Почему жить экологично сложнее, чем кажется: опыт европейцев
30.01.2019

Почему жить экологично сложнее, чем кажется: опыт европейцев

«Зеленый» образ жизни, не вредящий окружающей среде, вошел в моду – и на этом стараются заработать недобросовестные производители, зачастую вводящие покупателей в обман насчет истинной экологичности своих товаров и услуг. \r\n

Гдепотребители в Европе находят подвох и что со всем этим делать, Европульс спросил у немецкойжурналистки Катрин Хартманн, авторакниги «Конец сказки: как индустрия захватывает здоровый и экологический стильжизни».

Гринвошинг – «зеленое» промываниемозгов

Слово«Гринвошинг» получилось из brainwashing, что переводится с английского как«промывание мозгов», и green — «зеленый». Это уловки, к которым прибегают компании,чтобы повысить «экологичную» привлекательность своего бренда. Такойнедобросовестный маркетинг превозносит экологичность компании или продукта в товремя, как на самом деле он ничем не отличается от «неэкологичных» аналогов.

Это можетбыть игра слов на этикетке, которая ничего не значит, но хорошо воспринимаетсяпокупателями. Например, «Соль без вредных ГМО»: соль – это минерал, в ней нетДНК и она в принципе не может содержать генно-модифицированные организмы.

А иногда этооткровенное вранье. К таким относятся, заявления авиакомпаний, что путешествиена самолете меньше вредит окружающей среде, чем поездка на гибридном автомобиле(который работает и на электричестве, и на бензине). На самом деле даже обычныйавтомобиль в длинных поездках (от 500 километров) выбрасывает на 20% -25%меньше парниковых газов, чем приходится на каждого пассажира самолета.

Каким бывает гринвошинг

Гринвошингесть двух типов – направленный на потребителей и направленный на политиков,говорит Катрин Хартманн, которая последние 10 лет занимается проблемойгринвошинга.

— Самыйраспространенный – это когда компании пытаются выглядеть более «зелеными» вглазах потребителей, — объясняет Катрин. – Чаще всего это большие компании,которые получают огромные прибыли за счет дешевых массовых продуктов. Они неготовы терять рынок, поэтому всячески пускают пыль в глаза покупателей. И этоработает, потому что покупателям гораздо легче поверить в эту «зеленую ложь»,чем изменить свои привычки.

Такойгринвошинг дает ложную надежду: вы можете не менять свои привычки и при этомзаботиться о природе. Все, что для этого нужно, – покупать не простые товары, аэкологичные. На самом же деле в лучшем случае вы меняете шило на мыло, а вхудшем – наносите природе еще больший ущерб.

— Всовременной системе от гринвошинга не застрахован никто, даже сознательныепокупатели, — уверена Катрин.

К примеру,приверженцам веганства, которые из-за заботы об экологии отказываются от всехпродуктах животного происхождения, стали предлагать «растительное молоко». Ноизготовление одного из самых популярных видов растительного молока –миндального – наносит окружающей среде куда больший вред, чем производствообычного. Чтобы получить всего 100 миллилитров миндального молока, требуетсяпримерно 100 литров воды. А учитывая, что миндаль растет в довольно засушливыхстранах и обрабатывать орехи лучше всего на месте, производство такого молокабольно бьет по экосистемам.

Второй типгринвошинга – это когда компании убеждают власти в том, что дополнительныезаконы и ограничения, связанные с экологией, вводить не нужно: мол, самикомпании знают о ситуации и готовы принимать решительные меры. Но как толькоконтроль ослабевает, они жертвуют экологией ради прибыли.

Гринвошинг на полке супермаркета

Один изсамых показательных примеров гринвошинга в Германии – история с пальмовыммаслом.

— Этоначалось около пяти лет назад, когда власти ЕС обязали производителей продуктовуказывать, какое именно масло они используют, — рассказывает Катрин. – Раньшена всех упаковках значилось просто «растительное масло».

Норастительные масла бывают разными.

— Пальмовоемасло используют международные продуктовые корпорации, потому что оно им оченьдешево обходится. А его низкая стоимость достигается за счет нещаднойэксплуатации природы экваториальных стран, а заодно и их жителей. Пальмовыеплантации – это огромные территории, засаженные только одним растением –пальмами. Это очень плохо для экосистемы, природные сообщества разрушаются дооснования, — поясняет Катрин. – Еще одна проблема в том, как при этом обходятсяс местными жителями. Во-первых, их часто просто прогоняют с их земли безкакого-либо возмещения ущерба, во-вторых, заставляют работать в нечеловеческитяжелых условиях и очень мало платят за это.

Такоеположение дел немцам не понравилось – о том, как производится пальмовое масло,знали многие, вспоминает Катрин. Но скоро в магазинах появились продукты на«экологичном» пальмовом масле – по крайней мере, так утверждали их этикетки.Покупатели успокоились и вернулись к своей обычной продуктовой корзине, темболее что пальмовое масло есть в доброй половине всех продуктов в супермаркетахГермании и других европейских стран.

— Работаянад фильмом «Зеленая ложь», мы пытались выяснить, существует ли экологичноепальмовое масло, — рассказывает Катрин. Мы побывали на разных плантациях, ноникаких особых отличий между экологичным и неэкологичным маслом не нашли. Видеальном мире продукты с такими ингредиентами вообще не должны попадать впродажу. Пока что европейцы могут только узнать, где пальмовое масло содержится,и не покупать такие продукты.

