Путевка в жизнь: как научить самостоятельности воспитанников психоневрологических интернатов
09.06.2017
Наталья Колесниченко, Завтра твоей страны

Путевка в жизнь: как научить самостоятельности воспитанников психоневрологических интернатов

Взрослые люди с интеллектуальными недугами и психическими заболеваниями, проживающие в 46 психоневрологических интернатах, закончили первый учебный год. Готовы ли они жить вне стен закрытых учреждений?

В одной из усадеб неподалеку от Минска живут и работают «выпускники» психоневрологического интерната. Своим примером они разрушают многочисленные стереотипы об «особенных» людях. Подробнее: Как учатся считать деньги, готовить еду и работать бывшие жильцы психоневрологического интерната. Фото: Джо Вуд

Первый учебный год прошли те «воспитанники» интернатов, кого в рамках проекта «Беларусь на пути деинституализации. Создание образовательного пространства для людей (18+) с интеллектуальным недугом» посчитали более подходящими кандидатами с учетом их пожеланий.

− В первый год обучающиеся вспомнили азы. Они не только учились писать и считать, но и  осваивали бытовые навыки, изучали эмоциональный мир. Теперь нужно больше практики, ведь когда люди живут в интернате не один год, большинство бытовых и социальных навыков у них уходит из обихода, − рассказывает инструктор по трудовой терапии и педагог Столбцовского психоневрологического дома-интерната  Марина Бондарева.

Изданные впервые в прошлом году, специальные учебные пособия помогают людям из учреждений освоить навыки чтения, письма и развития общения, элементы практической математики и основы компьютерной грамотности и художественно-творческой деятельности. Обучение включает тренинги по отработке навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях и «бытовую самостоятельность».

«Виктор мог бы содержать себя сам»

Научиться читать, писать и считать — недостаточно. Люди, которые много лет (а то и всю жизнь) прожили в четырех стенах, не имеют многих социально важных и бытовых знаний. Для них важно уметь выполнять какую-нибудь работу.

− Некоторые проживающие в интернате освоили навыки покраски, штукатурки, шпатлевки. Теперь они могут хотя бы обустроить свой быт, − приводит пример Марина Бондарева. – Кто-то осваивает садоводство, разные творческие навыки. Есть в нашем интернате Виктор, который так хорошо рисует, что мог бы, продавая свои картины, содержать себя сам.

После обучения некоторые люди, проживающие в психоневрологических интернатах, умеют готовить еду, пользоваться общественным транспортом, писать письма и звонить, использовать базовые компьютерные знания. Теоретически они могли бы жить вне стен интерната с сопровождением специалистов, считает педагог.

− Их пугает только, где они будут жить и кому они будут нужны за стенами интерната. Предстоит еще пройти психологическую подготовку к самостоятельной жизни, − говорит Марина Бондарева.

Где взять профессионалов по специальному обучению взрослых?

13 тысяч белорусов проживают во взрослых психоневрологических интернатах и около 2 тысяч – в детских. До 10% из них могли бы пройти обучение, социальную и бытовую подготовку и восстановить дееспособность.

Но до прошлого года в психоневрологических интернатах, где живут не только люди с психическими заболеваниями, но и те, кто имеет особенности умственного развития, не уделяли внимания образованию подопечных, потому что в Беларуси не разработана система непрерывного образования людей из таких учреждений.

Сложность в том, что специализированные интернаты находятся в ведении Министерства труда и соцзащиты, а вопросами образования занимается Министерство образования. Наладить разработку системы специального образования можно только через межведомственное взаимодействие.

Проект по внедрению образовательных услуг для взрослых людей с нарушениями интеллекта стал первой попыткой дать взрослым людям с интеллектуальными особенностями и психическими заболеваниями доступ к обучению, сообщила начальник отдела специального образования Министерства образования Антонина Змушко во время конференции, посвященной подведению итогов проекта.

− При этом закон о социальном обслуживании ставит перед интернатами задачу осуществлять социально-педагогические и социально-реабилитационные услуги. То есть все время действия закона интернаты должны были давать проживающим возможность учиться. Но в структурах не было работников, которые бы этим занимались, − объяснила координатор проектов международной общественной организации «Голос сердца» Полина Черкас в комментарии Завтра твоей страны.

Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки Минтруда и соцзащиты провел курсы целевого повышения квалификации сотрудников психоневрологических интернатов, чтобы они могли обучать подопечных.

− Если расширить должностные обязанности некоторых работников интернатов, то специалист по специальной работе, психолог, инструктор по трудотерапии могут заниматься обучением. Можно не ждать законодательных изменений, а использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности. Так будет проще и быстрей, − говорит представитель организации «Голос сердца».

Беларусь готова к деинституализации?

Деинституализация предполагает уход от изоляции людей с инвалидностью. Конвенция о правах инвалидов, к которой Беларусь присоединилась в 2015 году, призывает страны-участницы обеспечить права людей с инвалидностью выбирать место жительства, быть вовлеченными в местное сообщество, иметь доступ к различным социальным услугам.

− Подписав Конвенцию о правах инвалидов, Беларусь не должна давать оснований для дополнительной критики на международной арене, − считает заместитель начальника управления стационарных учреждений социального обслуживания и капитального строительства Минтруда и соцзащиты Николай Орел.

Сейчас проводится мониторинг детских психоневрологических интернатов, который поможет выработать рекомендации по совершенствованию работы. Одной из рекомендаций по инновациям будет подготовка к сопровождаемому проживанию.

− Это включает оказание содействия людям в инвалидностью, адаптация к условиям трудовой деятельности и подготовку к жизни вне стационарных учреждений и выход в общество, − комментирует Николай Орел.

1425 взрослых и 213 детей уже проходят такую подготовку по социализации в отделениях сопровождаемого проживания. За последнее время 9 человек смогли восстановить дееспособность и покинуть стены интерната.

Возможность быстрого восстановление дееспособности и отказ от автоматического ее лишения при определении человека в специализированные учреждения, по мнению экспертов, является одной из сложных и важных задач на пути к деинституализации.

Среди мер, предусмотренных в проекте Национального плана действий по реализации положений Конвенции о правах инвалидов, который рассматривается в парламенте, есть пункт о внедрении понятия «частичная дееспособность». Как сообщал заместитель министра труда и соцзащиты Александр Румак, изменения могут включать градацию ограничения дееспособности в зависимости от психических заболеваний. Это даст людям возможность работать, жить самостоятельно, учиться, вступать в брак.

− Даже если по одному человеку из каждого психоневрологического интерната смогут жить самостоятельно, то это уже пятьдесят человек – для начала неплохой результат. Но, по словам педагогов, таких людей намного больше – в среднем по три человека от каждого учреждения, − заключает Полина Черкас.

Эксперт: Лишение дееспособности – это убийство в человеке гражданина

Последнее в рубрике