Как мог бы выглядеть прорыв в отношениях Беларуси и США
21.01.2019

Как мог бы выглядеть прорыв в отношениях Беларуси и США

Об этом политолог Андрей Казакевич.

Андрей Казакевич. Фото: Еврорадио

10 января американский журнал Foreign Policy разместил статью «Дипломатический прорыв для Вашингтона в последней диктатуре Европы». Прорыв заключался в том, что Беларусь сняла ограничения на число американских дипломатов в Минске.

— Foreign Policy в целом уделяет Беларуси мало внимания: о ней не было специальных материалов в 2018 году и всего несколько в 2017-ом (небольшие обзоры об учениях Запад 2017 и политической ситуации), — пишет директор института политических исследования «Палітычная сфера» Андрей Казакевич в комментарии на сайте «Наше мнение». — На этом фоне эксклюзивный материал в день события на основе дипломатических источников выглядит нетипично. Тем более что на завтра был опубликован еще один текст – «Белорусский президент не сдастся без борьбы». В совокупности это напоминает элементы информационной компании в рамках политического противостояния Минска и Москвы – с целью показать устойчивость Беларуси, возможности и альтернативы ее внешней политики.

По мнению политолога, возобновление нормальных дипломатических отношений, возвращение послов и увеличение численности дипломатов в Минске с 10 до 30-35 расширит возможности для развития отношений между странами. Но, например, несмотря на то, что в 1996-2008 годах посольство США в Минске работало в полном составе, белорусские власти находились во внешнеполитической изоляции. А первое улучшение отношений Беларуси с Западом произошло фактически сразу после введения дипломатических ограничений (2008-2010 гг.), и ограниченное функционирование посольств не стало существенным препятствием потеплению отношений между двумя странами после 2014 года.

Как бы мог выглядеть прорыв? В экономике – значительное и продолжительное увеличение торгового оборота, начало крупного инвестиционного проекта с американским капиталом, оказание существенной финансовой поддержки. На политическом уровне – регулярная поддержка в международных организациях, подписание соглашения об углубленном сотрудничестве (с США или НАТО), упрощение визового режима, официальный визит на высшем уровне или другое событие, создающее специальные институциональные условия для двухстороннего взаимодействия.

Однако, как отмечает Андрей Казакевич, доля США в экспорте Беларуси составляет около 1%. Потенциально США могут быть источником инвестиций и технологий, но пока нет информации даже о рассмотрении таких проектов. Ожидать увеличения финансовой поддержки от действующей американской администрации также сложно – маловероятно даже достижение прежних объемов поддержки через программы USAID (20-30 млн долларов в год).

В рамках международных организаций между Беларусью и США остаются существенные расхождения по наиболее важным проблемам, особенно по вопросу сотрудничества с Россией, и пока нет оснований ожидать существенного сближения.

— Можно ожидать, что США не будут создавать препятствия для Беларуси во взаимодействии с МВФ, ВТО и другими международными организациями, но оказание заметной поддержки представляется невероятным, — констатирует эксперт.

По его оценке, в области безопасности Беларусь имеет самый низкий в регионе (и среди партнеров по ЕАЭС) уровень контактов с НАТО и США. Возможен прогресс в отдельных направлениях (военная медицина, образование, кибербезопасность), но «большее расширение сотрудничества в настоящее время является невозможным из-за жесткой и однозначной позиции России».

Последнее в рубрике