработкатаких лекарств – это сложное и затратное занятие, обходящееся в сотни миллионовили миллиарды долларов. Для фармакологических компаний оно не всегда интереснос коммерческой точки зрения: курсы антибиотиков обычно краткосрочны, в отличиеот лекарств для хронических заболеваний (антиретровирусная терапия, например,людям с ВИЧ необходима всю жизнь). К тому же из-за быстрого возникновениярезистентности растет риск обесценивания инвестиций в разработку новыхпрепаратов.

Тем неменее, в последнее время вошли в обиход мощные антибиотики, полученные на базестарых открытий – в первую очередь, Линезолид (Зивокс). Да и представителисуществующих классов все время совершенствуются и нередко могут усиливатьэффект при совместном использовании.

Что делать?

ВОЗрекомендует использовать антибиотики только по назначению врача (а врачам – ихразумно назначать) и всегда полностью проходить курс лечения, а неостанавливать прием антибиотиков сразу после улучшения самочувствия.

Такжерекомендуется не хранить, не использовать заново и не передавать другимоставшиеся дозы лекарства.

Важно непытаться лечить вирусные заболевания антибиотиками, вакцинироваться, укреплятьсобственный иммунитет и тщательно соблюдать правила гигиены, рекомендует ВОЗ.

Также естьсмысл по возможности избегать больниц в регионах, где санитарная ситуациядалека от идеальной. В первую очередь – в Азии и Африке. По данным британскогоотчета, там к 2050 году будет больше всего погибших от инфекцийсупербактериями.

Если у васили у близких есть подозрение на такую инфекцию, добейтесь консультацииспециалиста по инфекционным болезням. Недавнее исследование показало, что этоможет на 50% снизить смертность от инфекций, вызванных бактериями смножественной лекарственной устойчивостью.

Чего ждать в будущем?

Проблемойневосприимчивости к антибиотикам годами занимаются ученые и специалисты вобласти охраны общественного здоровья, и поводы для оптимизма есть.

ВОЗ в 2015году одобрила глобальный план по борьбе с устойчивостью к противомикробнымпрепаратам. Различные страны – в том числе США, Россия и совсем недавноВеликобритания – принимают собственные комплексы мер по борьбе с устойчивостьюбактерий к антибиотикам. Обычно они включают информирование пациентов и врачейо разумном использовании препаратов, ограничения на применение антибиотиков всельском хозяйстве и содействие разработкам новых классов антибиотиков.

Несмотря навсе сложности, такие разработки уже идут и появляются отдельные многообещающиерезультаты. Например, теиксобактин – принципиально новый антибиотик, открытый в2015 году группой ученых из США, Германии и Великобритании.

В конце 2017года его научились эффективно синтезировать, а в 2018-м действие синтетическоготеиксобактина успешно проверили на мышах. Но до появления лекарства для людейеще далеко: по оценкам ученых, 6-10 лет.

Оно может ивовсе не появиться: например, многообещающий платенсимицин, представленный в2006 году, так и не добрался до полноценных клинических тестов из-за егонеэффективности при введении стандартными методами. Однако исследованияпринципов работы платенсимицина позволяют надеяться на появление новых, болееэффективных разработок.

В начале2018 года ученые Рокфеллеровского университета в США представили еще одинпринципиально новый класс антибиотиков – малацидины, но до появления лекарствна их основе понадобится еще больше времени.

Рассматриваютсяи другие варианты терапии против супербактерий: целенаправленное усилениеиммунитета, антимикробные пептиды, синтетические вещества, позаимствованные увирусов, добавление особых элементов к уже существующим антибиотикам дляповышения эффективности и другие способы. Однако все они пока находятся наразных стадиях готовности и для массового клинического использования неодобрены.

Последнее в рубрике