05.02.2018
Вадим Можейко, кандидат культурологии, эксперт по культуре «Либерального клуба», Завтра твоей страны

Как дизайн, творчество и культура могут улучшить ваш бизнес

Культурная сфера до сих пор зачастую воспринимается белорусским бизнесом как что-то вторичное, в лучшем случае – направление для меценатства. Европейский опыт, обобщенный программой ЕС «Культура и креативность», демонстрирует, что бизнес может извлекать из культуры непосредственно прибыль, трансформируясь в креативные индустрии.

Культура как инвестиция, а не побирушка

Проблема неприоритетности культуры носит интернациональный характер.

— Культура – это тот сектор, финансирование которого сокращают в первую очередь, и добиться поддержки которого сложнее всего», — замечает Рагнар Сиил, эксперт программы «Культура и креативность», в прошлом – заместитель министра культуры Эстонии по вопросам креативной экономики. И дело не в том, что кто-то не ценит культуру – просто многие недопонимают значимость культурного сектора в развитии экономики.

При этом культура сама по себе не обязана приносить прибыль, но культура и креативность важны для повышения ценности продуктов и услуг. Используя финансовую терминологию, вложения в культуру – это не банковские вклады, а инвестиции. Здесь не обязательно будет фиксированные процент прибыли за короткий период, а тем более сразу, моментально. Но это работа на долгосрочный эффект.

Присутствует здесь и эффект синергии. Прибыль от творческих индустрий – это не только непосредственные продажи музыкальных альбомов или билетов в театр. В креативной экономике культурные инициативы ценность остальной части экономического сектора и общества в целом.

Наконец, свет клином не сошелся на одной только финансовой рентабельности: «культура и креативность являются неоценимыми источниками инновационных (нетехнологических) решений важнейших проблем», напоминает Рагнар Сиил. Если речь не идет о конвейерном производстве чугунных чушек, то без творческого подхода к работе бизнесу не обойтись.

Широкий подход к дизайну: от продукта к услугам

Дизайн – важная часть креативного подхода к построению бизнеса. Причем в современном европейском понимании дизайн далеко ушел от простой отрисовки логотипа.

— Дизайн для передачи информации, а не для украшения, — считает Елена Падолко, дизайнер программа ЕС «Культура и креативность» .

Анна Уичер, глава отдела в PDR International Design and Research Centre в Великобритании, продвигает концепцию перехода от бизнес-моделей, основанной на продуктах, к моделям, основанным на услугах и долгосрочных отношениях с заинтересованными сторонами.

— В современном мире уже недостаточно просто продать свой продукт и забыть о потребителе. Необходимо поддерживать отношения, и переход от продуктов к услугам позволяет построить долгосрочные, более качественные отношения с аудиторией, — поясняет британский специалист в сфере дизайна.

Доктор Уичер ссылается на опрос Еврокомиссии двух последних лет, посвященный тому, как небольшие европейские компании используют дизайн. Согласно этим данным, более 50% компаний не используют дизайн вообще, около 14% воспринимают его как стиль, 18% – как процесс. И лишь 13% компаний действительно видят дизайн частью своей сущности и стратегии. Если показатели небольших компаний в странах ЕС столь не впечатляющие, то можно только представить, каков потенциал по использованию дизайна в малом бизнесе Беларуси – и каковы могут быть рыночные преимущества тех, кто возьмется за это дело первым.

Впрочем, преимущества могут быть глобальны, а потому Анна Уичер считает, что поддерживать сектор дизайна должно и государство – ведь он способствует более эффективным решениям в политике и экономическому росту:

— Исследование, проведенное в Великобритании, показывает, что 1 евро, который инвестируется в дизайн, приносит доход в размере 20 евро и 5 евро в виде увеличения экспорта.

Помимо экономических выгод, дизайн приносит и нечто большее. Так, Фионн Доббин, креативный директор и партнер агентств Age5 и MAMMU (Германия/Латвия) определяет роль дизайна в будущем как «быть частью нашего общества, формировать его энергию. Дизайн – это не только о создании продуктов, но и о создании будущего, в котором вы хотите жить». В том же духе мыслит и Ирина Соловей, украинский социальный инноватор, главный стратег общественной инициативы Garage Gang: «Дизайн – это способ познания. Аналитика, философия, навыки и новые модели – это те важные элементы, которые помогают системе набирать динамики, расти и быть плодотворной».

Учимся быть креативными: онлайн-курсы и внеклассное чтение

Как предпринимателям разобраться в современных подходах к креативным индустриям, культуре и дизайну? Удобная и бесплатная возможность – онлайн-курсы программы «Культура и креативность», состоящие из коротких видео с выступлениями европейских лекторов (снабжены субтитрами на 8 языках, включая белорусский и русский; также доступные текстовые версии). Всего доступно 14 таких курсов, но в первую очередь предпринимателям имеет смысл обратить свое внимание на следующие три:

  • курс «Финансы для креативных организаций» от Сары Тэлволл, британского специалиста и консультанта по вопросам формирования стратегии предприятий культурных и креативных индустрий. Он посвящен формированию навыков по подготовке бюджета проекта и управлению им, контролю над финансами организационного уровня, принятия решений по выбору приоритетных направлений развития культурного проекта;

  • курс «Стратегическое планирование» от Дэвида Пэрриша, члена Королевского института маркетинга (Лондон), специалиста в области культурных и креативных индустрий. Рассматривая реальные кейсы и примеры, он учит анализировать рынок, преимущества и слабые места своей организации, находить свою нишу и сохранять баланс между творчеством и бизнесом;

  • курс «Создание ценности в креативной экономике» от Владимира Воробья, директор по экономическому развитию львовского агентства PPV Knowledge Networks. Тут можно узнать об основных элементах креативной экономики, что такое «цепочка добавочной стоимости», и почему она важна для создания культурного проекта, как определить рынок, составить профиль клиента и сформулировать уникальное конкурентное предложение.

Те, у кого есть время и желание разобраться в теме еще глубже, могут обратиться к книгам. Например, пособие Датского центра дизайна «Design delivers: как дизайн ускоряет ваш бизнес» на конкретных кейсах демонстрирует, как дизайн может укреплять бренд и становиться ключевым стратегическим элементом бизнес-модели. Книга исполнительного директора IDEO Тима Брауна «Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей» помогает предпринимателям и организациям принимать инновационные и творческие решения. Вдохновиться кейсами и бизнес-советами также можно в работе братьев Тома и Дэвида Келли «Креативная уверенность: как высвободить и реализовать свои творческие силы».

Последнее в рубрике