Как менялось школьное образование в 2018 году и что нас ждет в будущем
26.12.2018

Как менялось школьное образование в 2018 году и что нас ждет в будущем

Будущее, в котором нам придется учиться всю жизнь, а навыки заменят фундаментальные знания, вот-вот наступит.

Директор центра изучения инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Диана Королёва рассказала, какими качествами должен обладать идеальный студент в 2018 году и когда школы станут цифровыми (спойлер: не так скоро).

Междисциплинарность

Если раньше мы говорили об освоении профессии, то сегодня говорим об освоении навыков. В США распространена практика, когда студент, поступая в университет, выбирает два направления, которые, на первый взгляд, между собой никак не связаны. Например, биологию и работу с большими данными. В результате он осваивает совершенно новую специальность, например, становится диджитал-аналитиком в биологии.

Роль университетов меняется во всём мире. Они перестают быть закрытым сообществом, где преподаватели-старцы хранят знания, а молодые люди выбирают себе профессию один раз на всю жизнь. Сегодня все больше вузов поддерживают смену направления после бакалавриата. В результате молодые специалисты разбираются в нескольких сферах. Это открывает перед ними большие возможности.

Есть прогнозы, что в будущем будет нормально менять профессию каждые три года. Высшее образование превратится в набор навыков и точек роста, который мы будем непрерывно совершенствовать на протяжении жизни, чтобы соответствовать требованиям рынка.

Складывается интересная ситуация, когда мы поощряем школьников проходить курсы по профориентации, а сами знаем, что профессий как таковых в будущем не будет и на смену им придут набор компетенций. Так что перестроиться должно не только высшее образование, но и школьное, потому что оно готовит к освоению навыков в университете.

Самообучение и самодисциплина

В условиях, когда школьное образование не развивает все навыки, которые нужны современным молодым людям и им приходится «добирать» навыки и знания с помощью других ресурсов, новую роль получает дополнительное образование.

Уже сегодня хорошим тоном считается указать в резюме два-три пройденных курса и приложить сертификаты об их окончании. Это скажет вашему потенциальному работодателю о многом: о вашей самодисциплине, о том, что вы умеете выбирать нужные вам курсы, о владении английским языком. Крупные компании с большей охотой принимают на работу специалистов с такими сертификатами и предпочитают искать людей с компетенциями, которые им нужны, через эти курсы.

Мне кажется, электронное образование и дальше будет набирать силу. Это потребует способностей к самообучению, которой школам и вузам предстоит научить учеников и студентов.

У всех онлайн-курсов огромный процент «выпадения» студентов — тех, кто записался, но не завершил курс

Многие не могут побороть слабую самодисциплину: когда вы учитесь на онлайн-курсе, над вами не стоит учитель или ментор, который проверяет, выполнили ли вы домашнее задание. Здорово, когда у условного школьника из города Советский есть возможность слушать лекции лучших американских университетов, но немногие действительно готовы это делать. Дисциплинировать себя очень сложно.

Кроме того, появляются новые форматы обучения. Например, «обучение в толпе», когда взрослые, подростки и дети обмениваются опытом и тем самым учатся. Другой интересный формат — обучение, построенное на ошибках: правильного ответа на вопрос может и не быть или их может быть много, и прежде чем узнать его, нужно совершить множество ошибок и их проанализировать.

Школы станут цифровыми (даже те, где сейчас нет интернета)

Школьное образование — это фундаментальный институт, который не может моментально реагировать на изменения. Но, с другой стороны, он по сути своей не может оставаться в стороне и должен реагировать на современные вызовы. Картина по миру выглядит примерно одинаково: в одних странах цифровизация приходит в школы раньше, в других позже, но все так или иначе двигаются в этом направлении.

Например, новые технологии изменили то, как школьники работают над учебными проектами. Когда они начинают их делать, теперь первым делом создают чат для обсуждений. Получается, они учатся через процесс коммуникации.

Смартфоны — самая доступная технология

Отличие сегодняшней волны информатизации школ в том, что если в школе нет компьютеров, то это не значит, что в ней нет технологий. Гаджеты школьников легко заменяют компьютеры.

Вопрос в том, как технологиями пользуются учителя, а это очень зависит от человеческого фактора. Один учитель может предлагать пройти на уроке онлайн-тест, а в соседнем классе телефоны в начале занятия собирают в специальную коробочку и возвращаются после звонка. При этом сами учителя и родители постоянно пользуются телефонами, а школьникам почему-то это запрещено. Хотя смартфоны могут быть прекрасным образовательным ресурсом.

Новая волна информатизации отличается тем, что инновация идет не только сверху, со стороны государства, но и снизу — со стороны детей, вместе с которыми электронные устройства проникают в школу. А учителя-новаторы объединяются в движения и помогают освоить новые технологии тем педагогам, которые от них пока далеки.

Последнее в рубрике