26.04.2018

Через SMS или аккаунт в соцсети. Мининформ о том, как могут идентифицировать интернет-комментаторов

На сайте Мининформа в рубрике «Вопрос-ответ» ведомство разместило разъяснения по поправкам в Закон о СМИ, которые депутаты недавно приняли в первом чтении. TUT.BY публикует их с незначительными изменениями.

Поправки в Закон о СМИ, напомним, предполагают добровольную регистрацию интернет-ресурсов в качестве СМИ (их будут называть «сетевыми изданиями»). Сотрудники незарегистрированных интернет-ресурсов не будут считаться журналистами, а госорганы будут вправе отказать им в аккредитации. Также вводится обязательная идентификация тех, кто размещает материалы в интернет-ресурсах (не только в сетевых изданиях), в том числе комментаторов на форумах, допускается возможность блокировки социальных сетей.

Закон также запретит распространение продукции иностранных СМИ в Беларуси без наличия разрешения, а редакции телеканалов должны будут обеспечить в еженедельном объеме вещания объем телепередач белорусского (национального) производства не менее 30 процентов.

У Мининформа появится право запрашивать у владельца интернет-ресурсов, поставщика интернет-услуг сведения, необходимые для анализа информации, размещенной на интернет-ресурсе, а также данные, идентифицирующие его владельца.

1.Проект закона обязывает зарегистрироваться в качестве средств массовой информации все интернет-ресурсы?

Государственная регистрация интернет-ресурсов в качестве сетевых изданий будет носить добровольный характер. Интернет-ресурсы не обязаны проходить данную процедуру. При этом сотрудники ресурсов, не прошедших государственную регистрацию, не будут являться журналистами СМИ.

2.С чем связана необходимость государственной регистрации сетевых изданий?

Основной целью является устранение существующей сегодня правовой неопределенности в части подхода к пониманию статуса таких медиаплощадок. Для ресурсов, позиционирующих себя в качестве СМИ, регистрация сетевого издания — это способ приобрести данный статус. Его сотрудники будут являться журналистами, иметь право на аккредитацию и пользоваться иными возможностями, представляемыми средствам массовой информации.

3.Сколько интернет-ресурсов, размещенных в доменной зоне .by, могут стать средствами массовой информации?

Прогнозировать возможное количество интернет-ресурсов, которые будут позиционировать себя в качестве сетевых изданий, сложно. Исходя из количества поступающих обращений на эту тему в министерство, желающих много. Все зависит от того, кто из них будет готов работать в соответствии с требованиями законодательства о средствах массовой информации.

4.Законопроект предусматривает идентификацию пользователей на интернет-ресурсах. Как должна быть реализована данная процедура?

Порядок идентификации пользователей будет определяться постановлением правительства, поэтому о конкретике пока говорить рано. Возможно, идентификация пользователей будет реализована владельцем интернет-ресурса при помощи телефонной SMS-идентификации — процедуры, при которой владелец интернет-ресурса осуществляет отправку SMS-сообщения со специальным кодом на мобильный телефон пользователя. Идентификация может быть осуществлена и через какой-то иной определенный канал коммуникации в виде адреса электронной почты, аккаунта пользователя в социальной сети.

Следует отметить, что сегодня на большинстве информационных ресурсов осуществляется идентификация пользователей тем или иным способом. При этом подобные правила функционирования интернет-ресурсов не воспринимаются пользователями как посягающие на свободу мнений, убеждений.

5.В чем необходимость размещения на сайте сведений о владельце интернет-ресурса?

Сегодня отсутствие на многих ресурсах сведений о владельце приводит к непрерывно растущему потоку обращений граждан и юридических лиц, которые, не располагая информацией о владельце интернет-ресурса, лишены возможности обратиться к нему за разрешением той или иной спорной ситуации. Наличие обозначенной в законопроекте информации даст возможность пользователям ресурса, государственным органам напрямую обращаться к владельцу ресурса с предложениями, жалобами, претензиями.

6.Устанавливается требование ко всем редакциям телепрограмм обеспечивать объем телепередач белорусского (национального) производства не менее 30 процентов. Сейчас у многих СМИ этот объем достигается?

Основными республиканскими телеканалами («Беларусь 1», «Беларусь 3», ОНТ, СТВ) 30-процентное наполнение эфира программами белорусского (национального) производства обеспечивается.

Сложнее обстоят дела на телеканалах «НТВ-Беларусь» и «Россия-Беларусь». Здесь программы собственного вещания не превышают 10 процентов.

