
«В трудные времена белорусы занимают позицию страусов, только голову прячут в бутылку»
За сколько лет можно отучить страну пить, и что для этого надо делать.
Власти заверяют, что ежегодное потребления спиртного в Беларуси постепенно снижается.
Если 2014 году белорусы выпивали 15,13 литра алкоголя в пересчете на душу населения, а страна входила в десятку самых пьющих в мире, то на начало 2016 года этот показатель составил 9,05 литра. Таковы данные официальной статистики.
Однако эксперты сходятся во мнении, что уровень алкоголизации белорусов остается довольно высоким.
Кто виноват и что делать?
Губит белорусов пиво?
На диспансерном учете в Беларуси состоят 169 тысяч человек, имеющих алкогольную зависимость.
— В том, что белорусы много пьют, виновато пивное лобби, — считает Владимир Иванов заведующий наркологическим отделением для лечения и реабилитации лиц, страдающих синдромом зависимости от психоактивных веществ, РНПЦ психического здоровья. — СМИ и торговцы долгое время уверяли, что пиво – это не алкогольная продукция. В итоге у нас очень много пивных алкоголиков, в том числе женщин и детей.
Стремительный рост пивной алкоголизации, как считает врач, во многом обусловлен доступностью этого напитка.
Он отмечает: эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) еще в середине прошлого века пришли к выводу, что алкоголизация населения зависит от цены спиртного. В частности, от того, насколько водка дешевле хлеба.
— При большевиках водка стоила 2 рубля 87 копеек, хлеб – 14 копеек, батон – 16, кружка пива – 23-24 копейки. Как видим, водка была относительно дорогим продуктом, — напоминает нарколог.
Сейчас, по его словам, самая дешевая бутылка водки стоит примерно 6 рублей, 0,5 литра пива – как буханка хлеба – 1 рубль.
Владимир Иванов отмечает и такой минус, как шаговая доступность алкоголя. Например, в Норвегии и Швеции одна точка с лицензией на продажу алкоголя приходится на 20-30 тысяч человек, в Беларуси – на 500 человек.
По мнению нарколога, для снижения уровня алкоголизации белорусов следует повысить цены на спиртное, устранить шаговую доступность этих напитков, а также ограничить их продажу в ночное время.
Эксперт также считает, что необходимо взять на вооружение опыт скандинавских стран, где для производителей и торговцев алкоголем устанавливают налог, за счет которого те должны сами проводить профилактические мероприятия, работать с зависимыми людьми.
— Нехорошо торговать ядом и оставаться в тени. Было бы неплохо, например, чтобы завод по производству спиртных напитков содержал диспансер, — предлагает Владимир Иванов.
Спиваются не от хорошей жизни
Социологи отмечают, что на рост алкоголизации в белорусском обществе влияет целый комплекс причин.
В частности, по данным исследования, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси, «на распространенность пьянства и алкоголизма в стране основное влияние оказывают низкий уровень жизни населения (43,5%), отсутствие интересных занятий в свободное время (38,3%), неправильное воспитание в семье (37,5%)».
Экономист Ярослав Романчук утверждает, что люди пьют от отчаяния, неуверенности, агрессивности в свете напряженности рынка труда, дисбаланса доходов и расходов.
— В трудные времена многие белорусы занимают позицию страусов, только голову прячут не в песок, а в бутылку, — говорит экономист. — Конечно, есть еще один аспект – наша культура пропитана алкоголизмом, все праздники и юбилеи принято отмечать лицом в салате.
Врач-психолог Ошмянской центральной районной больницы Валентина Масилевич, считает, что истоки алкоголизма не столько в плохой жизни, сколько в неумении людей, злоупотребляющих спиртным, решать свои проблемы.
Вместо того, чтобы искать ответы внутри себя, алкоголики, как правило, ищут виноватых.
— Если человек хочет, он найдет занятие и помимо употребления спиртного. Просто белорусы привыкли, что за них кто-то всегда решает, — отмечает Валентина Масилевич.
Как отучить страну от пьянства
За 25 лет независимости в Беларуси так и не было проведено полноценной антиалкогольной кампании.
Ярослав Романчук считает, что все попытки властей по ее запуску – имитация, выгодная лишь государственным монополистам, производящим алкоголь. Например, в течение последней пятилетки в стране действовало Постановление Совета Министров «О государственной Программе национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма». Аналогичная программа принята и на 2016-2020 годы.
— Толку от этих программ нет, хотя и звучат гордо. Любые кампании действенны, если они снижают производство и потребление алкоголя, а этого не было,— говорит Ярослав Романчук.
Экономист считает: чтобы отучить белорусов пить, потребуется не менее 25 лет. По его словам, необходимо провести реформы здравоохранения и страхового рынка, когда за свои вредные привычки белорус будет платить больший страховой взнос, чем тот, кто ведет здоровый образ жизни.
Также, по мнению эксперта, нужно реформировать рынок труда.
– Важно, чтобы в сознании людей повышалась ценность работы, в свою очередь работодатели не должны допускать к работе любителей выпить, — подчеркивает аналитик.
Помимо этого, как считает экономист, следует снизить таможенные тарифы на качественные вина, чтобы белорусы не гробили здоровье плодово-ягодными.
Эксперты подсчитали, что расходы государства на устранение проблем алкоголизма в 8 раз выше, чем доходы от реализации спиртного.
— Тем не менее, власти не торопятся серьезно реформировать данную сферу, несмотря на тревожные звоночки от ВОЗ и исследователей, — резюмирует Ярослав Романчук.