Где государство упускает выгоду на миллионы долларов
20.06.2018
Наталья Колесниченко, Завтра твоей страны

Где государство упускает выгоду на миллионы долларов

Какие бонусы получает экономика, если власти не оставляют на произвол судьбы оказавшихся в сложной ситуации граждан.

— 3,8 тысячи долларов на шестимесячную программу ресоциализации и трудоустройства бывшего заключенного — это небольшие затраты, учитывая, что человек этотдержке, будет вносить свой вклад в экономику, вместо того, чтобы, возможно, снова пойти на преступление, — замечает президент Центра социальных и экономических исследований CASE Belarus Серж Навродский.

Эксперты оценили эффективность и экономические выгоды от социальных услуг по ресоциализации освободившихся из мест лишения свободы, содействию в трудоустройстве людей с инвалидностью и семей, попавших в тяжелые условия, из-за которых дети могут стать сиротами.

Профилактика сиротства через поддержку семей с проблемами

Больше 20 тысяч детей в Беларуси находятся в социально опасном положении. Около 6% из них по статистике становятся сиротами при живых родителях, несмотря на усилия государственных органов в работе по профилактике сиротства. Один из проектов, работающих с семьями, попавшими в сложную ситуацию и рискующими распасться, показывает, насколько более действенной может быть комплексная работа с членами таких семей.

Центр «Раннее предотвращение социального сиротства» (SOS-Центр) в Пуховичском районе помог 2,5 тысячам детей не остаться без родительской опеки. В итоге с 2008 по 2017 год количество детей, которых забирали из семьи, упало на 30%, показало исследование «Оценка эффективности социальных услуг».

— Благодаря конкретной программе 9 детей в год не становятся сиротами. Каждый случай сохранения положения ребенка в семье дает обществу 22 тысячи долларов в год. Каждый вложенный государством или некоммерческими организациями рубль в профилактику сиротства дает 2 рубля отдачи, − объясняет ведущий эксперт Центра социальных и экономических исследований CASE Belarus Дмитрий Бабицкий.

По данным исследования «Оценка эффективности социальных услуг»

Затраты на программу SOS-Центра составляют около 93 тысяч долларов в год, а получаемые выгоды эксперты оценивают в 193 тысячи. То есть, сохранение семей, участвующих в исследованной программе, ежегодно приносит экономике 100 тысяч долларов. Выгоды включают в себя бонусы от того, что продуктивность работы взрослого человека, который не имел сиротского опыта, выше, чем того, кто был сиротой, а также от снижения государственных расходов на альтернативные формы опеки детей.

Сопровождаемое трудоустройство людей с инвалидностью

В Беларуси больше 500 тысяч взрослых с инвалидностью. Только 17% из них работают. Ежегодно госструктуры организовывают до 55 тысяч реабилитационных программ, которые могли бы способствовать трудоустройству людей с инвалидностью. Но в реальности ими пользуются только 5 тысяч человек, а трудоустраиваются меньше половины.

В то же время государство теряет деньги из-за части недобросовестных предпринимателей, которые принимают бюджетные деньги на трудоустройство людей с инвалидностью и оплату их труда, но через короткий промежуток времени увольняют сотрудников с инвалидностью, отмечают эксперты.

С 2012 года роль посредника между молодыми людьми с инвалидностью и нанимателями взяла на себя Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, которая с помощью ассистентов помогает своим клиентам найти работу и адаптироваться на новом рабочем месте. За это время 350 человек обращались в организацию за консультациями, 59 человек трудоустроились, 37 – работают до сих пор.

− Если бы не было программы по содействию трудоустройству людей с инвалидностью, никто из этих 59 человек не был бы трудоустроен, − говорит Дмитрий Бабицкий.

Исследование показало, что сопровождаемое трудоустройство людей с инвалидностью, в первую очередь для людей с ментальными особенностями, в 3 раза эффективней, чем госфинансирование мероприятий по адаптации к труду таких работников. Если среди тех, кто проходил адаптацию с финансированием из бюджета, продолжает работать 29%, то среди тех, кого госфинансирование не коснулось, − 81%.

