Какие новые законы нужны Беларуси?
15.03.2018
Геннадий Косарев, Завтра твоей страны

Какие новые законы нужны Беларуси?

Чем не устраивает нынешнее законодательство — об этом в годовщину принятия Конституции рассказал один из разработчиков Основного закона Беларуси, заслуженный юрист страны профессор Михаил Пастухов.

Беларуси нужны законы нового поколения, заявил председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Михаил Мясникович, обратив внимание, что действующих законодательных актов достаточно много, но «не всегда достигаются те цели, для которых они разрабатывались».

О каких таких законах нового поколения может идти речь и почему об этом заговорили сейчас?

— Это постоянная мечта любого юриста, чтобы появились новые качественные законы, которые лучше прежних, это неизбежный прогресс, и в этом плане я поддерживаю идею Мясниковича, — говорит Михаил Пастухов. — Хороший вопрос, почему об этом председатель Совета Республики заговорил только сейчас. Почему раньше не принимали хорошие законы, например, избирательный закон, уголовный закон, трудовые законы? Почему ограничивались эрзац-актами типа декретов, указов? Я считаю, что правовое государство – это государство, где действуют оптимальные законы, которые выражают волю людей, обеспечивают прогресс развития, которые выверены и соответствуют международным стандартам.

Я против сиюминутных временных актов. У нас нередко принимают декреты, носящие временный характер. Например, перевести людей на контрактную форму труда. Или трудоустроить все население.

Михаил Пастухов

— Так какие законы нужны?

— А нужны долговременные. Вот Конституция. Если она принимается, то давайте не будем ее трогать. Но у нас трижды проводились референдумы, на которых вносились поправки под какое-то лицо или под какую-то ситуацию. Если Конституция является Основным законом, то надо обеспечить стабильное и точное выполнение ее положений. С этого начинается законность и правовое государство.

У нас много говорят, что надо внести поправки в консервативный Избирательный кодекс, но почему их не вносят? Я знаком с теми инициативами, которые предложила депутат Анна Канопацкая. Это элементарные поправки. И их необходимо принять.

Взять еще сферу трудового законодательства. Говорим, что пора отказаться от контрактной формы труда, надо, чтобы действовал Трудовой кодекс. Но почему он не действует? Опять же если взять поправки в Административный и Уголовный кодексы, то почему они не соответствуют принципам гуманизма? Например, статья 328 УК за распространение наркотиков, где предусмотрены астрономические сроки — больше 10 лет. Почему бы не равняться на европейские стандарты, где за легкие наркотики относительно мягкие наказания.

Я за обновление законодательства, за принятие разумных новых законов, но я за то, чтобы эти законы служили обществу. И чтобы разрабатывали их не просто представители власти, а представители общества. Почему, например, меня — доктора юридических наук, юриста с многолетним стажем, одного из разработчиков и Конституции, и концепции судебно-правовой реформы, не приглашают для подготовки правовых актов? Почему у нас такое расхождение с практикой?

— В демократических странах парламент — законодательный орган. Насколько белорусское Национальное собрание является таковым?

— Нынешнее образование под названием Национальное собрание Республики Беларусь таковым не является по ряду причин. Во-первых, сомнительна его представительность, как его избирали, выражают ли депутаты волю избирателей. Во-вторых, сами депутаты не определяют, какие законы они будут принимать. Практика такова, что есть лишь единичные случаи, когда депутаты выступают с инициативой принятия каких-то законов и участвуют в их разработке. Им на блюдечке приносят законопроекты, чаще всего из Национального центра законодательства и правовых исследований при президенте, иногда, может быть, из правительства или каких-то министерств. Еще, что особо печально, депутаты не имеют никаких контрольных полномочий. Они не могут проверить, как законы применяются на практике и в этой связи не могут их корректировать.

Они просто выполняют роль декорации. Об этом можно судить, например, по тому, как принимается бюджет, когда депутаты в одном чтении принимают главный финансовый закон страны.

Последнее в рубрике