Французский креатив в белорусскую действительность: рекламщики, транснациональные молочники и «айтишники»
13.09.2018
Сергей Новиков, Завтра твоей страны

Французский креатив в белорусскую действительность: рекламщики, транснациональные молочники и «айтишники»

Что получилось, а что нет — «Завтра твоей страны» исследует историю взаимоотношений Беларуси с отдельными странами и регионами ЕС в новом спецпроекте «Беларусь-Евросоюз: 25 лет рядом со своим европейским прошлым, настоящим и будущим». Cегодня — об истории взаимоотношений Беларуси с самой креативной экономикой Евросоюза – Францией.

За истекшее 25-летие Беларусь для французского капитала так и осталась tabula rasa, а многие возможности, которые сулило партнерам сотрудничество, так и не реализованы. Этот экономический тяжеловес Евросоюза, который наряду с Германией и Великобританией (до Brexit), составляет тройку самых мощных его экономик, не всегда попадал даже в десятку важнейших торговых партнеров Беларуси. Присутствие французских инвесторов и их инвестиций в национальной экономике тоже незначительно. Сегодня приходится констатировать: больше проектов, которые закрылись, нежели тех, которые успешно функционируют.

Появление общих интересов, которые начали трансформироваться в действующие предприятия, приходится на 2010-е годы. На белорусский рынок, наконец, обращают внимание акционеры крупнейших французских корпораций.

Одно из развивающихся направлений – молокопереработка, в которой сегодня участвуют концерны Danone и Groupe Lactalis. Отельер с мировым имением Accor достиг договоренностей об управлении сетью гостиниц на территории Беларуси под своими брендами. Переживающая в Беларуси бум цифровая экономика привлекает французских креативщиков в этой отрасли – французские IT-компании находятся в числе лидеров по открытию офисов в Парке высоких технологий и вне его рамок.

Рекламщики и машиностроители

До молочно-цифрового бума одной из самых привлекательных для французских компаний отраслей Беларуси была реклама и коммуникации. С конца 1990-х - начала 2000-х годов на белорусском рекламном рынке укореняются с помощью местных партнеров крупнейшие мировые игроки этого бизнеса – рекламно-коммуникационные холдинги Publicis Group и Havas. Местные партнерские компании учатся и создают первоначальный капитал на обслуживании их клиентов Coca-Cola, Procter & Gamble, Mondelez, Heineken, Visa, Sandoz. Из этих компаний происходят практически все известные специалисты сегодняшнего рекламно-коммуникационного рынка Беларуси.

В результате серии поглощений и внутренних реорганизаций в настоящее время интересы Publicis Group и его клиентов на белорусском рынке представляют четыре офиса Publicis One - Leo Burnett Belarus, Publicis Hepta Group, Starcom Belarus и Zenith Belarus. Havas, являющийся рекламно-коммуникационной частью французского медийного конгломерата Vivendi, работает на белорусском рынке через Havas Media Belarus.

Vivendi и Publicis Group – концерны, которые на протяжении многих лет входят в топ-2000 крупнейших публичных компаний мира (по версии Forbes). В этом же списке находится старейшее инспекционно-сертификационное учреждение мира — Bureau Veritas Registre International de сlassification de navires et d'aeronefs. Один из 140 его офисов находится в Минске.

Примерно в одно и то же время в середине 1990-х годов в Минске и Гомеле стартовали два проекта с участием французских машиностроительных компаний.

В середине 1990-х годов государственное предприятие «Пеленг» получило крупный заказ на поставку прицелов для БМП-3, поставляемых российским «Курганмашзаводом» для вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов. Это – один из крупнейших контрактов в истории белорусского завода, приходящийся на достаточно сложный период после распада СССР. Условием заказчика являлось использование в прицелах современных тепловизоров. Чтобы выполнить его, «Пеленг» и «Курганмашзавод» привлекли партнера – французскую группу Sagem. В 1995 году партнеры зарегистрировали совместное предприятие «Саноэт», которое располагалось на мощностях «Пеленга». «Саноэт» продолжал работать некоторое время после реализации контракта в ОАЭ, но после слияния в 2005 году Sagem и Snecma, образовавших конгломерат Safran, прекратил существование.

В отличие он него еще один совместный проект с французскими машиностроителями продолжает функционировать. Это – совместное предприятие «Комконт» в Гомеле, в котором в 1995 году участвовала Groupe Compte.R. Ее акционеры и местные партнеры налаживали в Беларуси производство промышленных котлов, работающих на биомассе. Отметим, что белорусский завод в составе Groupe Compte.R появился раньше, чем были открыты производственные подразделения французской группы в Польше, Северной Америке, Африке и на Пиренеях. В 2002 году компания «Комконт» стала резидентом СЭЗ «Гомель-Ратон» и расширила мощности, а в 2016 году была включена в программу финансирования Всемирного банка.

