Какой должна быть хорошая школа
20.06.2018

Какой должна быть хорошая школа

«Сильные стороны детей не уважают, а слабые преувеличивают», «Детям показывают, что учеба — это изнурительный ритуал, который им придется пройти по неизвестным причинам», «Слишком много давления, тестов и конвейера». Это мнения родителей со всего мира.

Их собрал эксперт, участник реформы британской системы образования сэр Кен Робинсон.

Эксперты «Украинского института будущего», поддержавшего выход книги Робинсона на украинском языке, провели опрос и выяснили, чего ожидают от системы образования родители в Украине.

Участникам опроса предлагалась серия вопросов и утверждений о качестве школ и образования. Оценивали актуальность проблем по шкале от 1 до 10.

Выяснилось, что нынешнее состояние образования родители оценивают на 5–6 баллов из 10, при этом качество конкретных учебных заведений, где учатся их дети, оценили выше — на 7–8 баллов. Большинство опрошенных (71%) отметили, что у них есть четкие критерии, по которым они выбирают школу для ребенка. Делая выбор, родители руководствуются собственным опытом, ориентируются на официальные рейтинги школ, мнения экспертов, родительские форумы и другие каналы информации.

Также украинских родителей спросили об их ожиданиях, пожеланиях к школе. Их немало. Родители хотят, чтобы учителя применяли новые методики преподавания, выдерживали баланс между работой с учебником и практическими заданиями, предъявляли одинаковые требования ко всем ученикам. Важными для родителей являются физическая активность детей в школе, открытое и информативное оценивание, а также гибкое расписание, которое можно адаптировать к потребностям учеников. А самыми важными пожеланиями родителей к качеству образования являются уважение к индивидуальности ребёнка и проектная работа в классах. Менее важные для родителей опции — чтобы учителя уделяли отдельное внимание подготовке к ВНО, а также работа учеников в разновозрастных группах.

Мыкола Скиба, эксперт по образованию и компетенциям будущего, автор исследования, рассказал, что помимо заданных критериев, за которые голосовали родители, также была опция «другое», в которой они активно вписывали свои мнения о том, что считать хорошей школой.

«Оказалось, что для родителей очень важна атмосфера в школе, а показателем этого является желание ребенка идти туда. Значит, для него в школе комфортная среда. Категории психологического комфорта и индивидуальный подход учителя для участников опроса очень важны. Здесь нужно отметить определённый разрыв между критериями разработчиков нормативно-правовых актов и родителями. Первые стремятся обеспечить соответствие учебного процесса государственному стандарту. А для вторых важно счастье ребенка», — рассказал эксперт.

Свои мнения о критериях качества школ и образования высказали и другие участники дискуссии.

Андрей Китаев, глава ГО «Батьківська турбота»:

— Я считаю, что украинской школе не хватает формы и содержания. Когда мы говорим о современной школе, то подразумеваем новое оборудование, интерактивные доски, спортивные площадки. На все это необходим ресурс, и нам необходимо понять, где его взять — собрать средства самим или привлечь со стороны. Если мы говорим о наполнении образования, то нам нужны чёткие стандарты, которые на данный момент являются скрытыми. А мне при выборе школы очень хотелось бы знать, какова ее стратегия, какой она станет через пять лет. Также мне важны стандарты безопасности, питания, инновационная составляющая школы. Я живу на Оболони, мои дети учатся в этом районе, и у меня создается впечатление, что школы слишком сосредоточены на иностранных языках. Еще десять лет назад знание английского было вызовом, однако сейчас в программы нужно добавлять что-то еще, чтобы растить креативных детей с системным мышлением и адаптивностью к быстрым изменениям в мире.

Игорь Лиски, сооснователь Украинского института будущего:

— В Советском Союзе заказчиком образования было государство, и школы воспитывали солдат, винтиков системы. Сейчас все изменилось, и заказчиками современного образования являются дети, их родители и, в конце концов, бизнес, которому необходимы специалисты с актуальными навыками. Я — выпускник советских образовательных учреждений, имею два образования, а сейчас учусь в Оксфорде. Главное, что меня поразило в зарубежном вузе, — подход к командной работе. Главным критерием оценивания в Оксфорде является то, насколько ты успешен в команде, умеешь ли доверять коллегам, а не конкурировать с ними. В бизнесе, экономике будущего без этого навыка невозможно идти вперед. Поэтому украинским школам необходимо привносить этот навык в обучение.

Светлана Олексюк, директор Киевской средней школы №5:

— Я работаю в школе 35 лет, и последние лет пять участвую в реформе образования. Я имею честь руководить школой, которой сто лет, в ней учатся 80 детей, и последний капитальный ремонт в ней проводился в 1956 году. Сейчас роскоши сделать ремонт наше государство не может себе позволить — его стоимость чрезвычайно высока, а эффективность крайне низкая. Что можно сделать в условиях наших школ, которые при площади классов в 50 кв. м не могут выделить пространство на 10 рабочих зон для учеников? Я бы вынесла всю мебель, сделала ровные чистые поверхности, чтобы дети могли по ним ходить, в том числе и босиком. И основное — установила бы LED-лампы, которые крайне необходимы, когда дети не сидят за партами целый день, а перемещаются по классу. И мы сделали энергоэффективное освещение, за год установили 1020 светильников в школе и почти преодолели эту проблему. Еще я бы вообще убрала парты, потому что они вредят ребенку. В нашей стране нет ни одной антисколиозной парты, потому что их в принципе в мире не существует. В нашей школе дети каждый день имеют по 22 вида учебной деятельности, и сколиоз им не грозит. Весело проводить время можно и на математике, сидя или стоя. Чем больше мобильной, трансформируемой мебели — тем лучше.

Я пытаюсь сделать так, чтобы школа выполняла свою главную функцию: обучала детей. Моя задача как директора школы — не мешать работать специалистам, сформировать у родителей доверие к школе и создавать условия, чтобы учителя были счастливыми и свободными. Нам нужно создать институциональные нормы, которые позволят это осуществить. И я бы не говорила о школе как о стенах и крыше, я бы говорила о том, чему там учатся дети. Когда мы поймем, сколько стоит обучение каждого ученика, то сможем рассчитывать индивидуальную образовательную траекторию, невзирая на форму обучения.

Самые большие перспективы я вижу в проектной, исследовательской деятельности ребенка. Научить учиться — и есть главная цель школы. Это возможно исключительно в партнерстве педагогов, даже с теми из них, кто не поддерживает НУШ. Быстрого результата в педагогике не стоит ждать. Но по пилотным первым классам в рамках реформы уже сейчас мы видим, что у детей практически отсутствуют показатели тревожности в начале и в конце дня, ученики протестуют против каникул и хотят ходить в школу летом. Мы провели 32 тренинга для педагогов со всей Украины, исключительно практические занятия, потому что учителям со стажем хочется увидеть трансформацию их опыта, погрузиться в атмосферу творчества. Реформа образования — это очень сложно, но чрезвычайно нужно и полезно.

Последнее в рубрике