Белорусская АЭС больше не может выдержать удар большого самолета. А раньше могла
21.03.2018
Павел Свердлов, Еврорадио

Белорусская АЭС больше не может выдержать удар большого самолета. А раньше могла

Замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк дал литовскому телеканалу LRT большое интервью о Белорусской АЭС. Литовцев интересовало, сможет ли атомная станция выдержать удар самолёта. Михадюк ответил — нет, не сможет.

Так строилась БелАЭС. Фото: TUT.by

«Сегодня в мире нет ни одной станции — в мире! — которая выдержала бы большой самолет. Это такие капитальные вложения [в защиту] нужно сделать, что станция никогда не окупится», — заявил Михаил Михадюк.

Прозвучит странно, но еще в 2015 году тот же Михадюк был уверен в том, что АЭС способна уцелеть после падения большого самолета. Рассказывая о преимуществах станции, он заявлял, что степень ее надежности позволяет выдержать «падение самолёта со скоростью 215 м/c». А 215 м/с (774 км/ч) — это скорость крупного пассажирского самолета, а не «кукурузника», которые в принципе не летают быстрее 300 км/ч.

Михаил Михадюк. Фото: БЕЛТА

Проектировщики говорили о больших пассажирских самолётах

В том, что Белорусская АЭС выдержит падение пассажирского самолета, убеждали нас и проектировщики станции. В 2006 году, когда вопрос о строительстве еще широко обсуждался в обществе, а многие колебались и сомневались в ее надежности, пример с самолетом выглядел особенно эффектно. Правда, страница с ним исчезла с сайта «Росатома». Но веб-архив все помнит. Посмотрите — на картинке, иллюстрирующей защиту будущей АЭС от внешних воздействий, нарисован не «кукурузник», а самолет с турбовинтовыми двигателями.

Инфографика: «Росатом»

Сайт компании «Атомстройэкспорт», входящей в структуру «Росатома», убеждает в надежности своих АЭС инфографикой с еще более внушительным самолетом — «весом 400 тонн, со скоростью 200 м/с». Это сопоставимо с максимальным взлетным весом одного из самых тяжелых пассажирских «Боингов» — Boenig 747-400ER весит 412 тонн. Правда, максимальный взлетный вес тяжелого Airbus вроде A380-900, превышает 550 тонн — это существенно больше заявленной прочности БелАЭС.

Инфографика: «Атомстройэкспорт»

Что говорят официальные документы Белорусской АЭС?

На сайте www.belaes.by можно найти две редакции отчета об оценке воздействия БелАЭС на окружающую среду. В обеих — и в предварительной, и в финальной — слово «самолет» упомянуто трижды. Два из трех раз это просто самолет. И только один раз речь идет о падении «небольшого самолета».

Cайт РУП «Белорусская атомная электростанция» сообщает конкретные цифры — и они на порядок скромнее, чем те, которыми убеждали нас в надежности БелАЭС проектировщики. Там сказано, что станция выдержит падение самолета весом в 20 тонн.

Инфографика: РУП «Белорусская атомная электростанция»

Выдержит — не выдержит. Гадаем на АЭС

Впрочем, руководитель группы БелАЭС Николай Груша в 2016 году утверждал, что станция рассчитана на попадание «примерно на 7 тонн боевого самолета с концентрированной массой», но выдержит и падение самолёта массой в 200 тонн. Ведь «это масса, которая рассредоточена в моторных отсеках, топливных баках». Специалист подчеркивал, что вероятность падения самолета на Островецкую АЭС ничтожно мала:

«К тому же, страна знает, сколько самолетов в сутки летает, какие самолеты. При необходимости авиалинии изменяют трассы… Здесь же у нас будут стоять свои воинские части… К тому же, что такое масса самолета? Рассчитано примерно на 7 тонн боевого самолета с концентрированной массой. Если говорить о самолете «Боинг» массой 200 тонн — это масса, которая рассредоточена в моторных отсеках, топливных баках… Это не та нагрузка на единицу площади, которая не позволила бы оболочке выдержать», — рассказывал Николай Груша.

Почему БелАЭС не станет общим достоянием Беларуси и Латвии

Куда мы денем энергию с АЭС? Мифы и реальность

Последнее в рубрике