Сколько бюджетных денег готовы потратить власти, чтобы заставить «тунеядцев» работать?
09.04.2018
Наталья Колесниченко, Завтра твоей страны

Сколько бюджетных денег готовы потратить власти, чтобы заставить «тунеядцев» работать?

Ни экономических, ни социальных выгод от нового декрета о так называемых тунеядцах государство не получит, убеждены эксперты.

В правительстве еще решают, как будет работать декрет о содействии занятости населения. Но Совмин уже дал определение занятым и не занятым в экономике белорусам. Также стало известно, что «тунеядцам» придется по полному тарифу платить за ЖКУ и за пользование жилыми помещениями.

Как отметил первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович, цель декрета — не пополнение доходов бюджета, а содействие занятости.

Эксперты отмечают, что новая версия документа не создает условий для пополнения бюджета за счет неработающих граждан и, как и декрет о предупреждении социального иждивенчества, возникла без какого-либо экономического обоснования.

— Цель разработчиков и идейных вдохновителей указа о тунеядцах идеологическая: разделить граждан на «хороших» − тех, кто работает, и «тунеядцев» − тех, кто не работает. Так как перед властями стоит, в том числе задача реализовать поручение президента, то за ценой никто не постоит, − убежден руководитель проекта «Кошт урада», экономист Владимир Ковалкин.

Реализуя Декрет №3, власти разослали 440 тысяч писем с требованием заплатить «тунеядский» сбор. В итоге заплатили его только 62,7 тысячи граждан, общей суммой 18,6 миллионов рублей. Позже вернули 6 миллионов рублей, заплаченных 19 тысячами граждан.

В теории государство могло заработать на сборах около 144 миллионов рублей. Но на практике оказалось в минусе.

Владимир Ковалкин

— Исходя из прикидок, сколько денег собрали в прошлый раз, и сколько их потратили на огромную пропагандистскую кампанию через СМИ, на совещания чиновников, рабочее время налоговых инспекторов, видно, что затраты гораздо превосходят полученный эффект, — подчеркивает экономист.

Вторая попытка «стимулировать» людей работать, приведет к большим расходам на администрирование нежели выхлопа, на которое рассчитывает правительство, отмечает директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA Наталья Рябова. Кроме создания и деятельности комиссий, будет проводиться большая работа по информированию, содействию трудоустройству, контролю, рассмотрению спорных вопросов, придется оплачивать работу бухгалтеров ЖЭКов, участковых милиционеров, создание и поддержание банка данных незанятых в экономике.

— Документ достаточно спорный, может принести много дополнительных трудностей. Придется решать немало вопросов, первый из которых – как оплачивать ЖКУ, когда на одной площади проживают «тунеядцы» и нетунеядцы, − приводит пример эксперт.

Как «новых тунеядцев» заставят оплачивать коммуналку по полным тарифам?

При разработке Декрета №1 вряд ли кто-либо делал его экономическое обоснование. Выгоден ли он обществу с точки зрения экономической эффективности, можно только предполагать, отмечает Владимир Ковалкин. Но очевидно, что денег будет сэкономлено гораздо меньше, чем потрачено ресурсов на работу по выявлению незанятых граждан и работе с ними.

— Мы снова увидим аналоги партсобраний советского периода, когда чиновники вдесятером будут заседать для того, чтобы разобрать дело одного несчастного гражданина ради 100-150 рублей в год, − прогнозирует эксперт.

Минтруда прогнозирует, что под действие декрета № 1 могут попасть около 250 тысяч белорусов. Власти обещают подходить к решению их проблем «индивидуально». Это означает, что комиссиям предстоит провести огромную работу. Формировать списки тех, кто должен будет оплачивать услуги ЖКХ по их полной стоимости, информировать их, разбирать заявления и спорные вопросы, принимать решения об освобождении от обязанности платить за услуги по полным тарифам — на администрирование деньги будут идти из бюджета страны.

Пять способов «откосить» от декрета о «тунеядстве»

Если на одного тунеядца комиссия хотя бы из 3 человек потратит полчаса, то получится 375 000 человеко-часов, а приняв час работы госслужащего за 6 рублей (если у него зарплата пятьсот долларов), получаем 2 250 000 рублей (больше миллиона долларов!) затрат денег налогоплательщиков только на заседания комиссий, подсчитала Наталья Рябова.

Впрочем, в документах говорится, что члены комиссий (кроме секретаря) выполняют эти функции на общественных началах, но время – все равно деньги, ведь в этот момент они не выполняют свои непосредственные обязанности.

Не исключено, что местные бюджеты понесут и косвенные убытки.

− Вертикали дали понять, что поручение нужно выполнять, несмотря ни на что. Так как наказание за отсутствие работы может нести не конкретный человек, а вся семья, встает вопрос, насколько это несправедливо. И будет неудивительно, если появятся принципиальные неплательщики коммунальных услуг, как сейчас это происходит с техосмотром, − отмечает Наталья Рябова.

Наталья Рябова

«У чиновников просто не хватает смелости сказать, что декрет №1 не нужен»

Эксперт отмечает: финансовый вопрос для попавших под декрет белорусов будет стоять не так остро, как это было во время действия первого документа, когда нужно было сразу уплатить большую сумму, и резкого напряжения в обществе новый декрет не вызовет. Но постепенно подобные действия могут привести к нарастающему возмущению населения.

«А если человек не хочет работать за 100 долларов, он что —тунеядец?»

Последнее в рубрике