Дальнейшее повышение пенсионного возраста неизбежно
03.10.2016
Дмитрий Заяц, Naviny.by

Дальнейшее повышение пенсионного возраста неизбежно

Других вариантов решения проблемы, связанной с потенциальным дефицитом пенсионного фонда, просто нет.\r\n

Через три месяца в Беларуси начнется ежегодное повышениепенсионного возраста. Предполагается, что за 2017-2022 гг. пенсионный возрастженщин повысится с 55 до 58 лет, а мужчин — с 60 до 63 лет. Вместе с тем, какпрогнозируют эксперты, на этом процесс не остановится, и после 2022 годаБеларусь будет вынуждена продолжать повышать пенсионный возраст.

Пенсионные расходымогут удвоиться

На минувшей неделе руководство Министерство труда исоциальной защиты заявило о том, что вопрос о дальнейшем повышении пенсионноговозраста «не рассматривается». Помнится, точно такие же заявления руководящиеработники Минтруда делали в 2015 году — за полгода до президентских выборов,когда также говорили о том, что пенсионный возраст повышать не планируется.

Однако прошли выборы, и сегодня повышение пенсионноговозраста — уже принятое решение, которое вступит в силу с 2017 года. Через тримесяца пенсионный возраст мужчин и женщин увеличится на полгода, а в 2022 годуи вовсе повысится до 58 лет для женщин и до 63 лет для мужчин.

Между тем Международный валютный фонд рекомендует Беларусиувеличивать пенсионный возраст и после 2022 года. В недавнем докладе фонда,который был опубликован две недели назад, говорится, что Беларуси необходимоосуществить «постепенное увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин до65 лет и последующую его привязку к средней продолжительности жизни».

Демографический прогноз, который подготовил Международныйвалютный фонд, свидетельствует о том, что вероятность такого развития событийвелика.

По информации БелаПАН, оценки МВФ свидетельствуют о том, чтоотношение количества пенсионеров к трудоспособному населению будет быстроувеличиваться — с 40% в 2015 году до 68% к 2050 году.

В связи с этим эксперты валютного фонда ожидают, что расходына пенсии в Беларуси возрастут с 9,6% ВВП в 2015 году до 12,4% в 2030 году и до16,1% ВВП в 2050 году. Как следствие, если после 2022 года пенсионный возрастне поднимать, то дефицит существующего пенсионного фонда Беларуси в 2030 годубудет равен 2,8% ВВП, а в 2050-м — 6,5% ВВП.

Белорусские экономисты также ожидают роста пенсионныхрасходов в стране в связи со старением населения.

Так, по оценкам экспертов Белорусского экономическогоисследовательско-образовательного центра (BEROC), если в 2013 году расходыпенсионного фонда составляли около 9% ВВП Беларуси, то к 2050-му достигнут 20%ВВП. Соответственно, если в пенсионной системе ничего не менять и пенсионныйвозраст не увеличивать, дефицит пенсионного фонда Беларуси из-за старениянаселения будет гарантирован.

Реформа пенсионнойсистемы назрела

По мнению экспертов, вероятность того, что повышениепенсионного возраста, которое начнется в 2017 году, продолжится и после 2022года, велика. Соответственно, на пенсию работники в Беларуси смогут выходить неранее 65 лет.

«Демографические перспективы таковы, что никуда мы неденемся от увеличения пенсионного возраста до 65 лет. Других вариантов решенияпроблемы, связанной с потенциальным дефицитом пенсионного фонда, просто нет», —отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН директор Исследовательского центраИПМ Александр Чубрик.

Схожего прогноза придерживаются другие наблюдатели.

«На резкое повышение пенсионного возраста, чтобы недопускать социального напряжения в обществе, власти не пойдут. Однако в том,что постепенное повышение пенсионного возраста, которое начнется в 2017-м,будет продолжаться и в 2020-е годы, можно не сомневаться», — говорит экономист Антон Болточко.

Сегодняшние официальные заявления, считает он, о том, чтодальнейшее повышение пенсионного возраста не рассматривается, мало что значат.

«Чиновники, которые сегодня заявляют об отсутствии планов поповышению пенсионного возраста, могут раздавать обещания, ведь не факт, что ониостанутся на своих должностях к тому времени, когда очередное решение оповышении пенсионного возраста будет принято», — отмечает Антон Болточко.

В связи с неизбежным, как считают эксперты, повышениемпенсионного возраста государству следует принимать превентивные меры на рынкетруда. Белорусские экономисты видят в этой ситуации несколько ответом наизбитый вопрос «что делать?».

Во-первых, считают наблюдатели, государству следует сделатьконкретные шаги на рынке труда, чтобы люди предпенсионного возраста, надкоторыми чаще всего нависает дамоклов меч сокращений, имели возможность найтидостойную работу.

«Ключевая задача сегодня — повысить уровень пособия побезработице до величины прожиточного минимума, чтобы все люди, которые покаким-то причинам остались без работы, могли в течение шести месяцев егополучать. Вторую задачу, которую одновременно с этой необходимо решать —создать реально действующие программы переквалификации, чтобы люди могли найтив будущем рабочее место на рынке труда», — считает Александр Чубрик.

По его мнению, государству следует способствовать тому,чтобы частный бизнес и образовательные учреждения сотрудничали друг с другом воимя подготовки востребованных работников для рынка труда.

«Бизнес знает, кто им нужен, а люди вправе выбирать, где онихотят работать. Роль государства в данном случае — создать инфраструктуру,чтобы система повышения квалификации работников реально работала иудовлетворяла как потребности бизнеса, так и нужды людей», —  полагает Чубрик.

С другой стороны, отмечают экономисты, наряду с изменениямина рынке труда, которые важны для лиц предпенсионного возраста, необходимосоздать условия для увеличения дохода будущих пенсионеров.

«Повышение пенсионного возраста — не пенсионная реформа,этот шаг никак не влияет на уровень благосостояния пенсионеров. Необходимовнедрять элементы накопительной пенсионной системы, чтобы будущие пенсионерымогли иметь достойный доход и уровень жизни», — говорит Антон Болточко.

Шаги, которые уже сейчас делает правительство по требованиюкредиторов (рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сокращение перечнятоваров, цены на которые регулирует государство), могут снизить и без тогоневысокую покупательную способность пенсионеров. Поэтому реформированиебелорусской пенсионной системы и внедрение накопительных элементов — сценарийтакой же неизбежной, как и повышение пенсионного возраста.

Последнее в рубрике