«Зеленой»ложью грешат не только производители продуктов питания. Сейчас экологичнымихотят выглядеть производители одежды, бытовой химии и других товаров, но нестоит с ходу верить их «зеленым» этикеткам.

—Гринвошинга больше всего в супермаркетах, среди недорогих товаров. Большиммеждународным компаниям довольно легко придумать свой экологичный знак наэтикетке и уйти от необходимости что-то действительно менять. Поэтому тем, ктохочет избежать гринвошинга, я бы посоветовала покупать товары у местныхпроизводителей: у них меньше возможностей сильно навредить природе, к тому жеони полностью на виду у властей своей страны.

Как в Евросоюзе делают законыэкологичными и как компании пытаются их обойти

Фактическиединственный способ в корне изменить ситуацию – это поменять правила игры, тоесть законодательство. Евросоюз – один из мировых лидеров в этой сфере.

Например,помимо того самого закона, который вынудил производителей указывать присутствиепальмового масла в составе своего продукта, есть немало других инициатив всфере сельского хозяйства. Сейчас Европейский союз разрабатывает единуюмаркировку органических продуктов и вырабатывает соответствующие требования. Досих пор единые стандарты уже были в некоторых странах ЕС (например, в Дании),но в основном компании сами создавали критерии своего органического лейбла изачастую замалчивали неудобные подробности.

Уже сейчасевропейские фермеры, даже если они не претендуют на статус органических,обязаны выращивать свои фрукты, овощи и злаки только с определеннымиудобрениями и пестицидами – которые меньше вредят окружающей природе. Этотсписок постоянно обновляется.

Еще одноочень важное направление работы связано с улучшением качества воздуха. Поданным Еврокомиссии, 25% вредных выбросов в Европе приходится на транспорт, а вгородах эта доля может превышать 50%. Поэтому Евросоюз решительно взялся за«озеленение» транспорта, что не могло не сказаться на производителяхавтомобилей.

Сначалакомпании пытались перехитрить систему. В 2015 году в Европе стали появлятьсяавтомобили на «чистом дизеле». Через два года оказалось, что новый моторвыбрасывает ничуть не меньше вредных веществ, чем старый, а его испытанияпроводились неправильно – оттуда и «радостные» показатели. В результате уже в2017 году тесты для новых автомобилей ужесточили и и обновили европейскиестандарты качества воздуха, зафиксировав их в документе ЕU Air QualityDirectives.

Как европейцы сами борются сгринвошингом

— Главное,что всем людям надо понять для борьбы с гринвошингом, – это что мы не толькопотребители, — уверена Катрин. – Мы можем не только принимать личные решения опокупках: мы можем объединиться и влиять на систему. Потому что в современноммире у компаний слишком много возможностей пудрить нам мозги. Сообщества могутгораздо больше противопоставить обществу потребления и гринвошингу, чем человекв одиночку, и этим надо пользоваться.

С 2011 года,когда произошла трагедия на атомной электростанции Фукусима в Японии, вГермании решили отказаться от атомной энергетики, а образовавшийся недостатокэнергии восполнить за счет угля. Внезапное ухудшение качества воздуха и воды (унекоторых жителей угледобывающих районов из крана периодически начала течьчерная вода) заставило немцев сплотиться и бороться за свои права.

Жителивыходили на демонстрации, НКО писали петиции – за несколько лет к борьбе заэкологию присоединились сотни людей и множество самых разных объединений отсоседских общин до церковных организаций. В результате в 2018 году в Германииторжественно закрылась последняя шахта. И хоть уголь еще кое-где используется,он вряд ли долго протянет, считает Катрин. За эти годы в Германии появились иокрепли компании по производству энергии из возобновляемых источников, и впервой половине 2018 года 42% энергии в Германии производили именно они.

Но не стоитрасстраиваться, если душа не лежит к активным протестам.

Зарождающаясяэкономика совместного потребления может быть уверенным ответом гринвошингу.

— Вместотого, чтобы идти на поводу у моды и каждый сезон закупать новую одежду, многиеевропейцы устраивают специальные вечеринки. На такой вечеринке надоевшуюкофточку можно поменять на кардиган подруги, который на вас смотрится гораздолучше, чем на ней.

А вместотого, чтобы покупать новые гаджеты или утварь, можно чинить старые – в Германиии других европейских странах появляются стихийные мастерские, где соседи могутподелиться опытом по починке порванного провода зарядки для телефона илиразбитой чашки, а изобретатели придумывают новые материалы, с которыми ремонтсделать может любой человек.

Даже ввопросе покупки продуктов сообщества помогают. В разных европейских странахсоздаются объединения фермерских рынков, где покупатели могут заглянуть в глазачеловеку, который вырастил ту самую морковку и испек тот самый хлеб, которыеони собираются купить. Своего «личного поставщика» можно найти и не выходя издома – на специальных платформах для прямых заказов, где фермеры и отмечают,куда они могут доставить свою продукцию.

Словом,победить гринвошинг вполне возможно. И хоть для этого действительно придетсяизменить свои привычки, это изменения будут не напрасными.

Последнее в рубрике