Почему «кнут» на теневой бизнес действует сильнее, чем «пряник»

Почему «кнут» на теневой бизнес действует сильнее, чем «пряник»

И когда бизнес станет выходить из «тени», поверив обещаниям властей.

В случае угрозы предприниматели стремятся снизить риски. А обещаниям преференций в обмен на легализацию они верят не всегда, показали результаты совместного исследования ученых из НИУ ВШЭ, Мюнхенского университета им. Людвига Максимилиана и Немецкого института международной политики и безопасности.

Ученые проанализировали, как действует введение, с одной стороны, более жестких наказаний и штрафов, с другой — потенциальных дополнительных преимуществах только для зарегистрированных компаний. В первом случае бизнес может столкнуться с повышением издержек, во втором — получить преференции. Например, доступ к государственным субсидиям.

Авторы провели исследование на примере рынка такси в российских регионах в 2015 году. До появления агрегаторов типа Яндекс.Такси доля неформального сектора в этой сфере была значительной, а барьеры для легализации достаточно низкими.

В отличие от многих других стран, количество лицензий в российских городах и регионах не ограничено. Владельцы автомобилей, желающие заняться извозом, могут относительно легко получить официальный статус.

В ходе исследования авторы учитывали количество выданных в регионах лицензий такси. Чтобы оценить, как используется стратегия «пряника», ученые проанализировали объемы субсидий малому и среднему бизнесу в конкретных областях и краях. А стратегия «кнута» рассматривалась через уровень строгости судебных приговоров по схожим делам в разных субъектах РФ.

Результаты показали, что чем жестче судопроизводство, тем выше число легальных такси в регионе. Субсидии не оказывают никакого влияния на решение о легализации.

Такие выводы не являются неожиданными, отмечают авторы. Чтобы сработала стратегия «пряника», «обещания» государства должны восприниматься как «достоверные». Предпринимателям нужна уверенность, что они действительно в перспективе получат связанные с легализацией преимущества. Здесь требуется доверие к государству, уровень которого в России пока невысок. Стратегия «кнута», основанная на чистой угрозе, доверия не требует. Она срабатывает только потому, что предприниматели стремятся снизить риски, с которыми они сталкиваются в повседневной деятельности.

Эксперт BEROC: Небольшое количество компаний платят высокие налоги за себя и за тех, кто «в тени»

Последнее в рубрике