По данным исследования «Оценка эффективности социальных услуг»

Экономия для государства выражается в снижении затрат на дневные центры пребывания при центрах социального обслуживания населения и в росте вклада в экономику работающих людей с инвалидностью.

− Когда люди с инвалидностью начинают работать, во-первых, повышается уровень их жизни, во-вторых, растут их траты на различные товары. Соответственно, их зарплата пересчитывается как выгода для государства в виде дополнительных налогов и стимулирования экономики и как выгода для самого человека с инвалидностью, чье качество жизни стало выше, − говорит член правления Международного просветительского общественного объединения АКТ Валерий Жураковский.

Реинтеграция бывших заключенных

10-15 тысяч человек каждый год освобождаются из мест лишения свободы. Кто-то из них провел в изоляции долгие годы – отсюда целый список проблем, которые возникают по возвращению в социум. Лишь один из двух освободившихся сразу задумывается о том, чтобы пойти работать и обращается в центры занятости. Половина тех, кто не трудоустраивается, рискует снова пойти на преступление.

В поселке Ченки Гомельского района при приходе работает реинтеграционная площадка для освободившихся из мест лишения свободы. С 2014 года через программу прошло 30 человек. 60% из них трудоустроились, половина участников создали новые семьи. На каждого трудоустроенного потратили 3,8 тысячи долларов, в среднем на одного проходившего программу ресоциализации – 2,3 тысячи.

В результате программы по реинтеграции бывших заключенных на 8 человек больше трудоустроилось, а рецидивные преступления совершило на 11 человек меньше.

Выгоды от трудоустройства эксперты оценивают в 56 тысяч долларов на человека.

По данным исследования «Оценка эффективности социальных услуг»

Выгоды для государства выражаются в снижении затрат на содержание в местах лишения свободы из-за уменьшения рецидивной преступности, соответственно, меньших затратах на работу силовых структур и следственных органов, а также в росте вклада в экономику от большего процента работающих.

Экономический эффект эксперты рассчитали, исходя из данных конкретных проектов. Они подтверждают, что выгоды от работы с этими группами намного превосходят расходы.

Реализация государством проектов, подобных SOS-Центру, могла бы быть менее затратной, потому что в бюджетной сфере доходы ниже, чем у специалистов исследуемой программы. Но высокие доходы поддерживают мотивацию работников и сохраняют текучку кадров на низком уровне, что положительно сказывается на результате. То же касается проектов по содействию трудоустройству людей с инвалидностью. Через социальный заказ государство платит зарплаты, аналогичные доходам работников бюджетной сферы – более низкие, чем у работников организаций, реализующих грантовые проекты. Создание системы реинтеграции бывших заключенных государству обойдется дороже, чем просто масштабирование существующих проектов при церквях.

— Масштаб проблемы бывших заключенных в Беларуси недооценен. Каждый год из мест лишения свободы выходит столько же людей, сколько живет в небольшом городе. Чтобы получить реальный эффект, нужно организовывать региональные центры, которые будут работать с тысячами вышедших из мест заключения, − говорит Серж Навродский.

Авторы исследования признают, что государство делает большие усилия для поддержки различных уязвимых групп населения. В последние годы особенно ощутим эффект от работы по профилактике сиротства. Но отдельные дорогие механизмы имеют маленькую отдачу, а некоторые категории граждан (например, бывшие заключенные) вообще остаются за рамками государственной социальной политики. Государственные органы это заметили бы, если бы проводили подобные исследования эффективности своей работы. А начни они более тесно сотрудничать с некоммерческими негосударственными организациями (в том числе расширив список услуг, оказываемых через социальный заказ), то смогло бы охватить больший процент нуждающихся в социальных услугах и улучшить результативность социальной политики.

Справка «Завтра твоей страны»

Оценка эффективности социальных программ стала результатом исследования, проведенного Центром социальных и экономических исследований CASE Belarus в сотрудничестве с Международного просветительского общественного объединения АКТ в рамках проекта «Повышение вклада некоммерческих организаций в принятие решений в интересах уязвимых групп населения (ENCON)».

Последнее в рубрике