Как представителям культуры и IT-сферы создать успешный бизнес?

Как представителям культуры и IT-сферы создать успешный бизнес?

На искусстве перспективно зарабатывать, ведь в креативных индустриях людей не вытеснят роботы.

IT-сфера остается одной из самых успешных в белорусской экономике, но держится несколько наособицу. Пока стартапы и хакатоны растут как на дрожжах, в культуре зачастую сохраняются хронические проблемы: нехватка денег, неумение их зарабатывать без вреда для культурного продукта, сложности с современной технологичной упаковкой. Помочь может креативная экономика.

Креативная экономика размывает консервативные границы культуры

— Культурное наследие должно быть доступно в цифровом виде и по свободной лицензии, — говорит Джил Казинс, исполнительный директор европейской электронной платформы для культуры Europeana.

И это не благотворительность: на открытом культурном продукте можно зарабатывать, ведь искусство всегда привлекает трафик, а его уже можно монетизировать.

Это лишь один из примеров того, как соединение культуры и новых технологий позволяет создавать новый продукт с интересной экономической моделью. Такие образцы объединяет концепт креативной экономики, где пересекаются бизнес-подход, технологические инновации и культурный бэкграунд.

Например, это могут быть мобильные приложения. Эндрю Эрскин, старший партнер британской компании Tom Fleming Creative Consultancy, на конференции Create IT рассказывал про Clapping Music App. Это приложение превращает классическую композицию «Clapping Music» композитора Стивена Райха, американского основоположника музыкального минимализма, в игру для смартфона, где каждый может тренировать свой ритм.

Как отмечает Эндрю Эрскин, это не только популяризирует музыку, но и размывает ее жесткие консервативные границы (мол, оркестровая музыка не для простых людей). Что же касается монетизации, то через подобные приложения британский эксперт предлагает организовывать эксклюзивные платные трансляции с культурных событий.

На мировой культуре в Беларуси можно зарабатывать

Впрочем, за успешным опытом кооперации культуры и IT не обязательно ехать в Британию. Арт-менеджер Екатерина Солодуха вспоминает проект «TheatreHD» от Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн», в рамках которого проходят трансляции лучших театральных постановок – спектаклей, опер и балетов. С главных мировых площадок – лондонского Королевского Национального театра, московского Большого театра или нью-йоркской Метрополитен-опера они переносятся в кинотеатры Минска, Витебска и Гомеля.

С одной стороны, тут очевидна огромная образовательная роль: белорусы приобщаются к самому современному мировому культурному наследию. Но в Беларуси «TheatreHD» продвигают вполне коммерческие кинотеатры – например, единственная частная сеть Silver Screen Cinemas или премиальный кинотеатр Falcon Бутик Кино (там билеты на театральные трансляции успешно продаются по 10 долларов).

Есть и более утилитарные примеры: как рассказал Сергей Сергеенко из EPAM, белорусские айтишники совсем не чужды культуре:

— Многие переговорки у нас были названы именами белорусских городов, а релизы – именами белорусских писателей.

IT-бизнесмены готовы поддерживать культурные проекты. Решающую роль тут может играть личный интерес руководителя, собственника, поэтому заинтересованным деятелям культуры рекомендуют в первую очередь продавать продукт не компании, а человеку, ориентироваться на его увлечения. Правильный выбор может стать основой для будущих проектов креативной экономики.

Пиар в партизанском краю

Почему же пока примеров подобной кооперации между культурой и IT мы знаем в Беларуси не так много, что этому мешает?

— Когда говорят об IT, всех излишне перевозбуждает количество денег в этой отрасли, а мы страна бедная, — иронизирует Александр Василевич, директор рекламного агентства Publicis Hepta Belarus.

В такой атмосфере айтишников то воспринимают как дойных коров для других отраслей («им же не жалко дать на культуру, они ведь богатые»), то банально завидуют успеху – не самые хорошие ингредиенты для начала плодотворного сотрудничества.

А когда сотрудничество все же получается, историями успеха еще нужно делиться с широкой публикой, чтобы они вдохновляли окружающих браться за подобные инновационные, амбициозные дела. Пока это явно не сильная сторона белорусов:

— Есть белорусская студия, которая продала свой сериал Disney, но никто об этом не знает, потому что зачем? Партизанский край! — негодует Алексей Крученок, организатор первого в Беларуси музыкального хакатона Minsk Music Tech.

В таких условиях с кооперацией в целом, тем более для новых отраслей, в нашей стране дело обстоит сложно.

— Беларусь состоит из островков, которые не то чтобы ненавидят друг друга, но не стремятся узнать, — заключает Александр Василевич.

В условиях такой добровольной изоляции и взаимного недоверия сложно создать инновационный продукт на стыке двух индустрий, как того требуют реалии креативной экономики. Между тем, именно за ней будущее.

— Это тот редкий сектор, где людей скоро не вытеснят роботы, — резюмирует Тим Уильямс, руководитель программы ЕС – Восточного партнерства «Культура и креативность».

А это значит, что если белорусская культура и бизнес хотят выжить, то все эти трудности им предстоит преодолеть вместе.

«Какая разница, сколько лет вашим кедам, если вы гуляете в них по Парижу»Креатив на экспорт: смогут ли белорусы продать свой творческий потенциал?

Последнее в рубрике