Зачем Лукашенко дивизия ангелов
06.08.2018
Ярослав Романчук, Белгазета

Зачем Лукашенко дивизия ангелов

Если подходить с такими критериями к нынешним руководителям, то вертикаль нужно очистить от VIP-начальников как минимум на 90%, считает экономист. \r\n

Ярослав Романчук — о том, как сделать власть эффективной и качественной.

Президент РБ в очередной раз озаботился кадрами. Вся страна бурлит по поводу Минздрав-гейта, а глава страны и премьер-министр как воды в рот набрали. Как будто не их подчиненные создали в стране мощнейшую коррупционную сеть в ключевом секторе так называемой социально ориентированной экономики. Как будто не его назначенцы один за другим проваливают выполнение указов, декретов и заданий. Как будто не его верхушка вертикали превратила в посмешище выполнение приказа по разработке стратегии развития страны «Беларусь — $ 100 млрд в 2025г.». Кадры порешили все то, что было добыто и завоевано в период быстрого роста 2000-х.

Фото kommersant.ru

ГОЛОВА ИДЁТ КРУГОМ

Стремительно растет число пойманных на коррупции руководителей исполкомов и коммерческих структур госмонополий. Чтобы выиграть тендер, нужно дать. Чтобы получить землю на выгодных условиях, нужно дать. Чтобы продлили аренду, нужно дать. Чтобы ребенка устроить в хорошую школу, нужно дать. Чтобы получить качественные медицинские услуги, нужно дать. Беларусь руками назначенных Александром Лукашенко кадров вплотную приблизилась к статусу страны, о которую вытирают ноги.

На экономическом языке «вытирать ноги» — значит, не вкладывать инвестиции, предоставлять очень дорогие кредиты (с премией за риск), вводить санкции против отдельных лиц и коммерческих структур, работать только по предоплате (недоверие, риски неплатежей), создавать барьеры для товаров, денег, услуг и рабочей силы (визы), не принимать в международные организации, где определяются правила поведения в глобальной экономике, игнорировать в информационном, научном, культурном поле, выставлять плохие кредитные, инвестиционные рейтинги, давать низкие оценки основных институтов развития (индексы), запрещать или ограничивать импорт критически высоких технологий, предлагать низкодоходные, «бросовые» места в цепочках добавленной стоимости. Сегодня, к сожалению, по многим параметрам Беларусь находится в зоне серьезных рисков, близко к состоянию страны, о которую «вытирают ноги». Ключевая причина — кадровая политика в органах госуправления.

Совмин стал конторой по выполнению тысяч поручений президента и его близкого окружения. Для выработки стратегии не осталось ни времени, ни знаний. Мощные сети посреднических номенклатурных связей опутали госзакупки. Кланы «крепких хозяйственников» на пару с VIP-вертикальщиками превратили десятки миллиардов долларов, направленных на модернизацию, в мертвые активы и структурные шлаки. Сахарные, цементные, стекольные, текстильные, бумажные и даже обойные заводы должны были приносить прибыль, а генерируют сплошную головную боль. Затягивается неблагополучная полоса белорусских НПЗ. Они уже более 10 месяцев работают с убытками.

В 2018 г. расходы нефтепереработки на погашение кредитов превысили 46% выручки. Нефтяной маневр России окончательно ликвидирует белорусский нефтяной эмират. Госдолг превысил 50% ВВП. Никак не хочет оздоравливаться Могилевщина. Растут проблемы Витебщины. Оршанский район раздражает остальные 117 районов страны своим особым финансовым статусом и вниманием президента.

Безжалостный к качеству услуг населению Белкоопсоюз производит гнетущее впечатление и коррупционные дела. Не продаются ни убыточные, ни прибыльные предприятия. распиаренные инвестпроекты с выбранными в ручном режиме иностранными инвесторами (например, Оршанский авиаремонтный завод) проваливаются. Университеты штампуют корочки, и президентская Академия управления раздает бумажки под названием «диплом» кадрам с весьма сомнительным уровнем знаний.

Кампании по оздоровлению АПК смахивают на бессмысленные, бессистемные попытки вдохнуть жизнь в белорусский футбол. Декрет N7 согласовали и подписали, но, чтобы он полноценно заработал, нужны изменения десятков нормативных актов. После мощного хайпа от декрета N8 пауза с реальным его применением затянулась. Предпринимателей приучают к тому, что за право получить оплату своего товара надо платить руководителям госструктур.

Вот в таком контексте Лукашенко провел совещание по кадрам госслужбы. Его критика абсолютно справедлива, но мягка и не имеет последствий для ключевых кукловодов в вертикали власти. Ключевая проблема — функционал госслужащих — остался за рамками дискуссии. Далеки от решения проблемы прозрачности деятельности органов госуправления и их подотчетности. Сколько бы главнокомандующий страны ни повторял «жэстачайшэ», конфликт интересов в органах госуправления не ликвидируется. При неизменности старого правового сосуда, административной колеи, дефективности системы сдержек и противовесов замена Колодко, Кодолковича и Колодича на Россолько, Росолковича и Росолича не решит ни одну проблему, не повысит качество госуправления.

ОПАСНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВРАНЬЯ

Президент требует привлекать на госслужбу самых лучших и опытных управленцев. Чтобы они имели широкий кругозор, умели определять стратегические задачи и оценивать последствия принимаемых решений. А еще, чтобы они были людьми с высочайшими моральными качествами — не воровали, не брали взяток, не врали, не спихивали ответственность на стрелочников за свои ошибки. По сути дела, президент хочет найти дивизию честных, светлых и добродетельных ангелов для занятия должностей в вертикали власти.

