Нужно ли повышать пенсионный возраст до 80 лет?
28.06.2017
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор, Свободные новости

Нужно ли повышать пенсионный возраст до 80 лет?

Бывший генеральный прокурор Беларуси Григорий Василевич заявил о том, что «…нужно лет до 80 повышать пенсионный возраст, и пусть народ приносит пользу государству».

По силам ли это белорусам?

Прежде чем говорить об очередном повышении пенсионного возраста, следует проанализировать экономическую и демографическую ситуацию в стране. К сожалению, она совсем не радует. По данным Национального статистического комитета, среднемесячная зарплата белорусов вроде бы растет. Так, в апреле 2017 г. она составила 776,7 рубля. И этот рост, похоже, будет продолжаться. Во всяком случае, поставлена задача к концу года достичь, «кровь из носа», 1000 рублей.

Однако граждане страны все меньше верят радужной статистике, считая свои рубли в кошельке. Рабочие места сокращаются. На многих производствах увеличиваются простои, а на некоторых предприятиях работники выходят лишь для того, чтобы отметиться. Наблюдается значительный отток рабочей силы в другие страны (по информации лидера профсоюзов радиоэлектронной промышленности Г. Федынича, только в Россию уехало свыше 400 тысяч белорусов-гастарбайтеров).

В бедственном положении находятся многие пенсионеры, которые в силу мизерных пенсий (200—300 рублей) вынуждены продолжать работать. В этой связи читатель «Снплюс» из Лиды ставит резонный вопрос: где работать молодым, если почти все места заняты пенсионерами?

Конечно, в таких условиях самым простым решением вопроса было бы повысить пенсионный возраст до заоблачных высот. Тогда «счастливыми» пенсионерами могли бы стать лишь люди, не обремененные непосильным трудом и получающие неплохую зарплату.

Допустимо ли повышать «возраст»?

Согласно юридическим канонам, закон обратной силы не имеет. Это касается не только законов, но и иных актов законодательства. В соответствии с частью 2 статьи 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. акты, ухудшающие положение граждан, в том числе возлагающие дополнительные обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав, не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами. Конечно, речь идет о базовых законодательных актах, а не о тех, которыми вводится иной порядок.

В этой связи мы снова возвращаемся к указу от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», который предусмотрел поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев пенсионного возраста. Очевидно, что этот указ одновременно возлагает на подпавших под его действие граждан дополнительные обязанности (трудиться, трудиться и еще раз трудиться!) и лишает имеющихся прав (прощай заслуженная пенсия, ты была так близка!).

Наберемся смелости и сделаем утверждение: одним росчерком пера нельзя повысить пенсионный возраст. Это — шок без терапии, это — неуважительное отношение к сотням тысяч работников. Если абстрагироваться от эмоций и перейти на юридический язык, то это можно назвать нарушением Конституции и законов Республики Беларусь. Попробуем обосновать этот тезис.

Известно, что президент вправе издавать указы в пределах своих полномочий (ст.84 Конституции, ст.2 Закона о нормативных правовых актах). При этом нормотворческая деятельность должна основываться на принципах конституционности, защиты прав, свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости (ст.7 Закона). В случае расхождения акта президента с Конституцией действует Конституция (ч.2 ст.137 Конституции, ч.2 ст.10 Закона).

Далее читаем ст.47 Конституции, где говорится о том, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости и в других случаях, предусмотренных законом. Такое право закрепляется в ряде законов. Среди них: Закон «О пенсионном обеспечении» 1992 г., Закон «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» 1992 г. Они действуют и сейчас. Их надо исполнять, а не подправлять «исходя из изменившейся социально-демографической ситуации».

В данном случае граждан лишили права, которое они заслужили. Им командным голосом сказали: работайте, лишь тогда можете получить «морковку». Но это ведь неправильно, поскольку не согласуется с нормами Конституции (ст.ст.1. 2, 21,23, 58) и с действующим законодательством о пенсиях.

Теперь некоторые бывшие чиновники, хорошо устроившись на «гражданке», говорят о новом повышении пенсионного возраста. На мой взгляд, это явный перебор. Нам бы пережить уже установленную планку пенсионного возраста.

Что можно сделать?

Я один из тех, кто попал под действие пресловутого указа от 11 апреля 2016 г. №137, хотя мог бы оказаться в таком же привилегированном положении, как Г. Василевич. Поэтому я буду добиваться улучшения ситуации для всех, кто оказался «за бортом» уходящего корабля с молодыми пенсионерами.

В этой связи предлагаю осуществить следующую программу мер («пять шагов к счастливой старости»). Первое: признать этот указ неконституционным и восстановить прежнее положение. Второе: разработать и осуществить пенсионную реформу с учетом опыта зарубежных стран и особенностей белорусской ситуации. Третье: отменить льготные пенсии для «государевых людей» и «людей в форме» и перевести их на общесоциальные пенсии с учетом имеющегося стажа работы. Четвертое: вернуть пенсионерам льготы, в том числе на проезд, на лекарства, на оплату услуг ЖКХ, на социальную помощь. Пятое: сформировать внебюджетный пенсионный фонд под контролем попечительского совета и общественных объединений.

При всех «болезнях» нашей экономики мы должны быть уверенными в том, что каждый работник в установленное время будет получать достойную пенсию. В новых условиях пенсии должны устанавливаться по единым законам, исходя из принципа справедливости и разумности. Так что едва ли захочется Г.Василевичу работать без пенсии до 80 лет, да и вряд ли ему это позволят.

Последнее в рубрике