Заико: Так у нас социальное или алкогольно-ориентированное государство?
23.10.2018
Татьяна Гусева, Салідарнасць

Заико: Так у нас социальное или алкогольно-ориентированное государство?

Экономист объяснил, почему не стоит стимулировать рост экспорта спиртных напитков, и есть ли смысл запрещать продажу алкоголя ночью. \r\n

На совещании по вопросам ликеро-водочной отрасли вБеларуси в понедельник Александр Лукашенко признал, что алкогольявляется серьезным подспорьем для нашего бюджета, в то же время отметив, чтоглавное — последствия употребления спиртных напитков.

— Во всем мире производство алкоголя не являетсясоциально важным и, более того, считается социально негативным явлением, —отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» руководитель аналитическогоцентра «Стратегия» Леонид Заико. —Мы не являемся производителями всемирно известных марок шампанского, виски иливодки. Здесь есть наша проблема внутренняя.

Доходы от продажи спиртного — это ущерб стране,считает экономист.

По мнению Леонида Заико, власти должны проводить мерыпо снижению потребления алкоголя. Недавний запрет на продажуспиртных напитков ночью эксперт называет бессмысленным.

—После полуночи по Минску из двухмиллионного населенияходят десятки людей. С точки зрения покупок это никакой роли не играет.

Собеседник «Салідарнасці» напоминает, что производствоалкоголя очень выгодное — это акцизный товар.

— Поэтому существует и алкогольная «мафия», ичиновники из разных структур – Минфин и прочие — заинтересованы в том, чтобыэти доходы не снижались. В Беларуси их никто не останавливает. В парламенте нетвнятных лоббистских групп, которые стараются уменьшить потребление алкоголя итабака. У нас нет такой традиции. Если бы это было мощным общественнымявлением, тогда любой чиновник не стал бы говорить о конкуренции в этой сфере.Он просто побоялся бы выступать на эту тему, потому что на него обрушились бы сотниголосов — рассерженных женщин, борцов с нездоровым образом жизни.

Экономический эффект от продаж алкоголя абсолютно теряетсясоциальными последствиями, уверен экономист:

— Надо четко выбирать: у нас социальное государствоили алкогольно-ориентированное. Сам президент не пьет, сдержанно относится калкоголю. Если бы он выступал против употребления алкоголя, потерял бы большоеколичество сторонников.

—Глава государства обратил внимание на появление признаков недобросовестнойконкуренции на внутреннем рынке. В чем она проявляется?

— Недобросовестная конкуренция может выражаться виспользовании режимов времени для продажи алкоголя, в рекламе, когда потребителявводят в заблуждение по поводу качества и цен на продукцию. Кроме того, естьрегиональная феодальная политика: в Могилеве продают могилевскую водку, вМинске — столичную.

Проведение крупных фестивалей под эгидой спиртныхнапитков также можно расценивать как недобросовестную конкуренцию.

—Лукашенко озаботился медленным ростом экспорта алкоголя. Как можно решить этузадачу?

— Ее решать не надо. Надо заниматься экспортомсоциально эффективных товаров — одежда, обувь или медицинские товары. Я бы нестал заостряться на стимулировании роста экспорта алкоголя. В соседних странахалкоголь расписан по лоббистским группам. Есть защитники алкоголизации России, Украиныи прочее. Увеличить рост экспорта белорусской водки не является важным. Мыможем делать уникальные сорта настоек, бальзамов. Смотрите, что предлагают намангличане и французы? Хорошие, столетиями освоенные алкогольные продукты.

Экспорт алкоголя наносит ущерб тем странам, которым мыпродаем. Нет ни одной страны, где продажа спиртных напитков давала бы хорошийэкономический и социальный эффект.

—Могут ли правительство, местная власть, силовые структуры и производителивыработать согласованную позицию, которая касается рынка алкоголя, если укаждой из сторон свои интересы?

— Здесь, как в любой отрасли, есть возможностьсоздания ассоциации, которая объединяет производителей продукции. В Россиибелорусские производители молока не работали с ассоциацией российскихпроизводителей, надеялись, что дядька из правительства будет за них проблемырешать. Весь мир работает в режиме договоренностей. Это так называемаяолигополия — проведение всех мер по разделению рынка. Рынок устойчивый ипотребление алкоголя стабильное. Рассчитывается емкость рынка, и вступаютдоговоренности. Они могут быть и в виде квот, согласования объемов поставок. Пустьразвития сотрудничества, кооперации — единственный правильный.

Местная власть должна заботиться об интересахнаселения, особенно детей, молодежи итех, кто может оказаться жертвой алкоголизации, и заниматься антиалкогольнойпропагандой. Задача силовых структур — бороться с неконтролируемыми продажами,незаконным импортом и реализацией подделок.

А правительство пускай думает, как лучше датьобразование в области IT,как способствовать повышению здоровья населения, лучшему медобслуживанию. Чтоинтересно, в наших поликлиниках очереди, а в ликеро-водочных отделах — их нет.Как так получается?

Последнее в рубрике