Пять болезней современного образования
12.06.2017
Павел Шиварев, Ребёнок.by, источник фото: slate.com

Пять болезней современного образования

Когда обычный родитель сталкивается с тем, что его не устраивает школа, что он говорит чаще всего? Что ребенку там плохо! Тут, конечно, сразу можно спросить: а с чего вы взяли, что в школе должно быть хорошо?

Я не буду так делать, потому что слишком часто был свидетелем того, как позиция «чем хуже ребенку в школе, тем лучше для него в будущем» приводила детей к реальным психологическим проблемам вплоть до суицидальных проявлений.  Так что лесом эту ерунду!

Простая житейская логика нормального человека, который обнаружил, что его ребенку плохо, требует найти такое место, где ему будет хорошо (реже – создать такое место самому). А где хорошо? Обычно там, где нас нет. Если мы ищем или, чего хуже, набрались окаянства создавать какую-то альтернативную систему образования, надо понимать, чем больна старая, и именно на признаки этих «болезней» проверять то место, где заявляется альтернатива.

А «болезни» эти, кстати, очень простые и не требуют для их обнаружения какой-то особой квалификации. Перечислю пять из них, не претендуя на то, что список исчерпывающий. 

Болезнь первая. Урок

Любая альтернатива, в которой основа процесса обучения – чередование фиксированных по времени интервалов (уроков), ничем не лучше массовой школы. Почему? Тут можно много говорить об эффективности /неэффективности одинаковых интервалов. О том, чем так сакрально число 40 минут и так далее, но суть не в этом.  Суть в том, что урок формирует представления о том, что работа должна быть завершена не тогда, когда получен результат, а когда звонок прозвенел (рабочий день закончился). Так 11 лет ребенка учат тому, что результат не важен, важно просто соблюдать расписание, всем в одинаковом темпе выполнять одинаковые задания.

И не надо думать, что «урочность» учит соблюдать «дедлайны». Не учит! Эта система хороша для конвейерного производства. И вредна для любого творческого труда.

Болезнь вторая. Класс

Любое образовательное пространство, построенное на одновозрастных детских группах (классах), ничем не лучше массовой школы, а по-честному - просто вредно для ребенка. Почему? Потому что в одновозрастной среде ключевое значение имеет соревновательный момент, который в свою очередь провоцирует детскую конкуренцию, агрессию, насмешки и жестокость в отношении друг друга. И потом удивляемся: а откуда это насилие в детской среде?

Хуже того. Привычка жить в такой среде делает конкуренцию чем-то обыденным, очевидным, приемлемым, побуждая нас не замечать, как развивая собственное дело (идею), мы убиваем дело (идею) того, кто рядом с нами. Это перестает быть важным, перестает быть значимым.  Конкуренция хороша в спорте высоких достижений. В повседневной жизни сотрудничество, взаимопомощь и соревнование не с другими, а с самим собой представляются более перспективными.

Болезнь третья. Единая программа

Тут чуть посложнее, но в общем тоже понятно. Там, где учебный план расписан заранее и представлен в виде календарно-тематического планирования (5 сентября изучаем Пушкина, 18- Лермонтова…), тоже все довольно грустно. Почему?

Причин много, есть три наиболее понятные и простые: Первая. Важен не ваш образовательный результат, а то, успеваем ли программу пройти. И об это «не успеем пройти программу» рушатся многие новации и в школе, и за ее пределами.

Вторая. Важно не то, в чем ты заинтересован, что хочешь разобрать подробнее, а то, что сегодня у нас 5 сентября и по программе Пушкин. Открыли книгу и читаем. 

Третья. Обучение по программе, последовательное и одинаковое для всех, не просто не опирается на собственные знания ребенка, а игнорирует их. Не важно, что ты уже умеешь писать «жи/ши» - сегодня мы изучаем «жи/ши». И ты вместе с нами! В более общем смысле мы сообщаем ребенку: твоя уникальность, твои знания, твои интересы не имеют значения. Имеет значение следование заложенной программе.

После этого тысячи педагогов сетуют на отсутствие мотивации и интереса к учению. А я бы гимн спел тем детям, которые рискуют сопротивляться такому программированию вместо того, чтобы мотивированно следовать ему.

Болезнь четвертая. Обучение – передача знания от учителя к ученику

Любая альтернатива, где сохранена идея, что учитель «ведет предмет» передавая свои знания по этому предмету ученикам, ни на миллиметр не отошла от массовой школы.

Источник фото: yaplakal.com

С этой передачей знаний вообще беда, кстати. Уж сколько раз говорилось про то, что знание вообще передать невозможно (только информацию), что знание - то, что возникает в деятельности (и не в деятельности слушания учителя!), а воз и ныне там. Армия трансляторов знания продолжает свои бессмысленные трансляции. Передать, кстати, можно способ действия. Когда учитель дает знания, учит он не тому предмету, который дает, а тому лишь, что надо сидеть и молчать, когда говорит тот, кто выше тебя в социальной иерархии.

Как говорится, подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и слегка придурковатый…. Триста лет прошло. А идея жива.

Болезнь пятая. Приоритет внешнего управления над внутренним, поставленной задачи над взятой

Тут мы совсем уже погружаемся в нюансы. Но понимаете, что важно: по - настоящему альтернативна лишь та модель образования, в которой дети в существенной мере управляют своим образованием.  И в плане возможностей принятия решений, и в плане возможностей встать и выйти, и в плане определения того, чем сейчас заниматься. 

Часть этой несамостоятельности связана с уроком, предметом и программой, не буду повторяться. Но есть еще один важный момент. Задачи в жизни часто это не то, что ставится, а то, что берется. Школа же приучает ребенка к тому, что есть учителя, которые и задачи ему поставят, и проконтролируют исполнение. А если угроза ощутима для школы (как внешние контрольные), то еще и помогут списать. И потом мы сетуем, что дети несамостоятельны. Так, а зачем им быть самостоятельными, когда за них все решают? И когда им этому учиться?  

Нужно, чтобы ребенок сам решал, что, когда и как он изучает. Сам брал задачи. Мы против того, чтобы списывать на аттестациях. Купить оценки по промежуточной аттестации - не проблема. Проблема в том, что в этом, по большому счету, нет никакого смысла.

Последнее в рубрике