11.12.2018
Анастасия Зеленкова, Салiдарнасць

Тарас: «Культура им не нужна. Что ж, пусть играют в хоккей»

После полугодового перерыва возобновилась серия «100 выдатных дзеячаў беларускай культуры».\r\n

Послеполугодового перерыва возобновилась серия «100 выдатных дзеячаў беларускайкультуры». Какой самой эротичной поэтессе Беларуси посвященаодна из книг, кто уговорил Машерова не сносить Верхний город и почему не может найтиавторов, рассказал «Салідарнасці» основатель серии историк Анатолий Тарас.

—С чем была связана задержка? Казалось, вы так легко вышли на финишную прямую,издав 80 книг об известных белорусах, и вдруг тишина.

— Да, такого большого перерыва еще не было. Проблема заключалась в том, что типографияДома печати подняла расценки на свои услуги. И если предыдущее 80 брошюр посебестоимости сводились по нулям или сминимально допустимым убытком, то теперь они стали просто убыточными. В итогеиздательство дало понять, что денег нет и в ближайшие месяцы не предвидится.Стало ясно, что надо рассчитывать с оставшимися 20 брошюрами исключительно на собственныесилы.

Мы стали собирать деньги из своих зарплат, своихпенсий. В итоге как-то наскребли на издание 10 брошюр. Правда, уже не тиражамипо 500 экземпляров, а всего-навсего по 40. Но книжки есть, они разнесены повсем нашим главным библиотекам. Может, с десяток поступит в продажу. И,конечно, если ситуация каким-то образом изменится, то мы всегда готовы допечатать.

—А почему вы не обратились к спонсорам?

— Я занимаюсь этой серией с 2012 года, и моя работаубедительно показала, что никому в нашей замечательной стране по существу, а нена словах, дела до культуры нет. Это касается не только государства. Наши«змагары» погрязли в местечковых разборках между собой, спорах, зависти, ктоболее правильный, кто более неправильный, у других же просто нет денег.

Но не хочу о грустном. Главное, что книжки вышли. Онипосвящены людям, чей вклад в нашу культуру огромен, но о которых либо ничеговообще не написано, либо написано очень мало.

—Серия почти завершена, имена определены, а есть кто-то, кого вы бы хотеливключить в эту сотню известных белорусов, но по каким-то причинам не включили?

— Мы пишем только о людях двух последних веков — 19 и20. Причем о людях, ушедших из этой жизни. Хотя мне неоднократно предлагалинаписать о ныне здравствующих. Но даже за эти двести лет людей, достойных,чтобы им была посвящена книга, много. Можно было набрать и 200 персон, и 300, идаже больше.

Но тут другая проблема: а кто будет писать? Ведь нашасерия вся делается на общественных началах. Авторы гонорар не получают, как иверстальщик, художник, делающий обложки, я как составитель-редактор. Толькокорректору мы вынуждены платить по самым минимальным ставкам.

Я многим предлагал написать, но как только человекузнаёт, что это бесплатно, то сразу: «Ну что вы, Анатолий Ефимович, у меня жесемья, мне надо детей кормить». Поэтому последние десять брошюр делаем мы сАндреем Мельниковым — нам, очевидно, кушать не так хочется.

Остается ждать, что после нашей смерти про нас и нашсамоотверженный труд кто-то напишет брошюру, потому что ни денег, ни медалей,ни премий при жизни ждать не приходится.

—Что-то новое удалось открыть для себя, работая над биографиями нынешних 10деятелей?

— Например, для меня было открытием то, как изобразилАндрей Мельников Констанцию Буйло. Он назвал ее самой эротичной поэтессой Беларуси.Я стал читать — и правда. Она писала очень интимные стихи. Меня также поразило егоутверждение, что Максим Горецкий — писатель-мистик — вот уж не думал.

Про поэта Сергея Новика-Пяюна я в принципе знал, но вкниге это показано еще более сконцентрировано, что он, как тот зицпредседатель Фунтпри поляках сидел, при большевиках сидел, при немцах сидел. И везде продолжалписать стихи. Он писал стихи и в сталинском концлагере, и в немецкой тюрьме,ожидая расстрела, и в польской тюрьме, и в польской ссылке. И назло всем прожил88 лет. Молодец!

Или взять того же художника Виктора Стащенюка. Это былскромный человек, хотя очень много сделал. Как оказалось, у него даже не былохудожественного образования, он окончил торговый техникум в Новогрудке. Всё его художественное образование — это студияизобразительного искусства в Минске. Но он оказался талантливым человеком,работал в архитектурном институте и делал очень хорошие историко-архитектурныекомпозиции, рисовал иллюстрации к книжкам.

И, кстати, это Стащенюк спас наш Верхний город. Ведьпри Машерове собирались полностью сносить все эти немногие оставшиеся здания. Стащенюквместе с Владимиром Короткевич пробился на приём к Машерову, принес рулонылистов с планировкой и убедил-таки не делать этого. Хотя за снос особо ратовалтогдашний министр культуры. Такие вот у нас министры культуры.

—А про кого особенно было интересно писать?

— Я очень хотел написать брошюру о фотохудожнике иэтнографе Яне Булгаке. Заинтересовался им после того, как прочитал книгу его воспоминаний«Край дзіцячых гадоў». Я рекомендую каждому ее почитать, чтобы понять, что мыпотеряли в плане культуры. Пролетарии и примкнувшие к ним селяне практическиуничтожили шляхту, потом сталинские чекисты добили уцелевших, и в результате унас нет потомственной интеллигенции. Селянская культура, которая вездевоспевается, была и есть примитивная. А читая воспоминания Булгака, понимаешь,какой прекрасный мир ушёл. К сожалению, навсегда.

Поэтому из всех книжек для меня самая дорогая моемусердцу именно брошюра о Булгаке. Но в целом все книги получились интересные. Пятьиз них написал Андрей Мельников, четыре я, еще одну о Борисе Саченко сделалАнатолий Остапенко.

Нам удалось, и я считаю неплохо, в минимальный объемвтиснуть максимально все, что можно сказать про этого человека как творца. Аброшюры о художниках и скульпторах, несмотря на маленький объем, очень хорошопроиллюстрированы. Например, в книге о Владимире Жбанове даны практически всеего скульптуры, которые стоят в Минске, Молодечно и других городах. Еслиговорить о Стащенюке, то представлены все его реконструкции. То же самоекасается Евгения Кулика. Поэтому я без ложной скромности могу сказать, чтоброшюры наши маленькие да удаленькие.

Проблема, что наши люди кое-как ещё читают о тех, прокого слышали, а желания узнать что-то новое у них почему-то нет. И вообще, делаяэту серию, я понял, что наша культура всерьёз никого не интересует. Нахоккейную команду или даже на американский футбол государство деньги еще можетдать, а на книжки нет. Культура им не нужна, что ж пусть играют в хоккей.

Но невзирая ни на какие препятствия, мы доведем этусерию до конца. Тем более что уже осталось совсем немного — всего 10 книг. Персоналиивсе определены. Думаю, в марте мы их выдадим,по случаю чего устроим большое веселье с песнями и танцами.

Последнее в рубрике