Часть региональных телеканалов обеспечивают производство собственного вещания в пределах 20 процентов, часть — более 30 (к таким, в первую очередь, относятся областные компании с их телеканалом «Беларусь 4»), есть несколько компаний с весьма высоким уровнем производства собственного контента — свыше 40 процентов («Лидское телевидение», «Варяг» (Пинск) и др.).

7.Законопроект устанавливает запрет для иностранных граждан и юридических лиц выступать учредителями СМИ. Коснется ли данное требование уже существующих СМИ, учредителями которых являются нерезиденты?

Выполнение этого требования должны будут обеспечить и существующие сегодня СМИ. Законопроект предусматривает, что редакции СМИ и учредители средств массовой информации, зарегистрированных до вступления в силу закона, обязаны в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона обеспечить выполнение требований, предусмотренных настоящим законом.

8.Почему наряду с судебным сохраняется внесудебный порядок ограничения доступа к интернет-ресурсу по решению Мининформа?

Действительно у Мининформа есть право в некоторых случаях принимать решения об ограничении доступа к интернет-ресурсу без судебного решения. Это оправданно и необходимо, в первую очередь, чтобы оперативно реагировать на противоправные проявления в интернете, которые причиняют вред общественным и государственным интересам.

Решения об ограничении доступа к запрещенной информации принимаются в абсолютном большинстве на основании уведомлений государственных органов, выявивших в интернете информационные сообщения и материалы, содержащие информацию, распространение которой запрещено. В отношении информации, направленной на пропаганду порнографии, насилия и жестокости, представляется заключение республиканской экспертной комиссии. Решения об ограничении доступа к интернет-ресурсам не принимаются беспочвенно, необдуманно и без законных оснований.

Судебное разбирательство — процесс длительный. Невозможно допустить распространение в свободном доступе информации, пропагандирующей насилие, содержащей призывы к суициду, сведений, пропагандирующих потребление наркотических средств, психотропных веществ. Затягивание в решении вопроса ограничения доступа к такой информации по сути является пособничеством в совершении правонарушений.

9.Существует ли сегодня процедура возобновления доступа к заблокированному интернет-ресурсу? И кто ее может инициировать?

Такая возможность сейчас предусмотрена постановлением Оперативно-аналитического центра при президенте, Министерства связи и информатизации от 19.02.2015 № 6/8 «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет». В Законе о СМИ норм, посвященных такой процедуре, нет. Вместе с тем, порядок возобновления доступа к интернет-ресурсу отражен в законопроекте. Предусмотрено, что владелец интернет-ресурса, доступ к которому в установленном порядке ограничен, в случае устранения нарушений законодательных актов Республики Беларусь вправе письменно обратиться в Мининформ с заявлением о возобновлении доступа к соответствующему интернет-ресурсу. Срок рассмотрения заявления — один месяц.

10.Что повлечет за собой нарушение запрета на распространение продукции иностранного средства массовой информации на территории Беларуси без наличия разрешения?

Административную ответственность по части 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается.

11.Законопроект предполагает внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Размер штрафа за распространение запрещенной информации в СМИ достигает 500 базовых величин. Насколько оправдан такой высокий размер? В каких-либо странах Евросоюза применяются финансовые санкции за подобные нарушения?

В западных странах, в том числе крупнейших государствах Евросоюза, действуют различные механизмы законодательного регулирования, под которые подпадают отношения, связанные с использованием сети Интернет. В силу особенностей развития общественных институтов этих стран, устоявшейся правовой и политической культуры, функции государственного регулирования осуществляются посредством общественных структур, местной власти и судебных решений, но санкции к нарушителям применяются достаточно жесткие, в первую очередь в финансовом плане.

12.Для детей и подростков интернет становится информационно-образовательной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Однако большой процент информации причиняет или может причинить вред детям. Законопроектом расширен перечень информации, распространение которой запрещено. Помогут ли нормы Закона о СМИ в решении проблемы обеспечения безопасности детей в интернете?

Министерство информации уделяет самое серьезное внимание решению вопросов, связанных с защитой детей от противоправной информации в интернете. В 2016 году были внесены изменения в Закон о СМИ и Закон об издательском деле, касающиеся знака возрастной категории. Министерство выступило разработчиком постановления Совмина, устанавливающего порядок присвоения информационной продукции знака возрастной категории; критерии определения возрастной категории детей, среди которых допускается распространение информационной продукции. В 2016 году был создан общественно-консультативный совет по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Без сомнения, регулирование распространения информации в сети Интернет необходимо. Но не стоит забывать, что ограничивать и защищать детей от вредной информации необходимо и в обыденной жизни: дома, на улице, в школе. Данная проблема решается намного сложнее. Весь спектр отношений, который складывается между ребенком и социумом, включая интернет, невозможно предусмотреть в нормах права.

Последнее в рубрике