Город без шума и пыли: почему Осло стал «Зеленой столицей Европы — 2019»
24.01.2019

Город без шума и пыли: почему Осло стал «Зеленой столицей Европы — 2019»

Сокращение вредных выбросов (на 95% к 2030 году!), тотальная электромобилизация, развитый общественный транспорт, огороды в центре города и ульи, «зеленые» крыши и низкий уровень шума — все это о норвежской столице.

Титул «Зеленая столица Европы» ежегодно присуждается городу с населением больше 100 тысяч человек. Претендовать на него могут города из стран Евросоюза и стран-кандидатов на вступление в ЕС, а также Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии. В 2018 «Зеленой столицей» был город в Нидерландах Неймеген.

Столица Норвегии так удачно расположена, что сама природа уже позаботилась об идеальных условиях для жизни, надо только ей не мешать. Город небольшой, его окружают лесистые холмы, а суша вся изрезана фьордами и каналами.

Несмотря на столичный статус, в Осло проживает всего около 660 тысяч человек. Население в основном молодое и хорошо образованное, с регулярным притоком мигрантов-специалистов в самых различных областях. А местные власти уже много лет как используют новейшие технологии в урбанистике. Поэтому у Осло все шансы в скором времени превратиться в настоящий город будущего, как его представляют в фантастических романах: полное слияние с природой и максимум комфорта для человека.

«Зеленая» политика

Улучшением окружающей среды в Осло занимаются давно. Впервые проблема недостаточно хорошей экологии была озвучена в 1998 году, тогда же увидела свет городская экологическая программа. С тех пор ее несколько раз пересматривали, ища целостный подход.

На сегодняшний день «зеленая» политика Осло – это и сокращение вредных выбросов (на 95% к 2030 году!), и контроль пагубных изменений климата, и повышение мобильности жителей, и грамотная переработке отходов и сточных вод. А в целом там работают над превращением норвежской столицы в оазис здоровья, комфорта и яркой, насыщенной жизни.

Транспортная революция

Чтобы горожане могли дышать по-настоящему чистым воздухом, местные власти постепенно увеличивают рынок автомобилей с нулевым уровнем выбросов.

Сегодня 30% всех новых автомашин, продаваемых в Осло,− это электромобили. Пересаживаться на них очень выгодно: налог на покупку электромобиля отсутствует, цена освобождается от НДС, бесплатная парковка гарантирована, а владельцы получают право бесплатного проезда на общественном транспорте и паромах, бесплатное электричество для зарядки аккумулятора и доступ к автобусной полосе. Кто ж не согласится?

В будущем планируется пересадить на электромобили абсолютно всех, машины на бензине или газу окончательно канут в Лету. А общественный транспорт тем временем заменяет обычное топливо безопасным биогазом, получаемым после переработки биоотходов. Компания Ruter, владеющая автобусами, трамваями, метро и паромами в Осло, полностью перевела их на биогаз. К 2020 году в городе не останется ни единого автобуса на дизеле.

Выбросов в городе и так немного: там нет предприятий тяжелой промышленности, а электричество в черте города вырабатывается только с помощью гидроэнергетических систем.

Мобильный город

Комфортно в городе лишь тогда, когда можно легко и быстро добраться из любой его точки в другую. В Осло постоянно увеличивают пропускную способность общественного транспорта: открываются новые маршруты, возникают новые остановки, автобусы и вагоны модернизируются, становятся все удобнее, особенно для маломобильных граждан, оптимизируются тарифы за проезд, а билеты можно купить прямо в приложении смартфона.

Одновременно становится меньше личных авто на улицах, в том числе за счет строгих ограничений парковки. Проект Car-Free City Life, или «Город без машин», на сегодняшний день в Осло в приоритете. И вот уже 65% всех потребностей в передвижении по городу покрываются за счет общественного транспорта и велосипедов, и это только начало. Личным автомобилям недавно был закрыт доступ в центр города.

Чтобы сделать движение на дорогах безопаснее, власти планируют пересмотреть нормы скорости в черте города. Появится больше заградительных и разделительных «зеленых» полос, выделенных переходов и «островков безопасности». И уже работает новое мобильное приложение Traffic Agent, обнаруживающее тревожные зоны на дорогах в районе школ. Приложение предназначено для детей и построено в игровом формате.

Поскольку в Осло активно застраиваются окраины, понадобились новые ветки метро, связывающие эти районы с центром и разгружающие старые линии. Впереди также модернизация системы сигнализации в метро, развитие дополнительной трамвайной сети по всему городу, реконструкция велодорожек.

На велосипеде и пешком

Велодорожки, проложенные по всему городу, будут освещены прогрессивными фонарями, меняющими интенсивность освещения в зависимости от времени суток. Кроме того, дорожки заново покроют специальным технологичным материалом, обеспечивающим лучшее сцепление с покрышками, а от тротуаров и дорог их отделят полосы травы и кустов. Так как город холмистый, крутить педали бывает тяжеловато. Поэтому был объявлен пилотный проект проката электровелосипедов: они сводят проблему горок на нет.

А если надоело рулить на велике, вполне можно отправиться в путь пешком. В Осло пешеход в приоритете, здесь постоянно прокладывают пешие маршруты, причем подгоняют их под стандарты лесных прогулок – тропинки ведут любителей прогулок через парки, луга, скверы, леса, вокруг фьордов и речки. Пройдешь пару километров и получишь полную иллюзию вылазки на природу, и это в центре столицы.

