«Учитывая тенденции, «Амкодору» нужно переходить на военную тематику»
28.05.2017
Сергей Василевский, Завтра твоей страны

«Учитывая тенденции, «Амкодору» нужно переходить на военную тематику»

Эксперты оценили, нужен ли Беларуси новый тракторный завод.

Владелец «Амкодора» Александр Шакутин планирует построить новый тракторный завод. О его планах сообщил вице-премьер Владимир Семашко. По мнению вице-премьера, новое производство автотракторной и коммунальной техники поспособствует развитию конкурентной среды, в том числе и для Минского тракторного завода.

Объем инвестиций в новое производство составит 300−350 млн долларов, планируется использовать китайские кредиты. Завод могут построить в течение трех лет после принятия окончательного решения по кредитованию.

Романчук: Почему бы и не сделать это за счет налогоплательщиков?

Безусловно, это новость, считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

Ведь раньше Лукашенко притягивал к госпредприятиям огромное некоммерческое внимание.

— И в отношениях с Россией действовала такая логика: у нас есть предприятия, зачем вам создавать аналогичные — давайте пользоваться нашими. Имелись в виду и МАЗ, и «Гомсельмаш», и Минский тракторный завод, — говорит экономист.

Он обращает внимание на то, что 350 миллионов долларов планируют потратить не на ультрасовременные технологии, способные послужить прорывом для экономики, а на то, что доступно пониманию сегодняшних чиновников и «красных» директоров.

— Однако нужно ли строить новый завод, если МТЗ сегодня выпускает около 30 тысяч тракторов, а может при этом выпускать все 100 тысяч? Может, стоило бы создать что-то на эти деньги на базе МТЗ? — задается вопросом эксперт.

Он видит несколько сценариев развития истории с будущим тракторным заводом.

Первый — Шакутин построит новый завод, а МТЗ в это время утратит управление. И через некоторое время предприятие перейдет в доверительное управление Шакутина на 5-10 лет.

— И это будет управляемое номенклатурой поглощение государственного промышленного гиганта частной фирмой, которая не имеет опыта управления тракторным производством, маркетингом, созданием сети сбыта и обслуживания, — высказывает предположение экономист. — Без приватизации может быть реализована такая схема, которая будет выгодна властям. Часть производств МТЗ может быть продана или ликвидирована, остальное могут объединить с «Амкодором». Почему бы и не сделать это за счет налогоплательщиков, на которых ляжет груз очередного кредита?

Вторым вариантом может быть простое желание освоить деньги, считает Романчук. Но здесь есть свои нюансы:

— Такая сумма — это хорошие зарплаты для менеджеров, для строителей. Год-два завод будет строиться. Хотя уже достаточно данных, чтобы убедится в том, что сегодня вложения в основные фонды, стены, оборудование не дают такого возвратного капитала, как это было 10 лет назад. Опоздал господин Шаутин с такого рода инвестициями.

Шлындиков: Это очень рискованное предприятие

Бывший гендиректор концерна «Амкодор», экономист Василий Шлындиков уверен, что создать новое тракторное производство «Амкодору» под силу.

— В свое время конструкторское бюро «Амкодора» было очень сильным, а трактор — не самая сложная машина. Если там сохранилось такое КБ, то не вижу проблем.

Другое дело, считает собеседник Завтра твоей страны, что создание нового тракторного завода, имея под боком существующий МТЗ, несет в себе большие риски:

— Я бы точно так не поступил. Как и за счет чего потом возвращать все эти кредиты? При тех прибылях, которые сегодня получает «Амкодор», сделать это нереально. И еще вопрос, будет ли он получать большую прибыль, учитывая то, кому собираются продавать продукцию нового завода.

В России, как отмечает эксперт, пока заметного оздоровления экономики не видно, а судя по ее агрессивной внешней политике, санкции вряд ли будут сняты в ближайшее время.

— Соответственно, не стоить ожидать, что в ближайшие годы белорусы смогут поставлять в больших количествах технику в соседнюю страну, — подчеркивает эксперт.

В крайнем случае, говорит экономист, построенный завод можно будет перевести на выпуск другой продукции.

— Не будут продаваться трактора — начнут выпускать другие машины, — убежден Василий Шлындиков.

В качестве альтернативной продукции, по его мнению, могла бы выступить востребованная в сегодняшних реалиях техника военного назначения. Что также по силам «Амкодору».   

Последнее в рубрике