Чем налоговый маневр грозит ЕАЭС

Чем налоговый маневр грозит ЕАЭС

Какую серьезную ошибку допустила Беларусь, пойдя на двусторонний характер соглашений о переходном этапе в торговле энергоносителями.

Фото: TUT.by

В квартальном обзоре экономики Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр BEROC заостряет внимание на энергетических вопросах отношений с Россией.

Беларусь исходит из того, что предусмотренное в ЕАЭС постепенное движение к единому рынку энергоресурсов к 2025 году и выравнивание условий для субъектов бизнеса, означает, что эти условия для какой-либо из стран как минимум не должны ухудшаться.

С этой позиции Беларусь рассматривает финансовые условия, закрепленные с 2015 года через механизм приобретения нефти в России по цене, не включающей экспортную пошлину, а также перечисления экспортных пошлин на нефтепродукты, произведенные отечественными переработчиками в белорусский бюджет, как минимальный статус-кво в рамках ЕАЭС.

«Введение такого транзитивного механизма на пути к общему рынку энергоресурсов де-факто являлось ценой подписания белорусской стороной в мае 2014 года договора о ЕАЭС. Однако де-юре такой механизм был закреплен посредством двустороннего соглашения Беларуси и России, тогда как сам договор о ЕАЭС был подписан в усеченном виде, помещающем энергоносители за рамки концепции общего рынка», — отмечается в обзоре.

Именно это позволяет России позиционировать выгоды, получаемые Беларусью в торговле энергоносителями, не как автоматические последствия перехода или движения к общему рынку внутри ЕАЭС, а как субсидии Беларуси Россией.

Теперь Россия интерпретирует налоговый маневр как внутреннее дело, не подлежащее обсуждению/компенсации внутри ЕАЭС.

«Данный эпизод становится дополнительной иллюстрацией того, что для России ЕАЭС является, в первую очередь, политическим инструментом», — отмечают эксперты BEROC.

Экономисты убеждены, что этот эпизод может не только задать импульс переформатирования отношений Беларуси и России, но и усилить настороженное отношения других стран-членов (Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана) к дальнейшему развитию ЕАЭС.

Последнее в рубрике