В 1990-е годы два государственных телекоммуникационных гиганта — французский France Telecom и немецкий Deutsche Telekom создают с американской компанией Sprint International группу Global One. Американцы с 1993 года инвестирует в Беларуси в услуги передачи данных. Их компания «ГлобалВанБел» стала частью этого альянса. В 2000 году единственным владельцем Global One стала компания France Telecom, которая объединила Global One и несколько других подразделений в группу Equant. В таком виде бизнес просуществовал до 2006 года, когда в результате очередной реорганизации Equant вошел в новый дочерний бизнес France Telecom — Orange Business Services.

«ГлобалВанБел» подчинялась Orange Business Services и предоставляла доступ к интернету, финансовым системам, занималась построением защищенных корпоративных IP-сетей, сетевой интеграцией. Что немаловажно, компания с французским капиталом была допущена к работе с государственными клиентами Беларуси.

Всего в 1990-2000- е годы еще около двух десятков компаний и предпринимателей из Франции пытались найти на белорусском рынке приложение своим навыкам и инвестициям. Из более-менее известных проектов выделяются участие бизнесмена Оливье Газо в проекте могилевского импортера фруктов и овощей Виталия Ниса «Арника» и франшиза Yves Rocher, которую успешно масштабирует на местном рынке владелец компании «Даная» Сергей Говсь.

В проценте отсева

Первые два десятилетия после провозглашения Беларусью независимости рождают около десятка проектов с французскими компаниями, которые позже по разным причинам прекратят существование.

В 1998 году по итогам международного тендера партнером Минского производственного объединения вычислительной техники стала одна из дочек французского производителя и интегратора телекоммуникационных систем Alcatel. В Минске было создано совместное предприятие «Алкатель МПОВТ» (участие Alcatel — 51%), задачей которого было производство систем связи. В 2006 году Alcatel в результате глобальной сделки слияния-поглощения стала частью американской корпорации Lucent Technologies, а ее белорусская компания была реорганизована в «Алкатель-Лусент МПОВТ». В январе 2016 года Alcatel-Lucent прекратила существование в результате очередного поглощения. Активы американо-французской группы в Беларуси перешли в собственность финской корпорации Nokia.

В 2006 году, в один год с появлением в Беларуси Парка высоких технологий, на местном рынке появилась компания «БЛРСофт». Это – центр разработки французской софтверной компании Abaxia из города Нейи-сюр-Сен, которая является одним из пионеров в продвижении мобильного программного обеспечения. В 2010 году Abaxia и ее белорусскую дочку «БЛРСофт» приобрела тайванская компания HTC Corporation.

В 2006 году на белорусский финансовый рынок после почти столетнего отсутствия возвратилась французская группа Societe Generale. До революции 1917 года она владела в Российской империи Русско-Азиатским банком, который занимал лидирующее положение в кредитной системе Северо-Западного края. В 2006 году Societe Generale стала акционером российского «Росбанка» Владимира Потанина, который имел бизнес на территории Беларуси – «Белросбанк». В 2008 году французы выкупили контрольный пакет «Росбанка» у его российского партнера, но белорусский актив им показаля не интересным – в 2012 году «Белросбанк» был продан «Альфа-Банку».

Французский капитал проявлял интерес к нескольким глобальным проектам, но либо был вынужден отказаться от первоначальных замыслов, либо проигрывал конкурентам.

Один из таких проектов — строительство Белорусской АЭС. В качестве одного из претендентов на ее возведение был лидер атомной промышленности Франции Areva (с 2018 года корпорация называется Orano).

В 2012 году один из лидеров европейского страхового рынка — компания AXA объявила о вхождении в страховой капитал на тот момент крупнейшего частного страховщика Беларуси «Би энд Би Иншуранс Ко». Французы намеревались выкупить 80% акций, но коррективы в планы AXA внес кризис – компания приостановила инвестиции в восточноевропейские активы.

В разные годы переговоры с белорусскими властями вели крупнейшие французские строительные компании Vinci и Bouygues. Но они не привели к реализованным проектам.

Счастливые молочники и геймдеверы

В 2000 году в Беларусь, стремительно увеличивающую долю в мировом производстве и экспорте молочных продуктов, пришел один из лидеров отрасли Danone. Концерн некоторое время рассматривал возможность строительства молокоперерабатывающего завода (в качестве потенциальной площадки был выбран Дрибин), но проблема решилась проще. В 2010 году Danone поглотил одного из главных конкурентов на российском рынке группу «Юнимилк» и вместе с ней приобрел ее активы в Беларуси — совместные предприятия в Шклове и Пружанах. В настоящее время они функционируют как «Данон Пружаны» и «Данон Шклов» и являются одними из крупнейших переработчиков сырого молока.

