Как климат меняет белорусские города
12.06.2017
Мария Андреева, Завтра твоей страны

Как климат меняет белорусские города

Пока городское планирование происходит по методикам прошлого века, не является комплексным и инновационным, что создает не только экологические, но и экономические проблемы.

Фото: Зялёны партал

Беларусь находится в начале процесса разработки климатических стратегий для городов, создание которых сегодня является мировым трендом.

—Городам нужно не просто «охранять природу» или проявлять абстрактную заботу о глобальном климате. Если они хотят быть успешными и нормально жить и сейчас, и в долговременной перспективе, они должны ответственно и гибко подходить к планированию и рассматривать окружающую среду как ресурс, от которого напрямую зависит здоровье людей, экономическое развитие и привлекательность города, — говорит эксперт Международной общественной организации «ЭКОПРОЕКТ», кандидат географических наук Мария Фалолеева.

Она поясняет, что климатическая стратегия является комплексным документом, который включает в себя два направления – снижение выбросов и адаптацию к изменениям климата.

Разработка климатических стратегий для городов Беларуси начинается в рамках европейского Соглашения мэров, к которому на данный момент присоединились уже 22 населенных пункта. Одним из них является Могилев, власти которого несколько месяцев назад провели установочную встречу по разработке стратегии. «ЭКОПРОЕКТ» вошел в межведомственную комиссию по ее созданию, однако пока эксперты организации фиксируют довольно скромные успехи в данном направлении.

В частности, озабоченность специалистов вызывает недавно принятый генплан города, который не учитывает комплексность стоящих перед городом вызовов. В начале июня на климатическом мероприятии День климатических действий, организованном в Могилеве при участии «Экопроекта» и международной организации 350.org, были представлены результаты общественной экспертизы генплана.

—С нашей точки зрения одна из самых больших проблем генплана связана с тем, что в нем используются старые нормы, старые приемы. Взять для примера решение транспортной проблемы города. В связи с ожидаемым ростом числа личных автомобилей генплан предполагает расширение дорог и строительство новых парковок. Однако международная практика показывает, что такие меры не решают проблему удобных перемещений по городу и тем более сохранения чистоты воздуха. К сожалению, в генплане не предусмотрено создание более удобной системы общественного транспорта, которая стимулировала бы людей меньше пользоваться автомобилями, — отмечет Мария Фалолеева.

«Нужно, чтобы в город стало неудобно въезжать на собственном автомобиле»

По мнению экологов, способствовать решению транспортной проблемы могло бы и удобное проектирование велодорожек, которое позволило бы велосипедистам не выезжать на проезжую часть и не создавало бы конфликта между велосипедистами и пешеходами. Проблемы развития велодвижения в Могилеве стали еще одним направлением кампании «Города для жизни», в рамках которой прошел День климатических действий, и темой обсуждения местных активистов и властей.

«Пугать и ругаться не помогает». Велосипедистов хотят выпустить на проезжую часть

Еще один недостаток генплана Могилева, который присущ и генпланам других белорусских городов – это отсутствие комплексных решений.

—В ряде стран ЕС есть требования, чтобы для каждой территории создавались климатическое стратегии — интеграционные документы, которые позволяют посмотреть на долгосрочные цели развития города в свете того, что климатические условия будут меняться. Такое общее видение позволяет связать задачи и решения для отдельных секторов, определить взаимные выгоды, предупредить конфликты интересов, а главное – рационально использовать ограниченные ресурсы, — поясняет Мария Фалолеева.

Комплексность решений позволяет увидеть во взаимодействии решение транспортных, энергетических, инженерных, экологических и других проблем и создать непротиворечивый проект развития города, который не спровоцирует конфликт интересов разных заинтересованных сторон. 

При этом готовых стратегических решений для городов не существует — разработка климатической стратегии должна базироваться на индивидуальных особенностях каждой конкретной территории. Не так давно специалисты «Экопроекта» разработали первые в Беларуси стратегии адаптации для трех населенных пунктов – города Чаусы, Мотольского сельсовета и Споровского сельсовета.

— Спорово и Мотоль расположены в 100 км друг от друга, однако проблемы там решаются принципиально разные. В Споровском сельсовете есть обширные болотистые территории. Болота консервируют углекислый газ и потому являются крайне важными с точки зрения снижения выбросов парниковых газов, оказывающих воздействие на климат. По этой причине небольшие деревни Спорово и Здитово – это большое игроки с точки  зрения экологии. А вот Мотоль решал совершенно другие проблемы, связанные с обеспечением комфорта для большого числа туристов, которые туда приезжают, — рассказывает Мария Фалолеева.

По словам эксперта, крайне важным фактором для разработки успешной климатической стратегии является активное участие местного сообщества. Эксперты могут рассказать об основных тенденциях изменения климата, а местные жители – понять, какие именно места в их городе необходимо в первую очередь подготовить к этим изменениям.

— Когда мы разрабатывали стратегию адаптации для Чаус, мы предоставили научную информацию о климатических тенденциях в Беларуси – в том числе, что температура повысится на 1.5 градуса, будет больше шквальных ветров, а ситуация с выпадением осадков будет менее равномерной. Предложили подумать, где у них наиболее уязвимая ситуация. Они сказали, что у них в низине плохо работает ливневая канализация, и с учетом прогноза есть вероятность, что она будет заливаться еще больше. Понятно, что такие подробности могут знать только местные жители и администрация, поэтому разрабатывать такие документы можно только совместно, — поясняет эксперт.

По слова Марии Фалолеевой, подготовка климатических стратегий позволяет решать вполне конкретные экономические задачи. Например, асфальтовое покрытие не выдерживает слишком частые переходы с плюсовой на минусовую температуру. Если раньше за зиму они случались один-два раза, то теперь происходят постоянно, и при выборе материалов для строительства это нужно обязательно учитывать.

— Мы не можем предсказать точно, что произойдет через 50 лет, но мы можем спрогонзировать, что будет в среднем несколько выше температура, что в целом климат будет менее стабильным. В соответствии с этим и нужно планировать, чтобы иметь возможность быстро адаптироваться к тем изменениям, которые происходят, — подчеркивает Мария Фалолеева.

Скоростные автобусы и дороги-дублёры: как «позеленеет» столичный транспорт

Последнее в рубрике