Да, еще он заявил: «Если вы пришли ко мне с предложениями о повышении денежного довольствия и зарплат госслужащим, даже не поднимайте этот вопрос, он раз и навсегда решен». Найти столько ангелов во плоти белорусов, которые бы за весьма скромную по нынешним меркам зарплату выполняли крайне нервную и неблагодарную работу в условиях, когда начальник всегда прав, невозможно по экзистенциальной причине. Таких людей просто нет. Медальками «За безупречную государственную службу» ситуацию не исправишь.

Если подходить с такими критериями к нынешним руководителям министерств и ведомств, Совмина, местных органов власти, то вертикаль нужно очистить от VIP-начальников как минимум на 90%. Они врали про то, что белорусская экономическая модель лучше той, что основана на политической, экономической и гражданской свободе — обманули. Экономике страны еще далеко до уровня ВВП 2014г., но никто из значимых кадров не пострадал. Стратеги Совка/Госплана остались на своих местах. Они продолжают вынашивать планы за деньги налогоплательщиков.

VIP-вертикальщики врали про экономический рост, «точки роста», импортозамещение, модернизацию по-госплановски, регулирование цен, налоговую систему и банковский междусобойчик. Все авторы этих экономических экспериментов по-прежнему в своих креслах.

Врали про инновационность и высокотехнологичность развития. Имитировали наукоемкость, прожигали бюджетные деньги под видом поиска научных решений. И опять все они при своих коттеджах, дорогих иномарках, щедрых бюджетных потоках и с рукой на пульсе прибыльных активов.

Врали про длинную скамейку профессионального кадрового резерва. Как оказалось, скамейка есть, а профессиональных кадров нет. Начальники быстро избавились от умных подчиненных, чтобы те их не подсиживали. В результате образовались опасные пирамиды некомпетентности.

Врали про «по-$ 500», сокращение издержек производства на 25%, диверсификацию торговли, децентрализацию и создание благоприятных условий для раскрепощения предпринимательской инициативы. Директивами, декретами и указами утерлись — и пошли дальше вершить свои деструктивные номенклатурно-краснодиректорские делишки.

Если Лукашенко хочет сформировать профессиональную, качественную национальную бюрократию — это очень важный институт — тогда он должен в конце концов добиться выполнения своих же трех требований: 1) радикальное сокращение функций чиновников и органов госуправления; 2) ликвидация конфликта интересов в органах госуправления, т.е. чтобы чиновники не занимались бизнесом; 3) увольнение, очищение госслужащих, которые провалили выполнение данных им заданий.

Романчук: «Зарплата чиновников — это на конфеты внукам или любовницам на чулки»

* * *

Когда чиновники, бизнес и общество будут видеть, что Лукашенко наконец отвечает за свои слова, а не раздает направо-налево свои «жэстачайшэ» при смешках и злорадстве ненаказуемых за свои провалы VIP-вертикальщиков, вот тогда начнется настоящее оздоровление экономики и системы госуправления. Для формирования доверия к своей политике и слову Александру Григорьевичу следовало бы начать со своего самого ближнего окружения. Опять же чтобы выполнить еще одно публично данное слово — перед законом все равны. После этого можно разрабатывать и принимать кодекс или устав госслужащего. Текст публично принимаемой присяги каждого человека, поступающего на работу в органы госуправления, может быть примерно таким:

КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ И РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Я горжусь тем, что граждане, налогоплательщики и потребители Республики Беларусь оказали мне честь предоставлять им услуги на должности ____ в ____ органе государственного управления. Я считаю, что государственный служащий:

Работает в рамках закона и во имя граждан Беларуси.

Отчитывается перед гражданами страны.

Работает во имя укрепления суверенитета Республики Беларусь, повышения престижа нашей страны за рубежом.

Признает Всеобщую декларацию прав и свобод человека.

Строго придерживается этических норм поведения.

Обеспечивает надежную защиту прав собственности граждан, производителей товаров и услуг.

Обеспечивает расширение свободы и богатства выбора граждан страны.

Не допускает конфликта интересов при принятии решений и распределении финансовых ресурсов.

Действует прозрачно, предоставляя всю информацию о своей деятельности в открытом доступе.

Активно борется с коррупцией.

Работает в условиях полного общественного и медийного контроля.

Стимулирует развитие гражданского общества.

Поддерживает роль свободных средств массовой информации в укреплении партнерства между населением и властью.

Исходя из вышесказанного, я принимаю на себя следующие обязательства:

1. Уважать закон и бороться против телефонного права, против принятия решений по понятиям.

2. Не допускать кумовства, непотизма, землячества при принятии кадровых, финансовых, регуляторных решений.

3. Работать во имя производителей, налогоплательщиков и потребителей Республики Беларусь, а не своих личных интересов.

4. Не допускать дискриминации одних и создания льготных условий другим, не допускать конфликта интересов в своей работе.

5. Не давать и не брать взяток, не допускать принятия документов, которые увеличивают риск коррупции и блокируют конкуренцию.

6. Строго соблюдать бюджетную дисциплину, не допускать дефицита бюджета и направления денег налогоплательщиков на коммерческие проекты частных и государственных организаций.

7. Требовать прозрачности использования всех государственных средств и активов, самому предоставлять полную финансовую отчетность о своей деятельности.

8. Декларировать каждый год все свое имущество и доходы, доходы членов своей семьи.

9. Быстро и внимательно реагировать на все запросы граждан, не допускать взимания платы за оказываемые услуги за счет налогоплательщиков.

10. Реагировать на запросы, поступающие от средств массовой информации в отношении своей работы и деятельности органов государственной власти в рамках моей компетенции.

Последнее в рубрике