В 2012 году акционеры объединенной группы «Danone Юнимилк» попытались расширить свое присутствие в белорусской молокопереработке. На Белорусском инвестиционном форуме, проходившем в Лондоне, руководство компании подписало протокол о намерениях приватизации Слуцкого сыродельного комбината (вместе с площадкой бывшего Слуцкого пивзавода). Но из-за обвинений в низком уровне переработки сырья, реализация этого проекта была свернута. Danone на некоторое время стал владельцем небольшого сокового завода в городе Высокое, выкупленном у немецкой компании Leahg Holding. Он был переименован в «ВыСоковое», но через некоторое время был продан структурам бывшего совладельца «Юнимилка».

В 2017 году белорусский молочный рынок открылся для самого крупного молокоперерабатывающего концерна Франции – Groupe Lactalis. Через свою дочернюю компанию Groupe Lactalis, контролируемая семьей Беснье, скупила на Белорусской валютно-фондовой бирже контрольный пакет небольшого Ляховичского молочного завода.

Примерно одновременно с Danone на белорусский рынок заходят отельер Accor и курьерская служба DPD.

Отельер заключил договора с белорусским бизнесменом Алексеем Вагановым и его партнерами об управлении строящихся ими гостиниц в Минске и нескольких других городах Беларуси. Предполагается, что в Минске они будут работать под брендами Novotel, Mercure, отели эконом-класса Ibis появятся в Бресте, Гродно и Борисове. Планы много раз корректируются из-за проблем у девелоперов и к настоящему времени закончен только один объект – гостиница Mercure на улице Зыбицкой. Ее открытие запланировано на осень 2018 года.

С 2011 года на рынке экспресс-доставки Беларуси начала работать компания «ДПД Бел», входящая в состав французско-турецкой группы DPD. В 2016 году французский GeoPost стал стопроцентным владельцем бизнеса, выкупая долю турецкой компании Yurtici Kargo. «ДПД Бел» также отвечал за доставку грузов в Россию и Казахстан.

В 2015 году владелец белорусской компании «Юнисон» Алексей Ваганов начал на мощностях своего завода под Минском сборку первой партии автомобилей французской автомобильной корпорации PSA Group. Проект ориентирован на внутренний рынок, планируется выпускать по 2,5- 5 тыс. Peugeot и Citroen ежегодно. «Юнисон» и еще один белорусский участник этого проекта официально являются одним из 20 «промышленных партнеров» французского автомобильного концерна.

С середины 2000-х годов французские предприниматели обращают внимание на возможности местных программистов. По мере роста известности Беларуси как одного из передовых IT-хабов мира, увеличивается число французских инвесторов в отрасль. В конце 2000-х заказы своей дочке предоставила компания Mobiletag, один из мировых лидеров в разработке мобильных приложений, использующих собственную технологию по распознаванию 1D/2D штрихкодов. В 2013 году она объединила этот бизнес с тайванской «НТС БЛР» в компанию «Седон БЛР». В 2014 году центр разработок («Нетко Спорт») открыла в Минске компания Netcosports, которая специализируется на разработке мобильных программных продуктов в области спорта. Через год появилась еще одна дочка медийного холдинга Vivendi – свою студию в Минске открыла входящая в его состав геймдев-компания Gameloft. После принятия декрета об IT-стране в Беларуси было зарегистрировано несколько французских стартапов.

Из крупных перспективных проектов, которые не связаны с IT, нужно выделить ожидающийся приход на местный рынок французского ретейлера в DIY-сегменте Leroy Merlin. Открытие первого гипермаркета этого бренда, принадлежащего Groupe Mulliez, намечено на 2019 год.

Крупнейшие французские инвесторы в экономику Беларуси за 1993-2018гг.

Abaxia

IT (в 2006-2010гг.)

Accor

отели

Alcatel

машиностроение (в 1998-2006гг.)

Bureau Veritas Registre International

сертификация

Danone

молокопереработка

DPD

курьерская доставка

France Telecom

телекоммуникации

Groupe Compte.R

машиностроение

Groupe Lactalis

молокопереработка

Mobiletag

IT

Netcosports

IT

PSA Group

автомобилестроение

Publicis Group

реклама

Sagem (сейчас Safran)

оптика (в 1995-2005гг.)

Societe Generale

финансы (в 2006-2010гг.)

Vivendi (Havas и Gameloft)

реклама, IT

 

О спецпроекте «Беларусь-ЕС: 25 лет рядом»

Текущей осенью отмечается 25-летие вступления в силу Маастрихтских соглашений, положивших начало формированию Евросоюза — одного из ключевых внешнеполитических и экономических партнеров Беларуси.

Становление ЕС и независимой Республики Беларусь проходило практически одновременно. Как участники Евросоюза и наша страна прошли вместе этот уже достаточно длительный путь, что получилось, а что нет, каковы перспективы в развитии сотрудничества, с какими странами у нас сложились более тесные отношениями, а с какими имеются возможности для их интенсификации — об этом наш спецпроект.

Пиренейские перепады: финансовое плечо, открытие Испании, модные бренды и строители

Последнее в рубрике