Своя морковка в центре города

Мало жителям Осло традиционных парков, садов и скверов, так теперь прямо в городе появляются грядки. Конечно, они нисколько не напоминают ветхозаветные палисадники. Огороды не привязаны к дворам — это новые общественные пространства, отлично вписанные в городскую планировку и занимающие территории бывших пустырей и промзон. Каждый волен туда прийти и погулять среди грядок, можно и поучаствовать в выращивании овощей — например, заняться поливом.

Так как Осло не обделен природными красотами, грех ими не воспользоваться. Горнолыжные склоны привлекают не только местных жителей, но и туристов. А еще вокруг города и в его зоне полно пляжей. Купаться не всегда позволяет слишком холодная вода, но отдых от этого не страдает. Жаль только, что в Осло часто холодно и дождливо.

Новейшая климатология

Дожди в Осло будут идти все чаще и сильнее. Когда город становится больше похожим на лес, в который встроены улицы и площади, это неизбежно влияет на микроклимат. Огромное количество зелени провоцирует бурные осадки, так как ускоряется круговорот воды в природе. В борьбе с ливнями власти Осло во всеоружии: расширенная ливневая канализация, специальные резервуары и «зеленые» крыши – все это удерживает дождевую воду. Поэтому луж вы в городе не встретите, а затопление ему и подавно не грозит.

«Зеленые» крыши и подземные ходы

Крыши, засаженные травой и деревьями, преимущественно плодовыми, − «фишка» города и давняя традиция. Это так называемые верхние дворы. Сначала сады разводили на крышах небольших деревянных зданий, а сейчас насаждениями охвачены почти все крыши. И это не просто дань традиции или озеленительная мера: нынешние «зеленые» крыши высокотехнологичны и играют важную роль в регулировании воды после обильных осадков. Вторая такая роль отведена подземным пространствам. В 2013 году в Осло стартовал проект Sub-surface, созданный для управления канализационными сетями и контроля грунтовых вод.

Вместо фабрики — дома

На крышах новых домов зелень стала уже неотъемлемой деталью экстерьера. А застройка сейчас в Осло ведется активно, в первую очередь в бывших промзонах. Промышленные районы, расположенные на окраинах города, были в последние несколько лет реконструированы с акцентом на современную жилую застройку с необходимой инфраструктурой. Под ней норвежцы понимают не только детсады, магазины и поликлиники, но также общественные пространства, библиотеки, спортивные залы, бассейны, рестораны. Так появились кварталы, в которых комфортно и просто жить, и проводить свободное время.

Особенно популярны в Осло проекты на месте бывших доков и верфей по берегам фьордов. Именно там находятся самые интересные маршруты для прогулок и зоны отдыха, а жилье считается одним из самых престижных.

Город с сине-зелеными «венами»

Осло состоит не только из улиц и площадей, но также из десятка водоемов, образующих обширную сеть, и зеленых зон, что вместе составляет 20% от застроенной среды. К зеленым пространствам относятся в первую очередь рекреационные острова во фьорде Осло, спортивные площадки и зоны отдыха, парки и… кладбища. Последние выполняют функцию тех же парков. Сейчас, согласно эко-программе, парки разбиваются и на месте бывших промышленных районов. Так возник фитнес-парк Аммеруд, созданный совместно с местными жителями, а парк Бьеркедален был образован на берегах восстановленного русла ручья Ховинбеккен и состоит из естественных лугов. Это вам не заброшенные пустыри с закрытыми заводами.

Отель для насекомых

В таком зеленом городе, как Осло, не мог не встать вопрос о сохранении местной фауны. Что ж, в стране, где базовые потребности людей уже удовлетворены, можно заняться и низшими существами. Ульи для пчел, домики для жуков, стрекоз и бабочек, искусственные муравейники – все это строится в парках Осло для поддержания естественной биологической среды.

Энтомологи подкармливают насекомых, а ботаники составляют карту необходимых им луговых растений. Не позабыты и птицы, рыбы, водные существа, мелкие и крупные животные… Задача воссоздать и поддерживать естественную среду их обитания решается на пять с плюсом. Именно поэтому на центральной площади Осло можно услышать крик свиристеля, а на парковой дорожке запросто встретить оленя, лису или зайца.

И никакого шума

Животные и птицы чувствуют себя хорошо в городских условиях еще и потому, что власти озабочены снижением уровня шума. Конечно, в первую очередь важен комфорт человека. И, оказывается, есть возможность уменьшить звуки так, чтобы каждый чувствовал себя комфортно даже посреди оживленной улицы. Всего-то для этого нужно заменить обычные поезда тихими, правильно отшлифовать рельсы для трамваев и метро, установить шумозащитные экраны там, где это необходимо, модернизировать фасады зданий, выходящих на шумные трассы, перенести за черту города главный грузовой порт и понять простую мысль: чем больше на улицах деревьев, тем меньше шума. Птицам, зверям и людям гарантирован покой.

«Зеленые» инновации

Добиться качественного уровня среды нельзя без решения проблемы отходов. Как в каждом современном мегаполисе, переработка занимает важное место в экологической программе: во-первых, мусор и сточные воды не должны загрязнять город; во-вторых, зачем пускать по ветру потенциальную пользу. Власти Осло постоянно открывают возможности для бизнес-идей по ресайклингу, помогая перспективным стартапам. Получение биогаза для заправки общественного транспорта и мусоровозов – только первый шаг в этом направлении.

Последнее в рубрике