Почему после «безвиза» туристы не ломятся в Беларусь?
26.06.2017
Наталья Колесниченко, Завтра твоей страны, фото: Виктор Толочко, Sputnik.by

Почему после «безвиза» туристы не ломятся в Беларусь?

Что мешает иностранцам провести пять дней в нашей стране.

Иностранцы об отмене виз на пять дней практически не знают

Организованных туристов в Беларусь приезжает примерно 300 тысяч человек в год. При этом, по данным Государственного погранкомитета, количество иностранцев, которые пересекают границу Беларуси, не меньше 4 миллионов ежегодно, рассказывает начальник отдела маркетинга Национального агентства по туризму Ирина Гордиенко. Исходя из статистики, количество дней, которые турист может провести в Беларуси без визы, обосновано.

− Пять дней – это средняя продолжительность туристической поездки в Беларусь, − говорит представитель Нацагентства по туризму.

На Западе такую возможность оценили.

− Вижу, что пятидневному безвизу обрадовались прежде всего иностранные знакомые и бизнес-партнеры. И в то же время внутри страны слышен негатив о том, что этого мало, – отмечает бывший директор представительства AirBaltic в Беларуси и бывший руководитель Национального агентства по туризму Григорий Померанцев.

Эксперт считает, что власти и бизнес не только не использовали открывшиеся с отменой виз на пять дней возможности, но недостаточно проинформировали иностранцев по всем доступным каналам.

− Чтобы воспользоваться возможностью приехать в Беларусь без визы, о ней нужно узнать. Соответственно, встает вопрос коммуникации. В самом начале такая информация на английском языке была. Сейчас тема замыкается внутри страны, а нужно использовать коммуникационные ресурсы на внешних рынках, − считает эксперт.

По словам участников дискуссии «После безвиза: как привлечь туристов в Беларусь?», многие крупные иностранные туроператоры узнавали об изменениях визового режима Беларуси совершенно случайно, например, когда их приглашали в туры.

Что может предложить туристу «terraincognitaв сердце Европы»?

Туристический продукт – это золотая жила, уверен Григорий Померанцев.

− Беларусь – terra incognita в сердце Европы. Это такая провокация для иностранцев, которые везде побывали, а у нас — нет. И в этой terra incognita каждый увидит свое, − считает эксперт.

Для привлечения туристов важны три составляющие: визовый вопрос, имидж страны, транспортная доступность. Пока Беларусь сделала лишь первый шаг.

Как пример удачного решения транспортного вопроса эксперты называют компанию Международные украинские авиалинии MAY, которая пошла по пути гибридизации: сочетание элементов агрессивных лоукостеров с элементами классической авиакомпании.

− Когда в странах вокруг создается зона лоукоста, не забаррикадируешься. Даже если ты монополист и уберешь всех со своего рынка, этого не хватит для устойчивого развития. Нужно искать новые ниши, создавать конкурентную среду. Поэтому остается идти и готовиться к этой среде, искать и развивать свои конкурентные преимущества, – считает Григорий Померанцев.

Так как безвизовый режим касается путешественников, прилетающих в Национальный аэропорт, то около 75% из них пользуются услугами «Белавиа». Авиакомпания вполне могла бы этим пользоваться для продвижения страны и туристических возможностей.

− Под руководством коммерческого маркетингового отдела компании есть представительства, работающие в разных странах, есть офисы и каналы коммуникации. И тема безвиза –это прежде всего тема маркетинга авиакомпании. Продавая свой продукт, приглашая пассажиров на борт, можно эту тему активно использовать, − комментирует эксперт.

По мнению экс-главы Национального агентства по туризму, не стоит ждать, когда продвижением страны займутся государственные органы. Это задача бизнеса: отелей, туристических компаний, туроператоров, транспортных компаний, агроусадеб и других туристических объектов.

− Ведь заинтересован в этом прежде всего бизнес. И у бизнеса есть ресурсы, − говорит эксперт.

Объединившись, компании могут организовывать туры для профессионалов из других стран и журналистов, преподносить им качественный продукт, чтобы они транслировали его на своих рынках.

Ирина Гордиенко отмечает, что возможности государства по рекламированию страны на внешних рынках финансово ограничены.

− Если сравнить, например, бюджеты, направленные на эти цели в Грузии и Беларуси, то видно, что там в год выделяется около 7 миллионов долларов, у нас – 300-400 тысяч долларов,− говорит представитель агентства.

«Золотая жила» туризма не используется?

Руководитель проекта 34travel.me Антон Кашликов считает, что иностранных туристов в Беларуси стало больше, и это видно невооруженным глазом. Но в принципе их все еще мало.

Чтобы эффективно продвигать страну, можно скооперироваться с партнерами из стран-соседей для привлечения туристов из отдаленных государств.

− Туристы из Австралии, Америки, Японии хотят прилететь в регион и увидеть несколько стран. Латвия, Литва, Эстония давно кооперируются и предлагают общий продукт на этих внешних рынках. У Беларуси тоже есть возможность так сотрудничать и предлагать комбинированные продукты, созданные со странами Балтии, Польшей, Украиной и Россией, − рассказывает Григорий Померанцев.

Немало туристов может обеспечить ставка на транзит, ведь через Беларусь пролетает огромное количество самолетов. И достаточно, чтобы 2-3% этого объема пассажиров останавливались в Беларуси.

− Беларусь может предложить таким пассажирам продукт «stopover» − остановку по пути следования. Например, масса европейских туристов летят в Москву и Санкт-Петербург. Они пролетают над Беларусью. И если создать продукт, который бы включал, скажем, перелет Париж-Москва с остановкой в Минске, трансфер, недорогую гостиницу, экскурсию по городу, то люди с удовольствием будут комбинировать свои путешествия в страну назначения с остановкой в Беларуси, − объясняет эксперт.

Так в свое время привлекала туристов Латвия. Авиакомпании заполняли самолеты трансферными пассажирами из России, желающими слетать в популярные европейские города. Им предлагали лететь в Барселону, Лондон, Париж с остановкой в Латвии.

− Это был перелет Москва-Рига-Париж с трансфером и ночевкой в трехзвездочном отеле за 30 евро. Получалось, что практически не тратя денег турист погулял по городу, насладился, впечатлился. И часто это было стимулом вернуться, − говорит Григорий Померанцев.

Белорусский сервис как изюминка для туриста

Путешественник, автор книги «Рома едзе» Роман Свечников, который 47 дней ездил по белорусским местам вдоль границ на велосипеде с мотором, признается, что путешествовать по Беларуси достаточно сложно.

Приходится постоянно сталкиваться с проблемами инфраструктуры, потому что часто может просто не быть рядом ни магазина, ни гостиницы, не говоря про бары и кафе.

− В небольших городах есть, как правило, одна государственная гостиница, которая совсем не дешевая. При том, что в любой стране мира ты можешь найти жилье по карману, − комментирует путешественник.

Иностранным туристам, по его мнению, за пределами белорусской столицы и отдельных популярных направлений отдыхать достаточно некомфортно.

Блогер и фотограф Антон Мотолько считает, что проблема не в том, что инфраструктура плохо развита для туристов. Если изначально она сделана хорошо для местных жителей, то и туристам будет комфортно.

− Взять к примеру маленький городок в Голландии на две тысячи жителей, где увидишь два гипермаркета и кинотеатр. То есть изначально люди делают комфортно для себя, а дальше приходят туристы, которые будут этим пользоваться. Почему мы не можем сделать хорошее заведение с кофе в том же городе Пинске, где пять лет назад ничего не было? – говорит блогер.

Последнее в рубрике